В статье рассматривается активное развитие современного молодежного движения, обновления работы традиционных детских организаций, стимулирование социально-инициативной деятельности представителей молодежных объединений, взаимоотношение между всеми участниками общественных организаций на принципах социального партнерства.
Ключевые слова: традиционные детские организации, социальный педагог, лидерство, классный руководитель, взаимодействие.
Вусловиях общественно-политических и экономических преобразований в странах происходят активное развитие современного молодежного движения. Речь идет, прежде всего, о демонополизации детских и молодежных объединений, осуществляется через переход от всеобщих государственных организаций к широкому распространению неформальных и стихийно созданных детских движений, ассоциаций, клубов, отрядов и тому подобное.
Последние организуются молодежью для самозащиты, реализации своих интересов. Они могут быть как социально направленные, так и крайне агрессивные и разрушительные. Одновременно, в условиях обновления работы традиционных детских организаций, возрождаются и ранее исчезнувшие воспитательные системы и соответствующие им организации.
Согласно вышеупомянутым обстоятельствам, именно руководители детских и молодежных учреждений, служб и центров призваны поддержать и стимулировать социально-инициативную деятельность представителей молодежных объединений, таким образом, который бы способствовал: реализации гармоничного процесса социального становления молодежи; гуманизации взаимоотношений между всеми участниками общественных организаций на принципах социального партнерства; внедрению в молодежную среду общечеловеческих ценностей.
Успешность функционирования и развития различных направлений деятельности молодежного объединения в условиях образовательных учреждений связана с профессионализмом специалистов, оказывающих помощь, руководят, организуют и сотрудничают с его участниками; обеспечивают привлечение молодежи в широкий спектр жизни общества и государства; создают возможности для того, чтобы проблемы молодежи были замечены и услышаны; сосредотачивают внимание представителей государственных структур и общественных формирований условия деятельности молодежных группировок и тому подобное. Мы пришли к выводу, что руководитель молодежного объединения, как представитель социономических профессиональной среды, — это человек, на которого официально поручены функции управления молодежной группой и организации ее общественной деятельности. В зависимости от структуры и содержания работы молодежного объединения назначается (или избирается) соответствующий его руководитель.
Руководителями могут быть официально уполномоченные специалисты (например, в условиях общеобразовательной школы это такие штатные работники, как заместитель директора школы по воспитательной работе, социальный педагог, школьный психолог, скаут-мастер, классный руководитель, молодые учителя, учителя-предметники и другие). В качестве руководителей выступают и неформальные лидеры-добровольцы, которые являются партнерами образовательного учреждения и действуют на волонтерских началах (методисты, инструкторы, ученые, журналисты, педагоги учреждений дополнительного образования, общественные деятели, работники социальных служб, родители, студенты-волонтеры и другие).
Добровольная деятельность этих руководителей связана с такими формами инициативы, как: энтузиазм руководителя (захват любым делом и нацеленность на объединение вокруг себя и своего интереса молодежи); лидерство руководителя (руководитель «вырос» в организации и остался в ней, хотя сменил заведение обучения или место работы).
Подчеркнем, что в любой совместной деятельности, в частности, что происходит в подсистемах между «руководителем и участниками молодежного объединения», «руководителем и партнерами молодежного объединения», «руководителем молодежного объединения и его функциональными менеджерами», результатом является взаимодействие между ее участниками. Взаимодействие — это такая система действий участников совместной деятельности, в которой действия одного человека или группы лиц обусловливают соответствующие действия других людей, а действия последних, в свою очередь, вызывают соответствующие действия первых лиц. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение содержанием деятельности, опытом, эмоциями, установками, разными позициями. В частности, речь идет о двух типах взаимодействия руководителя молодежного объединения с другими субъектами — это функционально-ролевая (описана в государственных документах, уставах, должностных инструкциях) и межличностная неформальная (упорядоченная во время развития организации) взаимодействие на уровне сотрудничества со всеми участниками молодежного объединения, представителями администрации и персоналом трудового коллектива, специалистами социальных служб, центров, родителями и другими партнерами образовательного учреждения. Заметим, что отношения в молодежных объединениях выстраиваются далеко не как отношения в системах «учитель-ученик» или «воспитатель-воспитанник».
Речь идет о взаимоотношениях «ребенок-взрослый», основанные на: сущности детской жизни, все его разнообразие; любви и миролюбии в воспитании детей, «отвержении» авторитарности взрослого в учете интересов детской социальной группы и ее связей со всеми сферами общественно-культурной жизни; на внутреннего мира ребенка («любить кого-то и чтобы тебя любили»); особенностях ребенка как социального индивида, стремящегося достичь самостоятельности мыслей, поисков, деятельности. В основе вышеупомянутых отношений учащейся молодежи и взрослых является поддержка ребенка, опора на ее сильные качества и социокультурные характеристики как индивида:
любознательность, риск, открытость, самооткрытие, ощущение близости другого человека, тяготение к ней и ориентация на ее поддержку. При условии соответствия этим требованиям педагогическая технология руководителя считается личностно ориентированной.
Вывод. Подготовка будущих специалистов социономической сферы проектной деятельности с участниками молодежных объединений ориентирована на углубление их знаний о молодежных проектах; развитие умений сотрудничать с представителями администрации в учреждениях различного типа; совместную разработку и реализацию проектных мероприятий с молодежью.
Литература:
- Взятышев В. Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. М., 1995.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М, 1996.
- Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004.
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.