В настоящее время организация системы управления в сфере охраны водных объектов имеет ряд недостатков. Наиболее существенным является дублирование функций органов исполнительной власти, то есть, одним и тем же водным объектом могут управлять несколько ведомств. В данной статье формально рассматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны водных объектов. На основе рассмотрения положений федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод о том, дублирование функций и полномочий, приводит к неэффективности рассматриваемой системы управления водными объектами.
Ключевые слова: исполнительная власть, окружающая среда, водные объекты, охрана водных объектов, полномочия, экология, дублирование функций.
Основополагающие законы
Существенным недостатком в области охраны водных объектов является дублирование полномочий органов государственной власти. Для понимания сферы деятельности рассматриваемых органов исполнительной власти, необходимо проанализировать основополагающие законы регулируют деятельность, связанную с охраной водных объектов.
Основополагающими законами в области охраны водных объектов являются:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1];
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-Ф [2];
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ [3];
- Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ [4];
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ [5];
- Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ [6];
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ [7].
Федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление вобласти использования иохраны водных объектов
Для лучшего понимания структуры министерств и ведомств, в чьи полномочия входит охрана водных объектов, составлена схема. Структура представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура органов исполнительной власти
Согласно заданной структуре, необходимо более детально рассмотреть основные службы в сфере охраны водных объектов, а также подведомственные им службы. В рамках исследуемой темы, необходимо выделить общие функции органов исполнительной власти, касающиеся охраны водных объектов. В таблице 1 приведены функции и положения, в которых определены полномочия исследуемых служб.
Таблица 1
Положения, определяющие полномочия органов исполнительной власти
Федеральный орган исполнительной власти |
Положение, определяющее полномочия |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) |
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) |
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370" |
Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы) |
Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (ред. от 07.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) |
Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (ред. от 19.06.2017) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» |
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение «О Федеральном агентстве по рыболовству» |
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) |
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) |
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 05.05.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) |
Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» |
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» |
Дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти
В процессе исследования полномочий, вышеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, были выделены следующие общие функции и полномочия:
– Нормирование;
– Надзор (контроль);
– Установление правил (требований);
– Выдача разрешений (согласование);
– Мониторинг;
– Мероприятия по очистки водных объектов;
– Исследования воды и водных объектов.
Нормирование. Исследуя полномочия федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод, что водные нормативы устанавливают следующие федеральные органы исполнительной власти:
- Роспотребнадзор (нормативы по отношению к качеству воды);
- Росрыболовство (норматив допустимого улова водных биологический ресурсов);
- Ростехнадзор (нормативы по отношению сброса радиоактивных веществ в воду);
- Минсельхоз России (нормативы для водоемов рыбохозяйственного назначения);
- Минприроды России (нормативы качества для водных объектов).
Государственный надзор (контроль) в области использования и охраны водных объектов осуществляется следующими органами исполнительной власти:
- Роспотребнадзор;
- Минприроды России;
- Росрыболовство;
- Росприроднадзор;
Правила и требования в области охраны водных объектов устанавливают:
- Роспотребнадзор;
- Минприроды России;
- Минтранс России;
- Минсельхоз России.
Выдают разрешения на водопользование:
- Минсельхоз России;
- Росрыболовство;
- Росприроднадзор.
Мониторингом водных объектов занимаются 3 ведомства:
- Росрыболовство;
- Роспотребнадзор;
- Росгидромет.
Мероприятия по охране водных объектов входят в полномочия трех ведомств, однако каждое ведомство проводит мероприятия в пределах своей компетенции. Органы исполнительной власти осуществляющие мероприятия по охране водных объектов:
- Росморречфлот;
- Росрыболовство;
- Минприроды России.
Ведомства осуществляющие исследования воды в водных объектах:
- Роспотребнадзор;
- Росрыболовство.
Анализируя выделенные дублирования, можно выделить несколько моментов.
Согласно действующему законодательству и предоставленным органам контроля полномочиям одним водным объектом управляют несколько органов власти.
Дублирование полномочий и отсутствие ответственных за конечный результат деятельности приводит неэффективность системы управления. На одну и ту же функцию выделяется соответствующие финансирование, что также приводит ведет к неэффективному расходованию средств государственного бюджета.
Приведенные недостатки системы управления создают некую неясность в водных отношениях, проявления коррупции, влекущую за собой нарушение прав граждан, и хозяйствующих субъектов РФ, в частности это причиняет большие неудобства субъектам малого и среднего бизнеса, не позволяя своевременно реализовать свои законные права.
Можно предположить, что исключение функций дублирования посредством передачи права осуществления конкретной функции только одной службе, и упрощение существующей системы управления охраной водных объектов позволит повысить эффективность системы управления.
Литература:
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011): // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 11.04.2018) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О Федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
- О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.