Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, жизненный цикл инновации
В современном мире большое внимание уделяется инновациям и инновационным процессам. От появления новой идеи до ее трансформации в готовый продукт и вывода на рынок традиционно выделяется несколько стадий, образующих жизненный цикл инновации. Жизненный цикл — период, начинающийся с теоретических, прикладных исследований, с последующей разработкой, освоением и применением новой научно-технической идеи, улучшением технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтным и иным обслуживанием, а заканчивающийся, когда эта техника подлежит замене новой, более эффективной. [2, с 63]
Еще в середине прошлого века была предложена линейная модель жизненного цикла, которая имеет успех и в настоящее время. [1] Однако, в современной экономике появляется необходимость представления жизненного цикла в новом виде, более точно объясняющего закономерности развития инноваций.
Для разработки систем управления инновационными проектами разработан вариант представления жизненного цикла инновации в виде спирали с учетом этапов и стадий инновационной деятельности (рисунок 1).
Линия времени имеет форму спирали, координатные оси делят спираль на 4 основных этапа: фундаментальные исследования, прикладные исследования, апробация, диффузия.
Начальной точкой служат фундаментальные исследования, направленные на открытие и изучение новых явлений и законов природы, создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности. Фундаментальные исследования сопровождаются научно-исследовательскими работами (НИР), которые направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предлагаемых в результате фундаментальных исследований.
Рис. 1. Этапы и стадии закономерностей инновационного цикла
Вторым этапом являются прикладные исследования (ПИ),направленные на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований — установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека. На протяжении проведения прикладных исследований проводятся научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР), направленные на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.
Прикладные исследования содержат разработку технико-технологического образа (ТТО), организационно-экономического образа (ОЭО) нового продукта и заканчиваются апробацией. В процессе апробации нового продукта происходит синтез ТТО и ОЭО.
Диффузия или жизненный цикл товара разделена на три фазы:
- Фаза роста характеризуется быстрым ростом объема продаж, обусловленного признанием продукта со стороны потребителей, ростом инвестиционной активности.
- На фазе процветания рост объема продаж замедляется, так как продукт уже приобретен большинством потенциальных потребителей, усиливается конкуренция, затраты на маркетинг обычно возрастают, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается.
- Фаза спада проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли.
Жизненный цикл товара заканчивается фазой спада, для продолжения инновационной деятельности необходимы новые фундаментальные исследования. Таким образом, инновационный проект снова проходит все стадии и три фазы жизненного цикла. Процесс становиться цикличным (идет по спирали). На стадии апробации разработки предыдущих инновационных проектов становятся прототипами для новых разработок.
После анализа особенностей нового варианта представления жизненного цикла инновации (рисунок 1) можно сделать следующие выводы:
1) Инновационная деятельность характеризуется постоянным развитием.
2) Жизненный цикл инновации имеет четкий алгоритм развития инновационного проекта, закономерную последовательность прохождения проектом всех этапов и стадий.
3) Фаза спада жизненного цикла товара не завершает инновационный проект, а указывает на необходимость новых фундаментальных исследований.
4) Радиус витков спирали постоянно увеличивается (масштабы инновационного проекта расширяются), это характеризует такие изменения, как:
а) увеличение географических масштабов распространения;
б) новые области применения инновации;
в) освоение новых рынков;
г) применение инновации новыми группами населения;
д) увеличение социального эффекта;
е) увеличение экономической эффективности инновации;
ж) расширение команды инновационного проекта, привлечение большего количества специалистов;
з) применение новых технологий;
Таким образом, разработанный вариант представления жизненного цикла инновации способствует более детальному пониманию закономерностей инновационной деятельности, указывает на ее постоянное развитие и расширение.
Литература:
- Godin B. The Linear model of innovation the historical construction of an analytical framework //Science, Technology & Human Values. 2006. Т. 31. №. 6. С. 639–667.
- Новоселов С. В. Теоретическая инноватика: научно-инновационная деятель-ность и управление инновациями: учеб. пособие / С. В. Новоселов, Л. А. Маюрникова. — СПб.: ГИОРД, 2017. — 416 с.