Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия. Показан генезис фестиваля с древнейших времен и до наших дней в Европе и России. Выявлены основные цели и задачи, особенности и функции фестиваля национальных культур на примере фестиваля «От Волги до Дона». Доказано, что фестиваль — это образец эффективной межкультурной и межнациональной коммуникации, в результате которой достигается взаимопонимание между представителями разных культур.
Ключевые слова: фестиваль, культура, нематериальное культурное наследие, праздник, народное творчество, фестиваль национальных культур, «От Волги до Дона».
Мы живем в мире единого экономического и информационного пространства, в котором процесс глобализации вызывает мощный подъем этничности, охватывающий все сферы культуры.
Современный мир отличается этническим и национальным разнообразием. Но рост международного общения, популяризация отдельных, наиболее интересных для людей видов искусства в мировом масштабе приводят к утрачиванию национальных традиций и ценностей отдельно взятой народности. Многие этносы борются за сохранение и возрождение своих национальных традиций, стремятся к получению поддержки со стороны государства в развитии своего культурного потенциала. И именно с целью возрождения, сохранения, развития и популяризации этнокультурных традиций народов Российской Федерации по всей стране сельские, городские, областные и региональные учреждения культуры проводят фестивали национальных культур, в которых принимают участие любительские творческие коллективы и отдельные исполнители, пропагандирующие искусство своего этноса.
Проблема сохранения нематериального культурного наследия остро затрагивается в культурной политике нашей страны. Процесс глобализации, не может не влиять на сферу культуры. Поэтому важной функцией фестиваля является функция сближения национальных культур и ценностей. Наряду с интеграционной функцией фестиваль в то же время призван углубить культурные различия, рассмотреть особенности каждого этноса в отдельности.
Обратимся к генезису фестиваля. Фестивали как форма массового празднества имеют богатую историю и уходят своими корнями глубоко в прошлое — в традиционную культуру.
В первобытной культуре многие праздники являлись неотъемлемой частью картины мира человека, поскольку значительный вес в этой культуре отводился религиозным верованиям. Всевозможные обряды, проводимые во время празднеств и имеющие характер религиозно-магических действий, были регулярными и традиционными. В культуре Древнего мира, оказавшей особое влияние на всю мировую культуру, сложился ряд праздников, которые можно рассматривать как естественных предвестников современных фестивалей. Так, А. Меньшиков считает, что Великие Дионисии в Древней Греции «явились прообразом театральных фестивалей, а Великие Панафинеи — истоками фестивалей музыкального, эстрадного, танцевального искусства» [2, с. 8]. Корни фестиваля обнаруживаются и массовых празднествах Древнего Рима, где наряду с гладиаторами, на арене амфитеатра выступали труппы из сотен гимнастов, акробатов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.
Фестиваль, как форма массового праздника, появился в XVIII веке. В 1709 году, как утверждает П. В. Николаева, прошел первый фестиваль искусств в Лондоне [3, с. 144]. К началу XIX века фестиваль стал распространенным событием во многих странах Центральной Европы, и существовал в виде смотра достижений в различных видах искусства. Упоминание о первом музыкальном фестивале относится к 1827 году — праздник Вюртембергских хоров в Германии с участием зарубежных исполнителей. К началу XX века фестивали в различной их форме утвердились не только в Европе, но и в США.
В России импульсом для появления и развития фестивалей стало рождение новой советской культуры после Октябрьской революции 1917 года. Перед правительством стояла острая необходимость найти консолидирующее начало для воссоединения народов после Гражданской войны. И уже в 1920-х годах стали стремительно развиваться формы массовых праздников, в первую очередь, музыкальных. С 1936 года в Москве проводились «декады национальной литературы и искусства, на которых демонстрировались достижения союзных и автономных республик в области культуры за годы советской власти» [3, с. 144].
В послевоенные в СССР фестивали стали приурочивать к определенным датам. Каждая знаменательная дата советской истории становилась поводом для всесоюзных и всероссийских конкурсов и смотров самодеятельного творчества. Тема праздника определяла репертуар. К участию в таких мероприятиях допускались только те, кто исполнял произведения на заданные темы, связанные с советскими ценностями, идеями и идеалами партии. Так было, например, на Международном фестивале молодежной политической песни «Красная гвоздика», проводимом с 1967 по 1990 годы в Сочи, важнейшей целью которого было «объединение творческих сил народов мира под эгидой коммунистической идеи и советского идеала жизни» [6].
Но в то же время не прекращался поиск новых форм проведения фестивалей. Особенно эффективными с точки зрения социокультуры были кино-, радио- и теле-фестивали народного творчества, транслируемые телецентрами. В конце 1980-х годов ежегодно в Москве стал проводиться ежегодный всесоюзный кинофестиваль «Фольклор на экране», демонстрирующий снятые кинематографистами-любителями фильмы, посвященные редким фольклорным жанрам, уникальным народным праздникам и обрядам, творчеству этнографических коллективов.
Отличительной особенностью культуры середины ХХ века стала тенденция к межкультурным контактам стран всех континентов. И как доказательство тому — международные фестивали, концерты-акции, глобальные концерты, которые становились «визитными карточками» той или иной страны. Например, Авиньонский театральный фестиваль (Франция), Эдинбургский «шекспировский» фестиваль (Шотландия), Международный Каннский кинофестиваль (Франция) и другие.
Таким образом, мы можем сказать, что фестиваль охватил собой весь цивилизованный мир. О степени популярности фестиваля говорит и, распространившееся во второй половине XX в., выражение «мировое фестивальное движение», которое затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности [4]. Но именно фольклорные фестивали, фестивали национальных культур дают возможность через творчество представителей различных этносов узнать много интересного о народной культуре и непосредственно участвовать с ними в культурном диалоге.
Особую значимость и государственную поддержку в последние годы получили многочисленные региональные, всероссийские и международные фестивали национальных культур, фестивали народного творчества, фольклорные праздники и конкурсы, которые занимают особую роль в социокультурном пространстве нашей страны.
Рассматривая функции и задачи фестиваля национальных культур, отметим, что он имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой серию мероприятий, объединенных общей национальной идеей и практически не ограничен во времени (фестиваль может продолжаться в течение нескольких дней). Во-вторых, в фестивале принимают участие только национальные фольклорные коллективы и отдельные исполнители (а также мастера декоративно-прикладного творчества и традиционных народных промыслов и ремесел), представляющие культуру своего этноса. В-третьих, демократичность, праздничность и творческая свобода делают подобный фестиваль доступным для различных групп аудитории.
Главными функциями фестиваля национальных культур являются:
- Возрождение и развитие этнокультурных традиций народов Российской Федерации;
- Сохранение и популяризация культуры этнических групп, населяющих Россию;
- Воспитание уважения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России;
- Воспитание молодежи в духе патриотизма к родной стране, к родному краю;
- Отображение художественными средствами истории нашей Родины;
- Формирование толерантности, культуры взаимоотношений между представителями различных этнических групп;
- Создание условий для межкультурного диалога и межнационального сотрудничества, укрепление творческих и дружеских связей между регионами Российской Федерации.
Приведем в пример Всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона», который проходит в городе-герое Волгоград каждые два года и становится одним из самых ярких и массовых событий в канве праздничных мероприятий [5].
История зарождения фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» начинается в конце 80-х годов прошлого века. В этот период на территории Волгоградской области клубными учреждениями культуры велась активная работа по выявлению, сохранению, пропаганде и развитию фольклорного творчества. Проводились фольклорные праздники в местах наиболее компактного проживания этнических групп, населяющих Волгоградскую область.
«Казачьи игрища» проводились в Кумылженском районе, «Казачья ярмарка» — в Серафимовичском районе, «Песни Дона» — во Фроловском районе, «Донские зори» — в Иловлинском районе. Итогом празднеств казачьей культуры стал межрегиональный фольклорный праздник в городе Михайловка «Славься наш казачий край».
В 1989 году в Палласовском районе совместно с отделом культуры исполкома Джанибековского района Казахстана был впервые организован казахский праздник весны и труда «Наурыз», где помимо концертной программы и выставки мастеров декоративно-прикладного искусства были представлены национальные обряды, фильмы на казахском языке и книги известных казахских писателей. Проведение данного мероприятия послужило стимулом к созданию в Палассовском районе клуба казахской культуры «Самал», который занимается не только сохранением национальных традиций, но и изучением казахского языка.
Много положительных отзывов получил праздник немецкого фольклора в селе Добринка Камышинского района, на котором собрались вместе все немцы Поволжской республики: из Сибири, Урала, Казахстана, Караганды, Саратовской области и других регионов России, искренне радуясь национальному возрождению своих обрядов и традиций.
Тогда же в Малых Чапурниках Светлоярского района состоялся татарский праздник «Сабантуй», где каждый мог поучаствовать в национальной борьбе «Кэрэш» — потешных единоборствах, посмотреть театрализованное представление «Сбор полотенец», зрелищные скачки, попробовать блюда национальной кухни.
В октябре 1989 года по инициативе областного научно-производственного центра «Культура» был проведен I областной праздник фольклора и национальных традиций «От Волги до Дона». Праздник имел значительный успех и впоследствии перерос в фестиваль национальных культур, став традиционным. В 1999 году фестиваль получил статус Всероссийского и значительно расширил свои границы.
За годы своего существования фестиваль уже десять раз собрал на главной площади города Волгограда многочисленные национальные коллективы и отдельных фольклорных исполнителей на яркий и массовый праздник. На фестиваль приезжают представители этнических групп, проживающих в междуречье Волги и Дона из Астраханской, Воронежской, Ростовской, Саратовской областей, республик Марий Эл, Чувашии, Северной Осетии, Калмыкии, Ставропольского края, а также из всех 39 муниципальных образований Волгоградской области.
Участники фестивальных мероприятий каждый раз по-новому презентуют свой этноколорит, располагаясь на главной площади города — Площади Павших борцов — национальными «поселениями», оформленными под русские избы, казачьи курени, украинские хаты, казахские и калмыцкие юрты, татарские шатры, чувашские подворья. С первого взгляда на эти поселения, зрители Всероссийского фестиваля, жители и гости города, сразу окунаются в атмосферу национального колорита регионов Поволжья.
На сценической площадке под открытым небом, находящейся на живописном берегу Волги, жителям и гостям города показывают свое народное творчество около тысячи участников — коллективы и отдельные фольклорные исполнители. Казаки, татары, чуваши, калмыки, украинцы, русские сменяют друг друга под восторженные овации зрителей, которые сами рады спеть и станцевать со своими земляками. Ведь в Волгограде проживают более ста национальностей, и для каждого гостя праздника увидеть представителя своей исторической родины на сцене великая радость.
Широта бескрайних российских просторов, очарование лугов, лесов и рек отражаются в мелодичных русских народных песнях и в музыке ансамблей русских народных инструментов; смелые и бравые казаки в песнях рассказывают о своих исторических традициях; завораживающая красота гор, зелень равнин воспеваются солистами фольклорных кавказских коллективов, и как продолжение — кавказские традиции, воплощенные в танцевальных композициях хореографических фольклорных ансамблей народов Кавказа — все эти картины сменяются на сцене на протяжении всего фестивального дня. Фестиваль «От Волги до Дона» — это эстафета программ и инициатив, представляющих всю волгодонскую землю, и охватывающих все многообразие ее культурной жизни.
На протяжении уже 18 лет своего существования, Всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона» собирает на своей площадке и мастеров декоративно-прикладного искусства. Вместе с волгоградскими мастерами на выставке-ярмарке «Город мастеров» принимают участие мастера со всего Южного федерального округа. Замечательные кружева, одеяла из лоскутов, глиняные игрушки, пуховые шали и носки, традиционные тряпичные куклы, панно из керамики и дерева, ювелирные украшения, вышивки, картины и гравюры — великое множество ремесел и промыслов представлено на выставке.
Представляются на выставке, также, и новые промыслы. К примеру, «Семикаракорская керамика» — промысел, существующий в Ростовской области всего 35 лет. Эта замечательная керамическая посуда, в рисунке которой угадывается бескрайняя донская степь с лазоревыми цветами, поражает простым, незатейливым орнаментом.
На ярмарке «Город мастеров» можно не только купить разные интересные вещицы, но и посмотреть, как они изготавливаются. Так, например, на ярмарке можно увидеть процесс валяния валенок. А в 2008 году на VI фестивале мастер Юрий Игнатов из Краснодарского края, сам предлагал желающим вылепить на гончарном круге настоящий горшок, который потом дарил на память.
Таким образом, фестиваль национальных культур, в частности «От Волги до Дона», позволяет за один день увидеть географию многонациональной Волгоградской области и познакомиться с культурой нашей необъятной страны. Каждый раз организаторы Всероссийского фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» стараются сделать его значимым событием, раскрывающим колорит нашей многонациональной культуры. Проведение фестиваля — результат кропотливой, каждодневной работы по сохранению национальной культуры, требующей целеустремленности и терпения, вдумчивого подхода, уважения к традициям народов.
Литература:
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Гумер. — URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/ (Дата обращения: 08.04.2018)
- Меньшиков А. М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дисс…канд-та искусствоведения: 17.00.01/ Меньшиков Александр Михайлович; Москва. [Электронный ресурс]/URL: http://maxibit.ru/news/articles/article_festival.pdf (Дата обращения: 08.04.2018)
- Николаева П. В.. Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры.//Культурная жизнь Юга России. — 2008. — № 2 (27). — С.144–146. [Электронный ресурс]/URL: http://kguki.com/content/cms/files/4872.pdf (Дата обращения: 09.04.2018)
- Николаева П. В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дисс… канд-та культурологии: 24.00.01/Николаева Полина Владимировна; Краснодар. [Электронный ресурс]/URL: http://www.dissercat.com/content/semiotika-festivalya-kak-formy-prazdnichnoi-kultury (Дата обращения: 08.04.2018)
- О проведении Всероссийского фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» 2003–2014 гг. Текст/Министерство культуры Волгоградской области, Волгоград, 2014.
- Хазин М. Берег чести. Поэт Григорий Поженян, каким он запомнился.//Семь искусств. — 2015. — № 1 (19). [Электронный ресурс]/ URL: http://7iskusstv.com/2015/Nomer1/Hazin1.php (Дата обращения: 07.04.2018 г.)