Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 09.05.2018

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Абобакирова, О. Н. Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49997/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: формирование, дошкольник, процесс, эстетика, малоэффективно, дети, программы, речь.

Замечая прекрасное в природе, мы удивляемся ее совершенству, испытываем стремление разгадать ее тайны. Эстетический взгляд на природу делает человека лучше и в нравственном отношении, так как, наделенный чувством прекрасного, он стремится жить по законам красоты.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Осуществляется оно с помощью таких средств, как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, наблюдения за природой, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, кукольный театр, праздники и развлечения.

Используя такие виды искусства, как сказки, рассказы, басни, загадки, песни, танцы, картины, педагог формирует у детей эстетическую отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

В педагогической деятельности все большее значение приобретает формирование эстетических качеств воспитания и обучения, что предполагает создание оптимальных условий для развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, усиление внимания к их физическому и психологическому здоровью.

С целью привития старшим дошкольникам эстетических качеств можно применять программы по организации театральной деятельности. Программа раннего театрально-эстетического развития дошкольников направлена на первичное формирование у детей необходимых базовых знаний, умений и навыков в рамках театрального искусства.

Основные виды работы по реализации программы:

‒ Театрализованная игра (развитие памяти, мышления, воображения, пластичности, раскрепощенности, творчества).

‒ Арт-терапия (тренинги развития и коррекции эмоциональной сферы младшего школьника по программе М. Л. Владимировой «Капелька»).

‒ «Ритмопластика (первичные навыки прочтения музыкального ритма и ритмичного движения, работа над пластикой тела, формирование функциональных мышечных навыков).

‒ Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям, дошкольникам).

‒ Пальчиковая гимнастика.

‒ Сказкотерапия.

В педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье детей средствами художественной деятельности. Возрастающий интерес психологов и педагогов к возможностям арт-педагогики не случаен, в коррекционной педагогике арт-педагогика рассматривает взаимодействие педагогики и искусства в процессе формирования эстетических качеств подрастающего поколения.

Сущность арт-педагогики заключается прежде всего в ее воспитательной функции, так как она воздействует на нравственно-этические, коммуникативные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства.

Самым эффективным средством развития и воспитания ребенка являются театр и театрализованные игры, так как игра остается значимым видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр — один из тех видов искусства, который позволяет решать проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии, инициативности.

В ходе наблюдений на занятиях и в процессе самостоятельной игровой деятельности дошкольников нужно изучить знания, умения и навыки детей о театре и театрализованных играх, их чувственно-эмоциональную сферу.

При оборудовании зоны театральной деятельности нужно учитывать основные принципы построения предметно-пространственной среды: соответствие возрастным и психофизическим возможностям детей, обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей, использование возможности свободы выбора, моделирования, поиска и экспериментирования.

Основной целью эстетического воспитания через знакомство с театром и театрализованной деятельностью является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирования эстетических качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии. Предметным полем арт-педагогического процесса является прежде всего развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

В процессе знакомства детей с театром и овладения навыками театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Формировать интерес к театрализованным играм можно в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей либо совместно с другими педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребенку стихов или сказок.

Театрализованная деятельность предполагает участие детей в кукольных представлениях. В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки), использование фланелеграфа (доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки), игра-драматизация. Театрализованные игры оказывают благотворное влияние на эстетическое воспитание, способствуют умственному развитию детей, обогащая их разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к природе, развивают фантазию, воображение, творческое мышление.

Просмотр профессиональных спектаклей помогает расширить знания о театре, о людях, работающих в театре, актуальным становится обучение правилам поведения в общественном месте. Закрепляется позиция «зритель», дети учатся управлять своими эмоциями, у них формируются навыки самоконтроля.

Со временем у детей появляется желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, проявлять инициативу в самостоятельной игровой деятельности. Ребенок учится восхищаться, любоваться, радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. Постепенно расширяется его игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько его видов: настольный, пальчиковый, театр марионеток и др.

Театрализованные игры помогают формировать у детей опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения нужно исходить из его воспитательной, эстетической направленности. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления с ними, а пейзаж той или другой сказки — красочным и необыкновенным. Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование эстетических качеств.

Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны:

ребенок, педагог, мама, папа, бабушка и дедушка. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

В Узбекистане в Андижанской областе Избосканском районе в в образовательной дошкольной учреждении № 50 организован кукольный театр «Весёлые ребята» под руководством воспитатели Умиды Мамажоновой. Программа театра имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей старшего возраста. В театральной кружке ставятся спектакли по мотивам узбекских, русских и других народных сказок, инсценируются былины, басни. Дошкольники на этих представлениях приобретают целый ряд полезных навыков, включая технику речи и выразительное чтение, развитие памяти, внимания и образное мышление, умение быстро сориентироваться в непредвиденной ситуации, выручить товарища, научиться восхищаться красотой природы и др.

Задачи театра «Веселые ребята» — формирование положительной мотивации к обучению с помощью кукольного театра, развитие познавательной сферы, формирование эстетических качеств, обогащение духовного мира у подрастающего поколения.

Театр использует обычные куклы, купленные в магазине либо изготовленные самими детьми. В последнем случае объединяют свои творческие усилия руководитель кукольного театра М. Каримова и кружок «Умелые руки» под руководством Р. Камильжановой. Красиво подобранные костюмы к куклам, декорации, реквизиты украшают спектакли, с которыми дети выступают не только в своей школе, но и в учебных заведениях и детских садах города и районов Андижанской области, в соседних областях Узбекистана.

Успешности кукольного театра способствуют высокий уровень восприимчивости детей к прекрасному, чувственно-образный характер их мышления, предрасположенность школьников к творчеству во всех его проявлениях.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, делаем жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное, навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
  3. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.-М.:Айрис-пресс, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): кукольный театр, ребенок, эстетическое воспитание, игра, развитие, театр, театральная деятельность, вид искусства, духовный мир, самостоятельная игровая деятельность.


Похожие статьи

Самовоспитание детей дошкольного возраста

Сенсорный театр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конструирование в развитии дошкольника

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Игра как средство всестороннего развития дошкольников

В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.

Похожие статьи

Самовоспитание детей дошкольного возраста

Сенсорный театр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конструирование в развитии дошкольника

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Игра как средство всестороннего развития дошкольников

В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.

Задать вопрос