В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуникативной деятельностью, а также, специфика построения моделей компетентности на разных этапах развития компетентностного подхода в образовании.
Ключевые слова: образование, компетентность, компетенция, модели.
Введение. Стратегия развития образовательной системы определяет необходимость его адаптивным к демократическим и рыночным реформам в обществе, информационных технологий и глобализации, как общество становится частью мирового образовательного и информационного сообщества.
Создание новой образовательной парадигмы в образовании обусловлено глубокими социальными и экономическими изменениями, а также интенсивное развитие современных теоретических и методологических подходов к обучению специалистов, использование образовательных инноваций, внедрение качественно нового, эффективного обучения модели направленного на развитие широких общекультурных и профессиональных компетенции специалиста.
В настоящее время образовательная парадигма ориентирована на личности, чувств, эмоций, интересов и способностей. Изменение культурного и профессионального приоритета специалистов является главной целью профессиональной подготовки.
В настоящее время в поиске эффективных путей развития профессиональных компетенций участвуют педагогическая и социальная психология, социальная педагогика, педагогическое управление и социология образования.
Моделирование является исследованием объекта с помощью вспомогательной искусственной системы, которая объективно коррелирует с объектом; система способна заменить его, и дает информацию о моделируемом объекте. Таким образом, построена модель между исследователем и объектом познания. Реальная цель модели — быть объектом деятельности; объект помогает получить новую информацию об оригинале.
Модель эвристически отмечает все общие характеристики цели исследования. Если графическое изображение отображает только внешний объект, моделирование служит методом интегрального представления индивидуального и универсального, сенсорного и логического, внешнего и внутреннего.
Моделирование содержания подхода, основанного на компетентности, является изменчивым когнитивным процессом.
Кажется очевидным, что ключевые компетенции включают в себя самое широкое и наиболее общее определение адекватного проявления общественной жизни в современном мире. Кроме того, наряду с «компетенцией» используется понятие «базового навыка», иногда даже как синоним первого. Содержание основных навыков можно интерпретировать как компетенцию. Они довольно большие и созданы как дополнение к определенным профессиональным навыкам.
К основным навыкам относятся, среди прочего, «основные навыки» (грамотность и численность), «жизненные навыки» (самоуправление и отношения с другими), «ключевые навыки» (общение и решение проблем), «социальные и гражданские навыки» (социальная деятельность и ценности), «навыки, необходимые для работы» (обработка информации). Основные навыки рассматриваются как личные и межличностные качества, способности, навыки и знания, внедряемые в разных формах и различных ситуациях работы и общественной жизни. Примечательно, что понятие «образовательной компетенции» как «готовность студента» использовать приобретенные знания, навыки и умения, а также жизненные действия для решения практических и теоретических проблем», желание студента использовать знания, навыки и способности и способы работы, был широко распространен в академическом сообществе. Но любая профессиональная компетенция также описывает определенный диапазон действий и определенный диапазон объектов, для которых он установлен. Поэтому компетентность также является отдельным, предопределенным социальным спросом (нормой) для результата обучения.
В этих условиях и из-за развития когнитивной парадигмы в лингвистике была изменена модель языковой компетенции.
Считается, что сущность когнитивной модели языковой компетентности заключается как в целенаправленном, так и в творческом взаимодействии говорящих друг с другом посредством лингвистических признаков, которые отражают мир и устраиваются в предложения.
«Любая когнитивная модель компетенции студентов» — это абстрактное отражение психолингвистического механизма перевода мыслей в предложения и, наоборот, в соответствии с принятым порядком лингвистических знаков. Эта модель демонстрирует некоторые процессы, скрытые от прямого наблюдения. Мы подчеркиваем, что согласно когнитивной модели передача одних и тех же мыслей в предложениях и наоборот может быть выполнена по-разному, в большинстве случаев достигается взаимопонимание смысла предложений. Когнитивная модель грамматической компетентности отвергает формализм и жесткость лингвистического кода предложения, подчеркивая продуктивную адаптивность участников общения друг к другу.
Исследователи также предлагают дифференцировать когнитивные и концептуальные модели, которые иногда используются в когнитивных науках как взаимозаменяемые. Любая концептуальная модель должна рассматриваться как информационная обратная связь без использования когнитивных операций, в то время как когнитивная модель представляет собой некоторую информационную обратную связь, полученную на основе когнитивных операций, которая способствуют созданию множества когнитивных моделей, основанных на одной концептуальной модели.
Вывод. Анализ существующих методов моделирования компетентностного подхода и содержания компетенций предполагает выявление следующих областей процесса: определение концепции, контекст анализа, в котором используется этот термин, описание типов и вариантов проявления, наблюдение за коммуникативной работой. Однако представляется очевидным, что построение сложных моделей для одновременного удовлетворения всех критериев или, по крайней мере, нескольких из них, это задача, требующая дальнейшего изучения.
Литература:
- Гурье Л. И. Моделирование системы педагогических компетенции научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы: монография / Л. И. Гурье — Казань: РИК «Школа», 2009. — 160с.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 43–42.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396с.
- Розов Н. Ценности гуманитарного образования / Н. С. Розов // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С. 85–89.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
- Evans V. Cognitive Linguistics. An Introduction / V. Evans, M. Green. — N. J. Lawrence Erlbaum Associates. 2006. — XXVI, 830 p.
- Turnbull W. Language in Action. Psychological Models of Conversation. — East Sussex. Psychology Press. 2003. — XI, 310 p.