В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.
Ключевые слова: Центральная Азия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, приграничное сотрудничество, страна региона, окружающая среда, государство
Более двадцати пяти лет прошло с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), это поспособствовало появлению на карте центральноазиатского региона новых независимых государств — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Образованию этими странами региональной общности в Центральной Азии во многом поспособствовали общие факторы, такие как: география, история, культура и религия.
На сегодняшний день Центральная Азия является наиболее «молодым» международным регионом мира. Все акторы региона имеют весьма небольшой опыт формирования государственности. Государства, формировавшиеся ранее на территории региона, основывались на принципе «надэтничности». Исходя из этого, довольно остро стоят вопросы самоидентификации народов, региональные и клановые размежевания как внутри государств, так и в регионе в целом.
Вышеуказанные проблемы во многом обусловливают тот факт, что до сих пор в международных внутрирегиональных сношениях Центральной Азии двусторонние отношения преобладают над многосторонними. В свою очередь двусторонние отношения также отличаются значительной степенью конфликтности. К примеру, на сегодняшний день такие проблемы как споры за приграничные участки, вопросы межнационального взаимодействия, разногласия по поводу использования водных богатств до сих пор усложняют отношения Киргизии и Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, Таджикистана и Узбекистана. Кроме того, несмотря на все попытки создать централизованную региональную организацию, на данный момент не существует ни одного многостороннего регионального объединения, которое бы объединяло только пять государств Центральной Азии. Сами же эти страны предпочитают вступать в состав многосторонних организаций, где преобладает участие крупных мировых лидеров. Такая ситуация дала основания британскому исследователю Рою Аллисону охарактеризовать центральноазиатский регионализм как «виртуальный». [1. c. 185]
История сотрудничества
Фундамент центральноазиатского сотрудничества был заложен в 1993 году, когда Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали Договор о создании экономического союза, из которого вскоре образовалось Центрально-Азиатское экономическое сообщество — ЦАЭС (до июля 1998 г. именовавшееся «Центрально-Азиатским союзом»). [2]
В марте 1998 года в Центрально-Азиатскому союз вступил Таджикистан. Тогда же на заседании Межгосударственного совета были обозначены главные области экономического сотрудничества — агропромышленный и водно-энергетический комплексы, транспорт. Были задекларированы следующие необходимости:
а) необходимость формирования в регионе зоны свободной торговли как первого этапа создания единого экономического пространства;
б) необходимость проведения согласованной политики в аграрном секторе и в деле охраны окружающей среды;
в) необходимость улучшения экологической обстановки в бассейне Аральского моря.
С началом XXI века становится понятно, что сотрудничество государств Центральной Азии не имеет реальных перспектив вследствие усиливающейся зависимости региона от внешних политических и экономических факторов, недостаточного развитой внутренней ресурсной инфраструктуры и индивидуального опыта акторов для самостоятельного обеспечения региональной безопасности, а также решения вопросов развития, достижения общего согласия в вопросе о лидерстве в регионе и т. д.
В декабре 2001 года ЦАЭС было переименовано в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС). В 2004 году Россия решила присоединиться к ОЦАС, а в 2005 году произошло слияние ОЦАС с ЕврАзЭС. [3] Государства ЦА перешли на двусторонний формат международных отношений, оставив нерешенными многие региональные вопросы. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предпринимал попытки возродить Центрально-Азиатский союз в апреле 2007 года, но его идею разделил только Кыргызстан, в то время как другие государства скептически отнеслись к данному предложению. [4]
Перспективы сотрудничества
На сегодняшний день наиболее перспективной сферой сотрудничества является образование. В Центрально-Азиатском регионе на данный момент только в Кыргызстане и Казахстане есть вузы, в которых обучаются студенты из приграничных стран на грантовой основе или по академической мобильности. В Кыргызстане это такие учебные заведения, как Академия ОБСЕ, Американский университ в Центральной Азии (АУЦА), Международный университет в Центральной Азии (МУЦА Университет Центральной Азии (УЦА). В Казахстане это такие высшие учебные заведения как Казахский Национальный университет (КазНУ), Евразийский Национальный универстите, Казахская Академия Труда и Социальных Отношений (КазАТиСО). Данные университеты привлекают множество абитуриентов из стран-соседок благодаря западной системе обучения и относительно невысокой стоимости обучения (а во многих случаях, студенты имеют возможность обучаться за счет бюджетных средств). [5]
Еще одним перспективным направлением остается межрегиональное и приграничное сотрудничество стран Центральной Азии. Приграничное сотрудничество, включающее комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, может способствовать рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения разных стран, удовлетворять взаимные потребности стран центральноазиатского региона в товарах, сырье и услугах.
Механизм приграничного сотрудничества может стать основой формирования межгосударственного регионального рынка и оборота товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На приграничных территориях возможно создание особых или специальных экономических зон; осуществление совместных инвестиционных проектов; оптимальное использование приграничных территорий, проведение на них совместных мероприятий по охране окружающей среды.
Страны Центральной Азии имеют широкие возможности в экономическом и торговом сотрудничестве, обладают большим потенциалом с рынком более 70 миллионов человек. Для Казахстана центральноазиатский рынок играет важную роль — его размер достигает 52 миллиона человек, что более чем в 3 раза превышает население республики. Активное сотрудничество будет способствовать экономическому процветанию всего региона в будущем.
В ближайшем будущем страны региона будут искать новые пути сотрудничества и осмысления собственных позиций в региональных процессах. Следует ожидать применения новых форматов и региональных совещаний, направленных на установление более крепкого сотрудничества между странами Центральной Азии. Вместе с тем сотрудничество в регионе будет также предпочтительно развиваться в формате двусторонних или трехсторонних взаимодействий между акторами регионов. При этом важно понимать, что каждая из стран региона закладывает собственные цели и видение, которое будет влиять на динамику сотрудничества в общем.
Литература:
- Allison R. Virtual Regionalism, Regional Structures and Regime Security in Central Asia // Central Asian Survey. 2008 (June). Vol. 27. No. 2. P 185.
- ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЦАЭС) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/central-noaziatskoe-soobsestvo-cas-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/585382 (дата обращения: 3.05.2018).
- ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЦАЭС) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/central-noaziatskoe-soobsestvo-cas-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/585382 (дата обращения: 3.05.2018).
- Казахстанский политолог: Ислам Каримов отказался «подыграть» Нурсултану Назарбаеву Подробности: https://regnum.ru/news/polit/991422.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM. // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/991422.html (дата обращения: 3.05.2018).
- ПРОГРАММА ОБМЕНА СТУДЕНТАМИ В КАЗАХСТАНЕ // Зарубеж.кз. URL: http://zarubezh.kz/zagranicej/programma-obmena-studentami.html (дата обращения: 3.05.2018).