Ключевые слова: формирование, дошкольник, процесс, эстетика, малоэффективно, дети, программы, речь.
Замечая прекрасное в природе, мы удивляемся ее совершенству, испытываем стремление разгадать ее тайны. Эстетический взгляд на природу делает человека лучше и в нравственном отношении, так как, наделенный чувством прекрасного, он стремится жить по законам красоты.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить «по законам красоты».
Эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Осуществляется оно с помощью таких средств, как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, наблюдения за природой, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, кукольный театр, праздники и развлечения.
Используя такие виды искусства, как сказки, рассказы, басни, загадки, песни, танцы, картины, педагог формирует у детей эстетическую отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.
В педагогической деятельности все большее значение приобретает формирование эстетических качеств воспитания и обучения, что предполагает создание оптимальных условий для развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, усиление внимания к их физическому и психологическому здоровью.
С целью привития старшим дошкольникам эстетических качеств можно применять программы по организации театральной деятельности. Программа раннего театрально-эстетического развития дошкольников направлена на первичное формирование у детей необходимых базовых знаний, умений и навыков в рамках театрального искусства.
Основные виды работы по реализации программы:
‒ Театрализованная игра (развитие памяти, мышления, воображения, пластичности, раскрепощенности, творчества).
‒ Арт-терапия (тренинги развития и коррекции эмоциональной сферы младшего школьника по программе М. Л. Владимировой «Капелька»).
‒ «Ритмопластика (первичные навыки прочтения музыкального ритма и ритмичного движения, работа над пластикой тела, формирование функциональных мышечных навыков).
‒ Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям, дошкольникам).
‒ Пальчиковая гимнастика.
‒ Сказкотерапия.
В педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье детей средствами художественной деятельности. Возрастающий интерес психологов и педагогов к возможностям арт-педагогики не случаен, в коррекционной педагогике арт-педагогика рассматривает взаимодействие педагогики и искусства в процессе формирования эстетических качеств подрастающего поколения.
Сущность арт-педагогики заключается прежде всего в ее воспитательной функции, так как она воздействует на нравственно-этические, коммуникативные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства.
Самым эффективным средством развития и воспитания ребенка являются театр и театрализованные игры, так как игра остается значимым видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр — один из тех видов искусства, который позволяет решать проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии, инициативности.
В ходе наблюдений на занятиях и в процессе самостоятельной игровой деятельности дошкольников нужно изучить знания, умения и навыки детей о театре и театрализованных играх, их чувственно-эмоциональную сферу.
При оборудовании зоны театральной деятельности нужно учитывать основные принципы построения предметно-пространственной среды: соответствие возрастным и психофизическим возможностям детей, обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей, использование возможности свободы выбора, моделирования, поиска и экспериментирования.
Основной целью эстетического воспитания через знакомство с театром и театрализованной деятельностью является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирования эстетических качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии. Предметным полем арт-педагогического процесса является прежде всего развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.
В процессе знакомства детей с театром и овладения навыками театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.
Формировать интерес к театрализованным играм можно в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей либо совместно с другими педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребенку стихов или сказок.
Театрализованная деятельность предполагает участие детей в кукольных представлениях. В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки), использование фланелеграфа (доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки), игра-драматизация. Театрализованные игры оказывают благотворное влияние на эстетическое воспитание, способствуют умственному развитию детей, обогащая их разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к природе, развивают фантазию, воображение, творческое мышление.
Просмотр профессиональных спектаклей помогает расширить знания о театре, о людях, работающих в театре, актуальным становится обучение правилам поведения в общественном месте. Закрепляется позиция «зритель», дети учатся управлять своими эмоциями, у них формируются навыки самоконтроля.
Со временем у детей появляется желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, проявлять инициативу в самостоятельной игровой деятельности. Ребенок учится восхищаться, любоваться, радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. Постепенно расширяется его игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько его видов: настольный, пальчиковый, театр марионеток и др.
Театрализованные игры помогают формировать у детей опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения нужно исходить из его воспитательной, эстетической направленности. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления с ними, а пейзаж той или другой сказки — красочным и необыкновенным. Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование эстетических качеств.
Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны:
ребенок, педагог, мама, папа, бабушка и дедушка. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
В Узбекистане в Андижанской областе Избосканском районе в в образовательной дошкольной учреждении № 50 организован кукольный театр «Весёлые ребята» под руководством воспитатели Умиды Мамажоновой. Программа театра имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей старшего возраста. В театральной кружке ставятся спектакли по мотивам узбекских, русских и других народных сказок, инсценируются былины, басни. Дошкольники на этих представлениях приобретают целый ряд полезных навыков, включая технику речи и выразительное чтение, развитие памяти, внимания и образное мышление, умение быстро сориентироваться в непредвиденной ситуации, выручить товарища, научиться восхищаться красотой природы и др.
Задачи театра «Веселые ребята» — формирование положительной мотивации к обучению с помощью кукольного театра, развитие познавательной сферы, формирование эстетических качеств, обогащение духовного мира у подрастающего поколения.
Театр использует обычные куклы, купленные в магазине либо изготовленные самими детьми. В последнем случае объединяют свои творческие усилия руководитель кукольного театра М. Каримова и кружок «Умелые руки» под руководством Р. Камильжановой. Красиво подобранные костюмы к куклам, декорации, реквизиты украшают спектакли, с которыми дети выступают не только в своей школе, но и в учебных заведениях и детских садах города и районов Андижанской области, в соседних областях Узбекистана.
Успешности кукольного театра способствуют высокий уровень восприимчивости детей к прекрасному, чувственно-образный характер их мышления, предрасположенность школьников к творчеству во всех его проявлениях.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, делаем жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное, навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Литература:
- Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.-М.:Айрис-пресс, 2004