В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основные составляющие этого важного фактора правовой культуры. Автором проведен достаточно углубленный анализ правовых отношений в государстве, показаны все проблемы, сложности и особенности юридического и социального маргинального отношения к праву. Особое внимание уделено логике развития маргинального проявления к праву, на основе реализуемых представлений о праве и законности в современных условиях и последствий этого. В статье делается общий вывод о том, что решением проблем маргинального отношения к праву видеться только в повышении правовой культуры и правильном формировании правосознания маргинальных групп, а также населения в целом.
Ключевые слова: право, маргинальность, отношение к праву, гражданин, государство, правовые отношения, правовая культура.
Большинство современных научных теорий отождествляет право с законом и волей государства. Сегодня оно является базовым как для теории права и государства, так и для практической юриспруденции. По мнению Л. В. Юн «Это направление прочно удерживает свои позиции объективно инструментального характера и в качестве универсального средства используется для успешного и достаточно эффективного регулирования общественных отношений» [15].
В то же самое время стремительное развитие цивилизации вносит свои коррективы в отношения гражданина и права в части его понимания и исполнения. Как отмечает В. В. Лазарев: «…понимание права — вещь необыкновенно практическая не только с точки зрения ориентира поведения каждого практического юриста, но и по самому большому счету: следует ли бороться за право и правовое поведение…» [5]. Между тем понятия права и модели отношения к нем у могут быть различными, и это естественно как для науки, так и для человеческого общества.
В конце 90-х годов ХХ столетия в оборот юридической науки был введен термин «маргинальное поведение». Сегодня он приобрел общеправовую значимость, исследование содержания которого в нынешней российской действительности является все более актуальным.
Процесс познания того или иного вопроса требует теоретического раскрытия сущности понятий, содержащихся в вопросе. В данном случае необходимо раскрыть понятие «маргинальное проявление к праву».
Право — это целостная система правил и норм поведения, обязательных для общества, определенных формально, которая регулирует социальные отношения и гарантированные государством нормы, что, в конечном счете, позволяет ему быть одним из механизмов регуляции социальных отношений [3]. Маргинальное проявление к праву находит свои начала в социальной плоскости a заканчивает в плоскости сугубо юридической.
Видный социолог Э. Дюркгейм указывал, что идеальное (метафизическое) право, воплощающееся в нормах-принципах, нормах-целях, таких, как например, правовое государство [2]. Оно уже подразумевает доминирование правомерного поведения в таком государственном устройстве. Однако кроме правомерного поведения существуют и маргинальные проявления отношения к праву.
Феномен маргинальности означает отчужденность, пограничность, неадаптивность к соционормативному пространству [11].
Под правовой маргинальностью понимается самоорганизующаяся система обусловливающих друг друга факторов объективного (политического, социально — экономического, идеологического, законодательного, культурного и др..) и субъективного (личностно — биопсихологического, духовно — нравственного и др..) характера,, детерминирующая взаимное отчуждённое, деаксиологическое состояние правоотношений (в широком смысле) государства и личности [12].
Маргинальность обозначает особый комплекс черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу тех или иных обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы [8].
Маргинальное поведение — это поведение, основанное преимущественно на страхе. Оно хотя и является правомерным, но находится на грани с неправомерным [10].
Маргинальное отношение к праву означает такое расположение субъектов права к содержанию правил поведения, при котором, дальнейшее их действие приведет к нарушению системы общеобязательных, формально-определённых и гарантированных государством правил поведения. Одним из элементов маргинального проявления к праву является маргинальное поведение.
Маргинальное поведение находится на грани антиобщественного, ведущего к правонарушению, однако не становится таковым в силу того, что в психическом механизме его поведенческих побуждений «срабатывают» такие движущие силы, как угроза возможного наказания, боязнь осуждения и иные мотивы торможения, удерживающие лицо от правонарушения [6].
Для Российской Федерации для ХХI века характерные маргинальные проявления к праву, к сожалению, весьма часты и разнообразны. Примерами этого является отношение обычных граждан, к сотрудникам ГИБДД, когда он останавливает их при нарушении скоростного режима. Вместо признания вины водители всячески скрывают факт нарушения, несмотря на то что оно было. И только введение радаров для измерения скорости и камер видеофиксации нарушений позволило преодолеть эти маргинальные проявления к праву в силу наличия неоспоримых доказательств. Попадание человека в маргинальную ситуацию приводит к определенным последствиям, которые в социологическом смысле можно выразить в правовых терминах. В приведенном выше примере это: превышение скорости, ПДД, нарушитель.
При этом, маргинальное проявление к праву, как показывает отечественная и мировая практика она представляет собой юридическую проблему в разной степени характерную для всех государств мира. Характер последствий этого, в свою очередь в немалой степени зависит от поведения личности, попавшей в маргинальную ситуацию. Вовсе не обязательно, что человек, попавший в маргинальную ситуацию, оказывается подавлен и уничтожен ею.
Маргинальность статуса может быть своего рода катализатором для активной реализации способностей человека, активизации его внутренних ресурсов. В этом случае люди «ведут себя активно, демонстрируя личностные стратегии решения ситуации» [7]. В США, например в силу доступности оружия, подростки в школах решают спорные ситуации, расстреливая учителей и одноклассников. Этим они нарушали закон и проявляли своё маргинальное проявление к праву.
Маргинальное поведение может быть, по мнению Степаненко Р. Ф., социально-активным излишне, если речь идет, например, о правовом идеализме либо правовом фетишизме. Логико-методологические основания позитивистско-правовых юридических конструкций не всегда учитывают особенности плюралистического правопонимания, в особенности антропогенного характера, находящего различия в сфере исследований мотивации правомерного поведения граждан [13].
Можно констатировать, что маргинальное поведение есть тип правомерного поведения, основывающегося на мотивах страха ответственности, личных эгоистических расчетов, боязни осуждения со стороны окружающих, государства, общества.
Решение проблем маргинального проявления к праву видеться только в повышении правовой культуры и правильном формировании правосознания маргинальных групп, а также населения в целом.
Признание многих видов маргинального поведения вполне правомерным «отрывает» сам закон как правовой феномен. От его правовой сущности, сужая до «продукта воли законоустанавливающей власти» [14]. В этих случаях выступая исходным первоисточником права, такой закон вряд ли способствует обогащению аксиологического содержания, как самого права, так и его морально-нравственных и социально-значимых обоснований в нормативно-правовых актах.
Успешное и эффективное решение социальных, экономических и политических задач настоящего времени становится невозможным без процесса подготовки к непосредственному активному участию и претворении в повседневную жизнь положений правовых норм. Это не представляется возможным без воспитания в каждом члене общества глубокого уважения к закону и праву, что в конечном итоге, позволяет повысить уровень правовой осознанности личности [1].
Основными предпосылками для формирования юридически значимого поведения личности служит именно уровень ее правосознания, это необходимое условие для успешной реализация правовой реформы и последующего становления правового государства и гражданского общества [9].
В этой связи, правосознание можно охарактеризовать, как духовное начало права, его движущую мотивационную силу, которая, воздействуя на правовое поведение и социальные отношения, ведет личность к развитию правовой активности.
Современное российское правосознание находится в состоянии некоего кризиса, для выхода из которого, необходимо принятия определенных мер воздействия, направленных на формирование правовой культуры личности в обществе и повышении уровня правосознания. Необходимо постоянно преодолевать правовой нигилизм, свойственный российским гражданам, с целью формирования уважения к закону и праву, как личностных убеждений каждого человека [4].
В ряду этих мер особое, ключевое место должно занять правовое воспитание. Это весьма эффективное средство для укрепления правопорядка и закона, а также правильного, целеустремленного формирования интересов личности и ее потребностей. Формирование уважения к закону и праву должно служить главной целью правового воспитания. Оно должно формировать социально-активное поведение личности в правовой среде и опираться на стойкие правовые взгляды, убеждения, оценки и установки. Его задача — прививать населению навыки правомерного восприятия действительности. Таким образом, правовое развитие личности есть процесс формирования правового сознания и последующей правовой культуры поведения, поэтому именно на эти аспекты и должно опираться правовое воспитание.
По материалам статьи можно сделать вывод, что в Российской Федерации ХХI века проблема маргинального проявления к праву обязательно должна быть учтена при обосновании развития правовой политики. В силу этого она должна позитивно влиять как на становление, так и развитие общей и правовой культуры граждан, в том числе, социально-неблагополучных — т. е. маргинальных их представителей.
Литература:
- Демидова И. А. Теория правовой культуры современного общества в контексте междисциплинарных исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. № 4 (12). С.66–69.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. Определение общественного труда. Метод социологии. М.: ВШ, 1991. 245 с.
- Зинченко С. А. О понятии сущности права // Северокавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 13–15.
- Колпаков В. В. Пути повышения политической культуры российского общества // Вестник ЗабГУ. 2017. № 3.С.55–59.
- Лазарев В. В., Липень С. В., Саидов А. Х. Проблемы общей теории jus / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 656 с.
- Малько А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М.: ВШ, 2018.475 с.
- Маргинальность в современной России. — Коллективная монография. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000.374 с.
- Ольшанский О.В., Политическая психология, М.: ВШ, 2012.450 с.
- Пиголкин А. С., Головистикова А. Н. Теория государства и права. М.: ВШ, 2018. 357 с.
- Радько Т. Н. Теория государства и права. Воронеж: ВГУ, 2016. 445 с.
- Степаненко Р. Ф. Генезис общеправовой теории маргинальности: монография / Р. Ф. Степаненко // Под. ред. д-ра филос. наук, д-ра юрид. наук, проф. О. Ю. Рыбакова — Казань: «Университет управления «ТИСБИ», 2012. 342 с.
- Cтепаненко Р. Ф. Общеправовая теория маргинальности о проблеме правового регулирования социально-экономических отношений.//Право, 2014..№ 2.С.44–49.
- Степаненко Р. Ф., Степаненко Г. Н. Теория предупреждения правонарушений: общеправовые и логико-методологические проблемы // Образование и право. — 2017. — № 2. С. 158–162.
- Степаненко Р. Маргинальное поведение в формате современных общеправовых исследований.// Материалы Академия управления ТИСБИ. 2017. № 4.С.55–59.
- Юн Л. В. Проблемы правопонимания в концепции правомерного поведения // ВЭПС. 2017. № 2.С.131- 135.