Мы являемся «социальными животными», и наши связи усиливаются в социальных сетях. Неудивительно, что контент для здорового образа жизни широко распространен в социальных сетях и что он оказывает мощное, реальное воздействие на людей, что делает его важной платформой для бренда хорошего самочувствия. Контент должен эффективным для самочувствия, чтобы люди могли делать небольшие изменения в образе жизни, которые со временем приводят к большим успехам.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, молодежь, интернет, коммуникации, средства массовой информации, личность, психология, технология, социум, социальные сети.
We are social animals, and our connections are amplified on social media. It is not surprising that healthy lifestyle content is heavily shared on social networks, and that it has a powerful, real-world effect on people, making it the important platform for wellness brands. Effective content must simplify wellness so that people can make the small lifestyle changes that lead to big benefits over time.
Key words: healthy lifestyle, youth, Internet, communications, mass media, personality, psychology, technology, society, social networks.
Трудно найти область человеческой деятельности, которая бы ни была представлена в Интернете. С помощью интернета можно заявить о себе на весь мир, создав личную домашнюю страничку о чём угодно, разумеется, в рамках законодательства. По мере приспособления к вкусам и нуждам широкой публики, интернет приобрёл такую толерантность по отношению к совершаемым в нём действиям, что и поисковая активность, и новостные порталы, и электронные библиотеки, и почта, и дистантное обучение, и получение консультаций, и онлайновые компьютерные игры, и ведение блогов, и оплата счетов, и покупка товаров являются одинаково важными операциями для цивилизованного человека.
Кроме того, наиболее активно люди участвуют в интернет-коммуникациях, предпочитая их «живому» непосредственному общению. Удобство использования социальных сетей очевидно: выйти на персональную страничку в интернете при помощи смартфонов, планшетов и других гаджетов можно и в транспорте, и на работе, и дома, и в клубе. При этом неважно один человек или с друзьями, коллегами, ведь данная форма коммуникации успешно интегрируется в любые сферы общения. Задачи, решаемые участниками социальных интернет-сообществ, весьма разнообразны — это могут быть рабочие вопросы, развлечения, знакомства, поиск научной, новостной, служебной, бытовой информации, самообразование, самопрезентация и самореклама.
Знания об особенностях поведения и реакции современных людей, их позитивных и негативных моментов, позволят оказывать адресную помощь в вопросах коррекции неадаптивных стратегий коммуникации, влияющих на социальное поведение человека, особенно в контексте сохранения здорового образа жизни.
В работах, посвященных проблемам интернет-коммуникаций, рассматриваются причины создания виртуальных личностей, их мотиваций (Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина, О. Н. Арестова, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова, К. Янг, Дж. Сулер, Э. Рейд, Б. Бекер и др.). Исследователи отмечают частое несоответствие реальных и виртуальных идентичностей. При этом одни отмечают, что это определяется возможностью в виртуальных сетях выразить нереализованные стороны своего многогранного «Я» (компенсаторные причины конструирования идентичности). Другие считают, что множественность самопрезентаций в интернете отражает изменчивость идентичности социального субъекта в современном мире (поисковые причины конструирования идентичности, экспериментирование) [3].
Действительно, социальные сети являются отличной площадкой для демонстрации статуса, знаний и чувств при помощи, например, фотографий в дорогом месте, умных комментариев и постов и др. Такая форма поведения усиливает нарциссические качества молодых людей. Подобные случаи можно рассматривать как нарциссическую форму селфизма. Данное поведение может проявляться в желании изменить свою внешность не только с помощью макияжа и вещей, но более радикально — пластические операции (особая модная тенденция наблюдалась в публикации личных фотографий с увеличенными губами). Активные молодые пользователи социальной сети чаще делают селфи, в том числе и экстремальные, с цель привлечения внимания (селфи на горном обрыве, на высоте, в полете, за вождением транспорта и т. д.); часто выкладывают фотографии еды, приготовленного блюда для демонстрации своих кулинарных навыков, а также беспрестанное смотрение в зеркало («лифтолук»), прихорашивание [3].
Не секрет, что на сегодня здоровый и активный образ жизни является модным. И уже были проведены исследования, которые пытались объяснить эту моду. В современном мире выбор образа жизни всегда происходит под влиянием тех ресурсов, которыми располагает человек и его социальной идентичности. Как отмечают западные социологи, обладание ресурсами позволяло отдельным группам иметь достаточно свободного времени для спортзала и прогулок. Каждый человек понимает, что мода на здоровье и активную заботу о нем началась с обеспеченных социальных групп в развитых странах. С тех социальных групп, которые обладали богатством, престижем, властью — часто экономической — и являлись объектом подражания для менее продвинутых слоев населения. В итоге, в странах Запада здоровый образ жизни стал означать «хороший» образ жизни. Именно этот факт и обращает внимание людей на все то, что связано со здоровьем и двигательной активностью.
Как отмечает Мануэль Кастельс: «В мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, поиск идентичности, коллективной или индивидуальной, приписанной или сконструированной, становится фундаментальным источником социальных значений... Люди все чаще организуют свои смыслы не вокруг того, что они делают, но на основе того, кем они являются, или своих представлений о том, кем они являются» [5]. Та составляющая идентичности, которая отражает отношение человека к ценностям здорового образа жизни и физической активности, является, безусловно, сконструированной. Таким образом, здоровый образ жизни, посещение спортзалов, забота о своем теле, становятся инструментом, при помощи которого люди идентифицируют себя с представителями успешных и процветающих социальных слоев.
Здоровый образ жизни, как признак социального статуса, открывает широкие перспективы популяризации двигательной активности, здорового питания и отказа от вредных привычек. Фактически здоровый образ жизни имеет все шансы для превращения в общественную ценность, хотя эта возможность еще не реализована в полной мере [4].
Исторически медицинская пропаганда осуществлялась через традиционные средства массовой информации (радио, печать, телевидение), однако в последнее десятилетие наблюдается переход к цифровым технологиям. Активно развиваются группы онлайн пациентов в социальных медиа. Поэтому использование Интернет-ресурсов в пропаганде здорового образа жизни среди подростков молодежи и молодых родителей сейчас весьма актуально.
Интернет может оказывать положительное воздействие на формирование здорового образа жизни среди пользователей в виду совершенствования коммуникативных возможностей, повышения доступности информации в сфере поддержания и укрепления здоровья, деятельности специализированных Интернет-ресурсов по пропаганде здорового образа жизни. Однако развитие интернет-технологий может и негативно сказываться на само охранительном поведении пользователей, что проявляется в уменьшении времени, которое отводится на физические упражнения, физический труд, и, соответственно, снижение функциональных возможностей и физической подготовленности, распространение интернет-зависимостей.
Успешное решение этой проблемы невозможно без формирования сознательного отношения молодежи к своему здоровью. Значительную роль в этом процессе играют именно информационные технологии, которые комплексно воздействуют на индивида и помогают формированию взглядов, образа мышления и потребностей. Это относится к Интернету в целом и, в первую очередь, к социальным сетям [2].
Под электронной социальной сетью будем понимать группу людей, знакомых или незнакомых друг с другом в реальности, использующих интернет-технологии с целью взаимодействий друг с другом по различным темам. Социальные сети играют для молодежи роль доски объявлений, информируя их о различных мероприятиях и событиях, связанных со здоровым образом жизни. Для молодежи наиболее актуальными мы считаем такие возможности, которые не требуют материальных затрат. Молодежь в своем большинстве сосредоточена в крупных городах — образовательных центрах, в среде которых развивается новое движение в сфере ЗОЖ. Речь идет о бесплатных физических занятиях, тренировках, практиках, лекциях и семинарах в условиях городской среды [2].
В. Ю. Альбицким, А. А. Модестовым, С. А Косовой и др. было проведено исследование, в котором на платформах социальной сети «ВКонтакте» и информационном портале «Так здорово.ру» были созданы коммуникационные группы и опросы.
Экспертная оценка показала, что 11 групп (группы здорового образа жизни) были представлены большой численностью подписчиков и созданы модераторами, являющимися либо энтузиастами, либо представителями компаний, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Среди подписчиков подростки 14–17 лет составляли 4,3–44,8 %.
На сегодняшний день определены 13 «on-line представителей» ЦЗ (группы ЦЗ), структур, занимающихся первичной профилактикой в системе здравоохранения. Эти группы с небольшой численностью подписчиков имеют фактический адрес (адрес ЦЗ), в качестве модераторов выступают сотрудники ЦЗ либо волонтеры.
Согласно балльной оценке экспертов, определены группы-лидеры, пропагандирующие здоровый образ жизни в социальной сети. Среди групп здорового образа жизни это сообщества под названием «Фитнес, диеты и здоровый образ жизни» (109 560 подписчиков), «Я не пью и не курю» (1 249 561 подписчиков) и группа информационного портала Минздрава России «TakZdorovo.ru» (35 288 подписчиков) [1].
В различных городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Краснодар, Екатеринбург, Набережные Челны и др.) регулярно организуются мероприятия для велосипедистов: открытия и закрытия велосезонов, велоночи, велопробеги, велоэкскурсии и проч. Ведётся активная пропаганда в Интернете и социальных сетях.
Развивающимся направлением уличных тренировок, информация о которых распространяется также преимущественно посредством социальных сетей, является так называемый «стрит воркаут» (англ. «street workout» — уличная тренировка) — тренировки на открытом воздухе на турниках, брусьях, шведских стенках, горизонтальных лестницах или на земле во дворах жилых домов, школьных и городских стадионах и других местах городского пространства. Тривиальным названием данного направления среди россиян служит также понятие «дворовый фитнес». Молодежи данное направление интересно прежде всего своей доступностью: занятия практически не требуют материальных затрат, кроме покупки экипировки, которая ограничивается свободной одеждой и удобной обувью [2].
Продвижение принципов здорового образа жизни в социальной сети Интернет позволяет не только разместить необходимую информацию, но и получить обратную связь с населением, и в дальнейшем провести анализ и оценить эффективность проделанной работы.
Для пользователей с высокой активностью более значимо быть социально одобряемыми, что значит представлять себя в выгодном свете. С помощью виртуальных страничек пользователь может управлять своим образом в зависимости от оценок аудитории, в том числе и незнакомой. Так, он избирательно относится к созданию привлекательного для общества образа. На фоне этого возникает повышенная зависимость от мнения других, что выражается в конформизме.
Важно отметить, что просоциальное поведение является одобряемым социумом. Среди пользователей с высокой активностью присутствует значительное количество волонтёров, участников благотворительных программ и спортивных мероприятий (пропаганда здорового образа жизни) [3].
Феномен публичности растет с развитием виртуального общения. Молодой пользователь смартфонов может в любое время опубликовать момент, который происходит с ним в данный момент, тем самым создавая иллюзию присутствия других, будто за ним постоянно наблюдают. Это побуждает виртуально активную молодёжь посещать дорогие, известные места, фитнес-клубы, участвовать в фотосессиях, разнообразя свою жизнь интересными событиями для дальнейшей публикации.
Проявляться данный феномен может в эффекте социальной фасилитации (ощущении постоянного присутствия других в своей жизни), что может привести к боязни оценки или неоценки. Данный эффект может скрываться в ожиданиях публики: когда пользователь активно публикует моменты каждого дня, он старается сделать его более интересным, насыщенным, но вместе с тем в ситуации «затишья» пользователь рискует создать ощущение, что в его жизни ничего не происходит. Таким образом, происходит замкнутый круг, где виртуальная жизнь стимулирует действовать пользователя иначе, а действуя иначе — возникает желание поделиться с этим в виртуальной жизни. Такая зависимость от социальных сетей приводит к сниженному вниманию к реальному окружению и реальной деятельности [3].
Здоровый образ жизни начал быть модным, став признаком высокого социального статуса. Больше того, он приобрел характеристики социальной ценности, однако для Украины и других постсоветских стран эту ценность пока что нельзя назвать истинной и реально влияющей на поведение и жизненный выбор большинства населения.
В таких условиях усилия государств по популяризации здорового образа жизни, не дав ощутимых результатов вряд ли имеют шансы на успех в будущем, при условии сохранения прежних подходов. В то же время можно обоснованно предположить, что популяризация здорового образа жизни, утверждение его как ценности скорее будет эффективной усилиями не только государства, но самого гражданского общества, причем именно в интернете и социальных сетях.
Таким образом, социальные сети могут привнести как положительный (в виду распространения публичных страниц, сообществ, посвященных здоровому образу жизни, возможности объединения единомышленников, распространения норм здорового образа жизни), так и отрицательный (в виду недостоверной информации, преподнесения мнений как фактов) эффект в формирование здорового образа жизни молодежи. Интернет является одним из ключевых источников распространения информации о возможностях ведения здорового образа жизни среди молодежи, поэтому данный ресурс должен активно осваиваться в целях управления данной возрастной группы.
Литература:
- Альбицкий В. Ю., Модестов А. А., Косова С. А., Иванова А. А., Волков И. М. и др. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей // Российский педиатрический журнал. — 2014. — № 4. — С. 43–48.
- Дёмина Е. П. Влияние интернет-технологий на формирование здорового образа жизни // Начуные труды центра перспективных экономических исследований. — 2016. — № 11. — С. 117–125.
- Жохова Н. Н. Влияние социальных сетей на поведение современной молодёжи // Успехи современной науки. — 2017. — Т. 5. — № 4. — С. 199–201.
- Калина М. С. Здоровый образ жизни в информационную эпоху: между ценностью и модой // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. — 2014. — № 2. — С. 47–50.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. — М., 2000. — 606 с.