Статья посвящена рассмотрению проблеме использования интерактивных технологии в вузах для студентов-бакалавров педагогических специальностей. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных технологий в образовательном процессе. А также в статье рассматриваются основные преимущества использования интерактивных технологий при включении их в курс преподавания дисциплины «Педагогика» на примере сервиса LearningApps.org.
Ключевые слова: педагогическая профессия, интерактивные технологии, бакалавры, LearningApps.org.
Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога получения новых результатов обучения, использование новых методик системно-деятельностного типа с преобладанием новых видов деятельности студентов [1, c. 23].
В настоящее время актуальной является проблема активизации учебной деятельности студентов, поэтому важная роль в процессе обучения отводится интерактивным технологиям обучения. Широкое распространение получили такая интерактивная технология как сервис LearningApps.org [5]. Данный сервис позволяет быстро и просто создавать электронные интерактивные упражнения для учебного занятия. Абсолютно любой педагог или учитель, имеющий минимальные навыки работы с компьютером, может создать свое интерактивное упражнение, которое может послужить для объяснения нового материала, для закрепления, тренировки, контроля и т. д (рис.1).
Рис. 1. Сайт LearningApps.org
Существующие упражнения на данном сайте могут быть использованы в процессе обучения студентов, а также их можно корректировать или создавать вновь. Также данный сервис помогает организовать работу группы студентов, построить индивидуальные пути изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных заданий [3, c. 57].
На данном сайте представлено более 30 различных видов интерактивных упражнений, 5 из них в форме игры для 2–4 участников.
Тематика интерактивных упражнений разнообразна [4, c. 43]:
тест на выбор ответа + игра «Кто хочет стать миллионером?»;
выбор слов из текста;
составление слов из букв;
игра «Парочки» (надо найти логически связанные пары, открывая на секунду изначально скрытые картинки или текст за наименьшее число кликов; игра одновременно тренирует память);
найти пару и соответствие в сетке (установление соответствия изображений с названиями, аудио или видео);
таблица соответствий (аналогично предыдущему, но нужно подобрать множество понятий к каждой категории);
классификация (распределение элементов знаний по категориям);
найти на карте (используются метки на интерактивной карте Google);
пазл «Угадай-ка» (надо последовательно открыть элементы изображения, распределяя понятия по категориям);
сортировка картинок (выбрать названия для элементов изображения);
расставить по порядку (распределить тексты, изображения, аудио или видео в правильной последовательности);
хронологическая линейка (распределение элементов по шкале, не обязательно временной);
викторина со вводом текста (написать ответы к последовательности вопросов на изображениях);
виселица (надо собрать слово из букв, не допуская более установленного числа ошибок);
заполнить пропуски;
заполнить таблицу (по данным первой строки и первого столбца);
кроссворд;
викторина для нескольких игроков (онлайн игра по типу известной телеигры «Своя игра»);
где находится это? (онлайн игра на скорость, в которой ответами на поставленные вопросы выступают метки на изображении);
оцените (онлайн игра, представленная последовательностью вопросов с числовыми ответами; выигрывает тот, кто был наиболее близок к правильному значению в каждом из вопросов);
папка Challenge (онлайн игра, в которой игроки последовательно выполняют сортировку элементов);
скачки (онлайн игра, в которой игроки должны ответить на установленное число вопросов с наименьшим числом ошибок);
mindmap (создание диаграммы связей);
notebook (записная книжка);
qikpad (блокнот с возможностью совместной работы);
аудио/видео контент;
голосование;
доска объявлений;
календарь (расписание);
сетка приложений (создание набора из элементов Learning Apps);
чат.
Приведем пример их использования при преподавании дисциплины «Педагогика». Данный курс проводиться у студентов-бакалавров на 1–2 курсах на любом профиле подготовки ФГБОУ ВО «Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева». Курс рассчитан по подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. При изучении данного курса учителя и студенты могут или даже должны пользоваться интерактивными средствами. Их использование закреплено в нормативных документах (ФЗ «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 г. и в ФГОС ВО 11.01.2016 г.) [2], для более наглядного и понятного отображения изучаемого материала и сбора необходимой базы интерактивных средств для собственной профессиональной деятельности.
Просмотрев данный сайт, мы обнаружили немного разработок по интересующей нас тематике. Самостоятельно создав свой профиль, мы разработали интерактивные задания согласно рабочей программе дисциплины «Педагогика».
Упражнение «Соответствие» мы рекомендуем использовать для проверки знаний студентов по разделу «Теория воспитания». В данном упражнении студентам предлагается соотнести представленную картинку с верным определением (рис.2).
Рис. 2. Упражнение по разделу «Теория воспитания»
Упражнение составление слова из буквы предлагается выполнить в виде викторины на тему «Виды педагогических технологи». Студентам необходимо найти 5 слов на предложенную тематику (рис.3).
Рис. 3. Викторина «Виды педагогических технологи»
Закрепление материала по теме «Формы урока» возможно, провести в виде упражнения на соотнесения понятия с картинкой (рис.4).
Рис. 4. Упражнение «Формы урока»
Такую сложную тему как «Универсальные учебные действия» следует проводить в игровой форме, например в форме упражнения «Пазл» (рис.5).
Рис. 5. Пазл «Универсальные учебные действия»
Подвести итоги по разделу «Общие основы педагогики» можно с помощью разгадывания кроссворда (рис.6).
Рис. 6. Кроссворд «Общие основы педагогики»
В конце модуля «Педагогическая профессия и деятельность» рекомендуется предложить студентам пройти игру в форме известной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» (рис.7).
Рис. 7. Игра-тест «Педагогическая профессия и деятельность»
Инструментарий сервиса позволяет создавать учебные группы, приглашая в них своих студентов по гиперссылке. Для групп можно создавать наборы учебных элементов и следить за тем, кто из студентов смог успешно выполнить задания, а кто нет Сами студенты также могут создавать учебные элементы, которые будут размещаться в общем наборе элементов группы.
В результате систематической работы по использованию сайта LearningApps.org в своей деятельности, студенты вырабатывают свой собственный стиль их использования, построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности его индивидуальности и неповторимости.
Литература:
- Буханцева Н. В. Электронные образовательные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия. − Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун., 2014. − 402 с.
- ФЗ «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200082196 (дата обращения: 3.05.2018).
- Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. 2015. № 11 (ноябрь). ART 13219. URL: http://ekoncept.ru/2013/13219.htm (дата обращения: 3.05.2018).
- Поспелов В. К. Активные и интерактивные формы в учебном процессе в бакалавриате и в магистратуре: общие подходы и различия // Материалы межвузовской методической конференции «Компетентностный подход в высшем экономическом образовании». − М.: Альфа-М, 2015. − С. 9−14.
- Сайт Learning.Apps.org [Электронный ресурс] // Интернет-сайт. — URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 3.05.2018).