Проект как средство экологического образования младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 06.05.2018

Статья просмотрена: 2488 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, Л. Н. Проект как средство экологического образования младших школьников / Л. Н. Матвеева, Д. А. Бакиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50067/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирование правильного отношения к миру природы.

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания.

Проблемаповышения качества экологического образования учащихся в образовательных учреждениях представляет на сегодня актуальную проблему. Изменения взаимоотношений человека с окружающей средой, напряженная экологическая обстановка, низкая экологическая культура людей, отсутствие у них четкой позиции на деятельность по охране природы, несформированность экологического самосознания, все это требует изменений в совершенствовании экологического образования [1].

Основная задача экологического образования состоит в формировании экологической культуры населения. С этой целью формирование основ экологических знаний, экологического мышления начинается уже с раннего возраста. И младший школьный возраст является наиболее приемлемым периодом для формирования экологической компетенции и экологического сознания [3].

Вопросами изучения проблемы экологического образования и формирования экологической культуры у учащихся занимались такие ученые, как И. Д. Зверев, Л. П. Печко и др. Проблеме организации учебно-исследовательской работы учащихся уделялось внимание следующими учеными: И. Д. Зверевым, В. Ф. Зуевым, А. И. Савенковым, Н. Б. Шумаковой и др.

Эффективным методом развития экологических знаний, формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов. С помощью проектной деятельности учащиеся самостоятельно изучают объекты природы, выявляют взаимосвязь человека с окружающей средой, осознают ценность сохранения объектов окружающего мира [4].

Сегодня возможности содержания учебного материала, влияющие на формирование экологической культуры младших школьников в проектной деятельности, раскрыты недостаточно. Как показывает практика в школе, преподавание чаще строится на основе личного опыта самих педагогов, их инициативы, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей, перегрузке учащихся.

С учетом перечисленных факторов был организован педагогический эксперимент. Констатирующий этап педагогического эксперимента состоял в изучении экологических знаний у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие два вторых класса — экспериментальный и контрольный в количестве 59 учащихся школы. За основу были взяты диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности экологических знаний О. А. Соломенниковой и Ю. А. Полещук. Учащимся контрольной и экспериментальной групп были предложены диагностические задания на знание особенностей представителей мира животных,растительного мира, неживой природы, знание времен года, экологическое отношение к миру природы.

Анализ результатов по методике О. А. Соломенниковой показал низкий уровень экологических знаний у учащихся в двух группах. А результаты по методике Ю. А. Полещук показали, что в экспериментальной группе учащихся с низкими показателями сформированности экологических знаний больше, чем в контрольной группе.

Формирующий этап педагогического эксперимента состоял в применении комплекса проектов экологической направленности, обеспечивающих повышение уровня экологического образования учащихся начальных классов. В данном этапе эксперимента приняли участие только учащиеся экспериментальной группы.

Реализация комплекса проектов экологической направленности проходила поэтапно. На первом этапе учащиеся совместно с педагогом обсуждали темы проектов, осуществляли поиск проблемы по данной теме, высказывали свои предположения. На втором этапе учащиеся делились на группы, распределяли роли, осуществляли планирование в соответствии с темой проекта, а также выбор формы и способ подачи проектного материала. На третьем этапе учащиеся работали с информационным материалом по проекту, осуществляли синтез и анализ идей, выполняли работу и оформляли ее. Четвертый этап подразумевал собой показ результатов проектной деятельности, рефлексию, защиту.

Проекты экологической направленности включали в себя пять блоков, в рамках которых были рассмотрены следующие экологические темы:

  1. «Я — писатель о животных» или «Я — писатель о птицах».

Цель проекта: расширение знаний о животных, птицах (условия жизни, среда обитания, питание).

Результат проектной деятельности: книжка о животных, птицах.

  1. «Комнатные растения в доме и в классе».

Цель проекта: расширение представлений о комнатных растениях.

Результат: рисунок «Комнатный цветок», презентация.

  1. «Загадочная неживая природа».

Цель проекта: расширение представлений учащихся о физических свойствах окружающего мира, ознакомление с разными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, растворимость и др.).

Результат проектной деятельности: оформление картотеки «Загадочная неживая природа»; создание сборника «Загадочная неживая природа».

  1. «Сбережем природу».

Цель проекта: формирование у учащихся бережного отношения к природе.

Результат: стенгазеты, плакаты.

  1. «Будь природе другом».

Цель проекта: выявление особенностей взаимосвязи человека и природы, определение роли природы в жизни человека.

Результат проектной деятельности: экологический плакат, экологические «знаки».

Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что комплекс проектов, обеспечивающий повышение уровня экологических знаний учащихся начальных классов, является эффективными. Так, у большинства учащихся экспериментальной группы до проведения комплекса проектов экологической направленности были низкие показатели уровня сформированности экологических знаний, а после проведения комплекса проектов результаты повысились до среднего уровня. В контрольной группе низкие показатели уровня сформированности экологических знаний практически не изменились. Кроме того, в экспериментальной группе произошел сдвиг в количестве детей со средним уровнем сформированности экологических знаний по обеим методикам. Что касается показателей в контрольной группе, то результаты практически не изменились. Показатели высокого уровня сформированности экологических знаний в контрольной группе не изменились, но значительно изменились в экспериментальной группе.

Подводя итог, отметим: проект обладает большими возможностями в формировании экологических знаний у младших школьников. Проект позволяет учащимся приобрести самим знания экологического характера, применить полученные знания на практике, найти способ решения разных видов задач (познавательные, практические и др.) в результате самостоятельных действий.

Литература:

  1. Воробьева Н. Ф., Максимова Е. В. Школьное экологическое образование / Н. Ф. Воробьева, Е. В. Максимова // Воспитание школьников. — 2012. — № 4. — С. 32–39.
  2. Димова О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе / О. А. Димова // Мастер — класс. — 2013. — № 8. — С. 2–4
  3. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева. ‒ М.: Педагогика, 2001. — 257 с.
  4. Тарасова Т. И. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников / Т. И. Тарасова // Начальное образование. — 2009. — № 3. — С. 12–17.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, знание, экологическое образование, экспериментальная группа, контрольная группа, педагогический эксперимент, проект, учащийся, экологическая направленность, комплекс проектов.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Социальные акции как эффективная форма экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что экологическое воспитание играет важную роль в формировании системы ценностей у детей. Участие в экологических акциях позволяет детям применить полученные знания на практике.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки бакалавров педагогического образования к работе по формированию толерантности учащихся. Определено понятие педагогическая толерантность, как условие успешной, педагогической деятельности. Описа...

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Социальные акции как эффективная форма экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что экологическое воспитание играет важную роль в формировании системы ценностей у детей. Участие в экологических акциях позволяет детям применить полученные знания на практике.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки бакалавров педагогического образования к работе по формированию толерантности учащихся. Определено понятие педагогическая толерантность, как условие успешной, педагогической деятельности. Описа...

Задать вопрос