Структура и полномочия органов исполнительной власти в области охраны водных объектов, выявление дублирования государственных функций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 1299 раз

Библиографическое описание:

Ушкова, Ольга. Структура и полномочия органов исполнительной власти в области охраны водных объектов, выявление дублирования государственных функций / Ольга Ушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 141-145. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50049/ (дата обращения: 12.03.2025).



В настоящее время организация системы управления в сфере охраны водных объектов имеет ряд недостатков. Наиболее существенным является дублирование функций органов исполнительной власти, то есть, одним и тем же водным объектом могут управлять несколько ведомств. В данной статье формально рассматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны водных объектов. На основе рассмотрения положений федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод о том, дублирование функций и полномочий, приводит к неэффективности рассматриваемой системы управления водными объектами.

Ключевые слова: исполнительная власть, окружающая среда, водные объекты, охрана водных объектов, полномочия, экология, дублирование функций.

Основополагающие законы

Существенным недостатком в области охраны водных объектов является дублирование полномочий органов государственной власти. Для понимания сферы деятельности рассматриваемых органов исполнительной власти, необходимо проанализировать основополагающие законы регулируют деятельность, связанную с охраной водных объектов.

Основополагающими законами в области охраны водных объектов являются:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1];
  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-Ф [2];
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ [3];
  4. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ [4];
  5. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ [5];
  6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ [6];
  7. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ [7].

Федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление вобласти использования иохраны водных объектов

Для лучшего понимания структуры министерств и ведомств, в чьи полномочия входит охрана водных объектов, составлена схема. Структура представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура органов исполнительной власти

Согласно заданной структуре, необходимо более детально рассмотреть основные службы в сфере охраны водных объектов, а также подведомственные им службы. В рамках исследуемой темы, необходимо выделить общие функции органов исполнительной власти, касающиеся охраны водных объектов. В таблице 1 приведены функции и положения, в которых определены полномочия исследуемых служб.

Таблица 1

Положения, определяющие полномочия органов исполнительной власти

Федеральный орган исполнительной власти

Положение, определяющее полномочия

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370"

Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы)

Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (ред. от 07.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов»

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (ред. от 19.06.2017) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение «О Федеральном агентстве по рыболовству»

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 05.05.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта»

Дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти

В процессе исследования полномочий, вышеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, были выделены следующие общие функции и полномочия:

– Нормирование;

– Надзор (контроль);

– Установление правил (требований);

– Выдача разрешений (согласование);

– Мониторинг;

– Мероприятия по очистки водных объектов;

– Исследования воды и водных объектов.

Нормирование. Исследуя полномочия федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод, что водные нормативы устанавливают следующие федеральные органы исполнительной власти:

  1. Роспотребнадзор (нормативы по отношению к качеству воды);
  2. Росрыболовство (норматив допустимого улова водных биологический ресурсов);
  3. Ростехнадзор (нормативы по отношению сброса радиоактивных веществ в воду);
  4. Минсельхоз России (нормативы для водоемов рыбохозяйственного назначения);
  5. Минприроды России (нормативы качества для водных объектов).

Государственный надзор (контроль) в области использования и охраны водных объектов осуществляется следующими органами исполнительной власти:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Минприроды России;
  3. Росрыболовство;
  4. Росприроднадзор;

Правила и требования в области охраны водных объектов устанавливают:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Минприроды России;
  3. Минтранс России;
  4. Минсельхоз России.

Выдают разрешения на водопользование:

  1. Минсельхоз России;
  2. Росрыболовство;
  3. Росприроднадзор.

Мониторингом водных объектов занимаются 3 ведомства:

  1. Росрыболовство;
  2. Роспотребнадзор;
  3. Росгидромет.

Мероприятия по охране водных объектов входят в полномочия трех ведомств, однако каждое ведомство проводит мероприятия в пределах своей компетенции. Органы исполнительной власти осуществляющие мероприятия по охране водных объектов:

  1. Росморречфлот;
  2. Росрыболовство;
  3. Минприроды России.

Ведомства осуществляющие исследования воды в водных объектах:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Росрыболовство.

Анализируя выделенные дублирования, можно выделить несколько моментов.

Согласно действующему законодательству и предоставленным органам контроля полномочиям одним водным объектом управляют несколько органов власти.

Дублирование полномочий и отсутствие ответственных за конечный результат деятельности приводит неэффективность системы управления. На одну и ту же функцию выделяется соответствующие финансирование, что также приводит ведет к неэффективному расходованию средств государственного бюджета.

Приведенные недостатки системы управления создают некую неясность в водных отношениях, проявления коррупции, влекущую за собой нарушение прав граждан, и хозяйствующих субъектов РФ, в частности это причиняет большие неудобства субъектам малого и среднего бизнеса, не позволяя своевременно реализовать свои законные права.

Можно предположить, что исключение функций дублирования посредством передачи права осуществления конкретной функции только одной службе, и упрощение существующей системы управления охраной водных объектов позволит повысить эффективность системы управления.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011): // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  4. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  5. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  6. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  9. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  10. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  11. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 11.04.2018) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  12. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  13. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  14. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  15. О Федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  16. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, Федеральная служба, постановление Правительства РФ, Россия, утверждение Положения, Федеральное агентство, минприрода России, постановление Правительства, область охраны.


Похожие статьи

Понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России

Автор рассматривает понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России и, на основе анализа нормативно-правовых источников и специальной литературы, обосновывает, что под государственным рег...

Субъекты обеспечения транспортной безопасности России

В статье проводится анализ субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность в Российской Федерации. Рассмотрены отдельные вопросы правовой регламентации их правового статуса, в том числе уделено внимание взаимодействию между субъектами, некоторым ...

Государственное управление лесными ресурсами в РФ на современном этапе

Необходимость написания данной статьи обусловлена неблагоприятным положением дел в сфере лесного хозяйства. Отрасль развивается под воздействием ряда негативных факторов, включая частые пожары, противозаконная рубка деревьев, отсутствие эффективных м...

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены различные точки зрения на проблему соотношения понятий «контроль» и «надзор», выявлены основные признаки государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, а также проанализированы его принципы и предо...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муницип...

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

Похожие статьи

Понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России

Автор рассматривает понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России и, на основе анализа нормативно-правовых источников и специальной литературы, обосновывает, что под государственным рег...

Субъекты обеспечения транспортной безопасности России

В статье проводится анализ субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность в Российской Федерации. Рассмотрены отдельные вопросы правовой регламентации их правового статуса, в том числе уделено внимание взаимодействию между субъектами, некоторым ...

Государственное управление лесными ресурсами в РФ на современном этапе

Необходимость написания данной статьи обусловлена неблагоприятным положением дел в сфере лесного хозяйства. Отрасль развивается под воздействием ряда негативных факторов, включая частые пожары, противозаконная рубка деревьев, отсутствие эффективных м...

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены различные точки зрения на проблему соотношения понятий «контроль» и «надзор», выявлены основные признаки государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, а также проанализированы его принципы и предо...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муницип...

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

Задать вопрос