В статье рассматриваются вопросы преодоления и профилактики конфликтов между родителями и детьми. Представлен комплекс мер, направленных на профилактику и преодоление конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.
Ключевые слова: конфликты, детско-родительские отношения, детско-родительский конфликт, профилактика и преодоление конфликта.
In thе аrtiсlе thе quеstiоns оf оvеrсоming аnd рrеvеntiоn оf соnfliсts bеtwееn раrеnts аnd сhildrеn, thе соmрlех оf thе mеаsurеs dirесtеd оn рrеvеntiоn аnd оvеrсоming оf соnfliсts in раrеnt-сhild rеlаtiоnshiрs.
Kеуwоrds: соnfliсts, раrеnt-сhild rеlаtiоnshiрs, раrеnt-сhild соnfliсt, рrеvеntiоn аnd оvеrсоming оf соnfliсt
Проблема детско-родительских конфликтов и их влияния на развитие личности ребенка — одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Взаимоотношения детей и родителей являются сферой, которая определяет дальнейшее формирование ребенка и психическое развитие его личности. Воздействие родителей на детей во многом связано с воспитательным влиянием на него, а представления о ребенке являются ориентировочной основой воспитания. Всем известно — какую роль играет семья в формировании уникальной социальной ситуации для каждого ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество исследований, которые раскрывают типы детско-родительских отношений, влияние этих отношений на формирование и развитие личности детей, особенности процесса социализации (Д. Боулби, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, М. Эйнсуорти и другие исследователи) [2, с. 48].
Проблема взаимоотношений детей и родителей определяется сложностью структуры — многообразием отношений родителей и детей, различными нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие [3, с. 55]. Многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня конфликтности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений (В. И. Гарбузов, А. Маслоу, К. Хорни и др.).
Конфликт — это одна из форм взаимодействия людей, социальных групп, общностей и институтов, при которой действия одной стороны, столкнувшись с действиями и интересами другой, препятствуют реализации ее целей. Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими стратегиями как: демонстративные действия негативного характера; неподчинение требованиям родителей, отказ; стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий, замкнутость [1, с. 124].
Вопросы профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов в семьях дошкольников затрагивались в исследованиях А. А. Бодалева, А. И. Захарова, З. Матейчик и другие. Процесс профилактики и преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях в период дошкольного детства должен осуществляться при параллельной работе детской игровой группы, родительского семинара и родительских групповых занятий, с применением метода совместной игры ребенка и родителей. Групповая работа с детьми, по мнению О. А. Карабановой, должна быть направлена на коррекцию отношений детей к родителям. Основной задачей психокоррекции в детской группе является устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, формирование новых контактов с миром [2, с. 27].
Основной задачей коррекции в родительских группах является изменение ненормальных родительских позиций и стиля воспитания, оптимизация форм родительского воздействия, обогащение знаниями о психологии семейных отношений и психологических законах развития ребенка.
Наиболее эффективный результат профилактики и преодоления конфликтов между родителями и детьми дает игровой тренинг. Детско-родительский игровой тренинг должен быть выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. B процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем [4, с. 33].
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами был разработан комплекс мер, направленных на профилактику и преодоление конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях, который включает в себя следующие направления [6]:
– изучение особенностей стиля детско-родительских отношений в семье, особенностей семейного воспитания старших дошкольников;
– организация развивающей работы с родителями по совершенствованию детско-родительских отношений, снижению конфликтности, улучшение эмоционального климата в семье;
– организация психолого-педагогического просвещения и консультирования родителей.
Первое направление — работа с родителями по совершенствованию характера взаимоотношений с детьми в семье.
Задачи:
– формирование у родителей умения конструктивного общения и разрешения конфликтов в семье;
– формирование у родителей установки на эмоционально-положительные отношения с детьми, на организацию внутрисемейного взаимодействия и досуга.
Данное направление реализуется в виде игрового тренинга с участием родителей и детей, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.
Работа с родителями по совершенствованию характера взаимоотношений с детьми в семье проводится два раза в неделю, длительность занятия составляет 30–35 минут. На занятии присутствуют родители и ребенок. В работе по данному направлению используются такие приемы, как: проигрывание ситуаций, фантазирование, обмен ролями, выявление в игре различных ступеней психического развития; отреагирование запрещенных в семье чувств. Усилия родителей направляются на прояснение эмоционального отношения ребенка к процессу и результату своей деятельности, в процессе занятий дети и родители могут идентифицироваться с различными социальными ролями.
Второе направление — организация психолого-педагогического просвещения и консультирования родителей по развитию у родителей бесконфликтного общения с детьми. Нами разработано перспективное планирование психолого-педагогического просвещения родителей «Бесконфликтное общение с ребенком» на темы: «Общение без проблем», «Толерантность в разрешении конфликтов», «Внимание: Гиперактивный ребенок!», «Маленькие агрессоры. Кто они?», «Играя, обучаем вместе», «Вы спрашивали — мы отвечаем».
Мы полагаем, что данный комплекс мер будет способствовать оптимизации процесса преодоления и предотвращения конфликтов в семье между родителями и детьми.
Литература:
- Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: Юнити, 2010. — 545 с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2015. — 319 с.
- Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская — СПб.: Речь, 2016. — 150с.
- Микляева, Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2014. — 87 с.
- Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. — М.: Педагогика, 2008. — 120 с.
- Санникова Л. Н., Терякова А. В. К проблеме профилактики и преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста// Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа, 2015. -С. 194–197.