В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной проблеме и даны методические рекомендации по подбору игр, для достижения определенных образовательных целей.
Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.
Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими, использует имитацию в общении со сверстниками, при этом выражая свое отношение к услышанному ранее. Сущность детской игры требует от взрослого исключительной деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Любой ребенок предпочитает быть самостоятельным в игре, свободным в выборе темы, сюжета, роли, игровых материалов, в выборе товарищей по игре. Миссия педагога выбрать правильное направление и сделать каждую предложенную им игру — желанием ребенка.
Педагогам и психологам хорошо известны следующие имена в исследованиях в области детской игры, такие как Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова.
Д. В. Менджерицкая исследовала сам сюжет игры, ее содержание, которое позволяет и помогает ребенку наиболее ярко выразить свое ролевое поведение в процессе. Дети опираются на привлекательный для них игровой образ по собственному побуждению. Он вызывает у них массу положительных эмоций, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как главный герой, т. е. дети выражают свое отношение к нему, подключая имеющиеся у них опыт, искренне переживают изображаемые события.
П. Усова рассуждает о реальных общественных отношениях детей в игре, определяя эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на ее благоприятное развитие, учитывая условия детского сада. Усова акцентировала внимание на том, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, «что такое хорошо и что такое плохо». Игра должна давать детям радость, и сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.
Игровая деятельность играет огромнейшую роль не только в психическом развитии дошкольника, но и в овладении речевыми навыками общения.
В процессе игры зарождаются новые виды деятельности дошкольника, ведь именно в игре появляются первые элементы обучения. Внедрение игровых приёмов делает обучение сообразным природе ребенка, по мнению Л. С. Выготского. Исследователями установлена тесная связь между развитием игровой деятельности и речевым развитием ребенка; сама игра развивается под влиянием речи. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно восполняют свою жизненную потребность в общении и решают поставленные речевые задачи.
Одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Как известно общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. С помощью общения он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества; психическое развитие ребенка также начинается с общения.
«Чему же в первую очередь надо учить дошкольников и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность коллектива?» — задается вопросом доктор педагогических наук А. В. Мудрик. Его точка зрения такова: «необходимо прививать дошкольникам навыки речевого общения. Это предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров; логичность построения и изложения высказываний». [4]
Учитывая большое обилие детских игр, следует обозначить некоторое количество многофункциональных особенностей и рекомендаций по их выбору и содержанию. Используя игры в образовательных целях, необходимо чётко обозначать правила игры.
Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, тем ни менее, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее. «Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л. С. Выготский). [2]
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения контактировать со сверстниками, сдерживать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, мотивировать детей, ставить их в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Дидактическая игра отличается от игровых задач тем, что выполнение в ней игровых правил контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» по правилам необходимо заметить в стихотворении Л.Станчева все небылицы. Игра проводится так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Чтобы игра была захватывающей, и все дети были задействованы в ней, воспитатель вводит игровое действие. Так, выбор игровых действий зависит от выдумки и смекалки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!».
Так любая игра становится дидактической, имея основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
В ходе проведения подобных игр решаются многие педагогические задачи, в том числе и задачи по развитию диалогической речи. Вопросно-ответная форма сопровождается на продолжении всей игры, от начала до конца. Использование игровых действий существенно разряжает образовательную установку в процессе проведения дидактических игр, учитывая чувствительность детей дошкольного возраста к перегрузкам.
Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется с учётом возраста детей, уровнем их подготовки, сложностью поставленной дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подводит итоги игры — это ответственный момент в руководстве, так как по результатам, которых дети показывают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, а важными критериями в оценке являются внимание и дисциплинированность. В конце игры целесообразно спросить у детей, понравилась ли им игра, показывая свою вовлеченность в процесс, и гарантировать, что в следующий раз можно смело играть в новую игру, она будет такой же интересной.
Для себя же, педагог отмечает уровень развития речи каждого ребенка в целом, оценивая их ответы, реплики и диалог со сверстниками для последующей работы над областью, требующей особое внимание и вмешательство педагогического состава (психолога или лингвиста).
В заключении хотелось бы в сотый раз подчеркнуть: игра — это ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно с помощью игры реализуются практически все педагогические задачи, и развитие диалогической речи не исключение. Игра — это отличная мотивация к развитию многих аспектов речевого аппарата ребенка.
Литература:
- Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 2009. -352 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре // Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: «Педагогическое общество России», 2001. — 320 с.
- Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В.Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.