Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 06.05.2018

Статья просмотрена: 8763 раза

Библиографическое описание:

Святкина, Т. П. Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т. П. Святкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49970/ (дата обращения: 16.11.2024).



Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь. Статья 1 Конвенции ООН гласит, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1]. Конвенция считает ребенка как самостоятельного субъекта права человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:

‒ неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

‒ право знать своих родителей и право на их заботу;

‒ право ребенка быть вместе с родителями, за исключением того, когда органы, на которых возложены полномочия, согласно судебному решению, определяют, что разъединение несовершеннолетнего с родителями необходимо в интересах ребенка. Такое решение возможно, например, когда родители уклоняются или не исполняют родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, установлено жестокое обращение с ребенком, отказываются забрать своего ребенка из родильного отделения, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и т. д.;

‒ обеспечить ребенку, который может выразить свои собственные взгляды, на вопросы, затрагивающие его права, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью несовершеннолетнему, в частности, представляется возможность выразить свое мнение в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка;

‒ признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы;

‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет право на особую защиту прав и интересов со стороны государства.

Поддержка материнства и детства является одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики. Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов, целей и мер для обеспечения решения наиболее актуальных проблем детства показала положительные результаты и нашла свое продолжение — в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства [2]. За пять лет действующей ранее стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей России.

Это говорит о том, что социальными службами и учреждениями на ранних этапах выявления неблагополучных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, активно проводилась индивидуальная профилактическая работа с семьей, социальный патронаж семей с детьми, направленный на реабилитацию ребенка и семьи в целом.

Но не всегда работа с семьей, организация социальной поддержки семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и жестокого обращения с ребенком позволяет сохранить кровную семью и ребенка в ней.

В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело общегосударственные масштабы.

Дети, чьи родители ограничены (лишены) родительских прав, или же в силу других причин вынуждены покинуть семью, пополняют ряды беспризорников, предрасположены к противоправным действиям. Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел и др.), обязаны выявлять таких несовершеннолетних и устраивать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов системы профилактики после совершения преступлений, административных правонарушений и других аморальных действий.

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.

Правовой статус детей-сирот — это достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности. Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, опекунах, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В Гражданском кодексе РФ дополнительно выделяется понятие «малолетний» — несовершеннолетний, достигший 14 лет.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» понятие «несовершеннолетний гражданин» трактуется как «не полностью дееспособный гражданин» [4].

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разделяет несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на две категории:

1) дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

‒ в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

‒ ограничением родителей в родительских правах;

‒ признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;

‒ объявлением родителей умершими;

‒ отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

‒ отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений [5].

Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Анализируя действующее законодательство при определении статуса ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, считаю необходимым реформировать статью 73 Семейного кодекса РФ, с целью повышения актуальности института ограничения родительских прав.

Так, Решением Черняховского городского суда от 25.12.2015 года [6] гражданка Ч. ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней Ч., 10.02.1998 года рождения. Судом было установлено, что истцом по делу выступает бабушка несовершеннолетней. В обосновании своих требований истица привела доводы о том, что ее дочь (ответчик по делу) осуществляет свои родительские права в ущерб здоровью, правам и интересам ребенка. Отец ребенка умер. С 2014 года девочка проживает с бабушкой и находится на ее содержании. Мать ребенка злоупотребляет спиртными напитками, не имеет постоянного места работы и места жительства.

Ответчик иск не поддержала, мотивируя тем, что в настоящее время ее материальное положение не позволяет создать хорошие условия для жизни своей дочери, в настоящее время она не злоупотребляет спиртными напитками, постоянного места жительства не имеет, но проживает в съемном жилье, работает по срочному трудовому договору. Контакт с дочерью утерян. Мать ребенка не оспаривала тот факт, что девочка проживает у бабушки и находится на ее содержании, но карточка, на которую перечисляется пенсия по случаю потери кормильца находится у истицы. В суде мать обещала исправиться и изменить свое поведение к дочери. Согласно представленной характеристики с места работы, нарушений трудовой дисциплины не имеет, ответственно относится к работе. На учете у врачей нарколога, психиатра, фтизиатра не состоит. Из представленной информации ОМВД ответчица на профилактическом учете не состоит и не состояла.

Несовершеннолетняя Ч. высказала нежелание проживать с матерью, которая злоупотребляет спиртными напитками, не проявляет по отношению к ней заботу и внимание, не общается. Всю заботу о ней взяла на себя бабушка.

Органы опеки и попечительства иск не поддержали, поскольку истцом не представлено доказательств тому, что ответчик умышленно уклоняется от выполнения своих родительских обязанностей. Соседи характеризуют ответчика положительно, в употреблении спиртных напитков замечена не была. Из акта обследования условий проживания матери ребенка следует, что в съемном жилье созданы условия для проживания несовершеннолетней.

В данном случае считаю, что суд не учел того момента, что ограничение родительских прав допускается в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка. Доказательств на момент рассмотрения дела в суде представлено не было. Судом не было также учтено, что обращение в суд истца предшествует достижению ребенком совершеннолетия. 30 января 2016 года решение суда вступило в законную силу, а через 10 дней девочке исполняется 18 лет. Понятно, что законодательством не трактуется, когда родственники имеют право обратиться в суд с иском об ограничении в родительских правах, но что касается данного случая, возникает много вопросов, почему бабушка не обратилась еще в 2014 году, когда действительно имело место быть постоянные «запои» матери ребенка, безработица, отсутствие жилья, пенсия по потере кормильца тратилась на нужды не ребенка, а ответчицы.

Несовершеннолетняя приобретает статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и при этом гарантированные государством права: право на образование, на имущество и жилое помещение, на социальную защиту от безработицы.

Считаю, что родственники, имеют право обратиться в суд и ограничить в родительских правах родителей, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание). В остальных случаях ограничение родительских прав должно рассматриваться только как мера защиты прав ребенка. В этом случае, когда вина родителя не достаточна для лишения родительских прав, необходимо не ограничивать родительские права родителей (одного из них), а рассматривать дело в рамках процедуры лишения родительских прав и применять к родителям (одному из них) предупреждение и в обязательном порядке направить семью на социальное сопровождение для проведения индивидуальной профилактической работы.

В то же время повторность деяний родителя в течение одного года со дня вынесения в его адрес предупреждения и отказ в течении этого времени от всех видов профилактики, должны рассматриваться как основание для удовлетворения вновь предъявленного иска о лишении родительских прав.

Таким образом, правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен иметь следующее значение — в юридической практике понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является более содержательным и включает в себя понятие «дети-сироты», предусматривая единый перечень государственных льгот и правовых гарантий для обеих категорий детей. Из юридического определения следует, что оно существенно расходится с социологической трактовкой социального сиротства. Поэтому под социальным сиротством следует понимать социальное явление, которое заключается в существовании в обществе детей, в силу всевозможных причин, не имеющих возможности находиться в «кровной» семье, и забота об их жизни и устройстве требует вмешательства со стороны общества и государства в целом.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
  4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ.
  5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc.
  6. Решение Черняховского городского суда Калининградской области от 25.12.2015г. (Дело № 2–1360/15).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, попечение родителей, родитель, интерес ребенка, Российская Федерация, семья, социальное сиротство, учреждение, жестокое обращение, индивидуальная профилактическая работа.


Похожие статьи

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания Великой Отечественной войны

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства

Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) в Российской Федерации

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка

Похожие статьи

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания Великой Отечественной войны

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства

Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) в Российской Федерации

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка

Задать вопрос