Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирование правильного отношения к миру природы.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания.
Проблемаповышения качества экологического образования учащихся в образовательных учреждениях представляет на сегодня актуальную проблему. Изменения взаимоотношений человека с окружающей средой, напряженная экологическая обстановка, низкая экологическая культура людей, отсутствие у них четкой позиции на деятельность по охране природы, несформированность экологического самосознания, все это требует изменений в совершенствовании экологического образования [1].
Основная задача экологического образования состоит в формировании экологической культуры населения. С этой целью формирование основ экологических знаний, экологического мышления начинается уже с раннего возраста. И младший школьный возраст является наиболее приемлемым периодом для формирования экологической компетенции и экологического сознания [3].
Вопросами изучения проблемы экологического образования и формирования экологической культуры у учащихся занимались такие ученые, как И. Д. Зверев, Л. П. Печко и др. Проблеме организации учебно-исследовательской работы учащихся уделялось внимание следующими учеными: И. Д. Зверевым, В. Ф. Зуевым, А. И. Савенковым, Н. Б. Шумаковой и др.
Эффективным методом развития экологических знаний, формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов. С помощью проектной деятельности учащиеся самостоятельно изучают объекты природы, выявляют взаимосвязь человека с окружающей средой, осознают ценность сохранения объектов окружающего мира [4].
Сегодня возможности содержания учебного материала, влияющие на формирование экологической культуры младших школьников в проектной деятельности, раскрыты недостаточно. Как показывает практика в школе, преподавание чаще строится на основе личного опыта самих педагогов, их инициативы, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей, перегрузке учащихся.
С учетом перечисленных факторов был организован педагогический эксперимент. Констатирующий этап педагогического эксперимента состоял в изучении экологических знаний у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие два вторых класса — экспериментальный и контрольный в количестве 59 учащихся школы. За основу были взяты диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности экологических знаний О. А. Соломенниковой и Ю. А. Полещук. Учащимся контрольной и экспериментальной групп были предложены диагностические задания на знание особенностей представителей мира животных,растительного мира, неживой природы, знание времен года, экологическое отношение к миру природы.
Анализ результатов по методике О. А. Соломенниковой показал низкий уровень экологических знаний у учащихся в двух группах. А результаты по методике Ю. А. Полещук показали, что в экспериментальной группе учащихся с низкими показателями сформированности экологических знаний больше, чем в контрольной группе.
Формирующий этап педагогического эксперимента состоял в применении комплекса проектов экологической направленности, обеспечивающих повышение уровня экологического образования учащихся начальных классов. В данном этапе эксперимента приняли участие только учащиеся экспериментальной группы.
Реализация комплекса проектов экологической направленности проходила поэтапно. На первом этапе учащиеся совместно с педагогом обсуждали темы проектов, осуществляли поиск проблемы по данной теме, высказывали свои предположения. На втором этапе учащиеся делились на группы, распределяли роли, осуществляли планирование в соответствии с темой проекта, а также выбор формы и способ подачи проектного материала. На третьем этапе учащиеся работали с информационным материалом по проекту, осуществляли синтез и анализ идей, выполняли работу и оформляли ее. Четвертый этап подразумевал собой показ результатов проектной деятельности, рефлексию, защиту.
Проекты экологической направленности включали в себя пять блоков, в рамках которых были рассмотрены следующие экологические темы:
- «Я — писатель о животных» или «Я — писатель о птицах».
Цель проекта: расширение знаний о животных, птицах (условия жизни, среда обитания, питание).
Результат проектной деятельности: книжка о животных, птицах.
- «Комнатные растения в доме и в классе».
Цель проекта: расширение представлений о комнатных растениях.
Результат: рисунок «Комнатный цветок», презентация.
- «Загадочная неживая природа».
Цель проекта: расширение представлений учащихся о физических свойствах окружающего мира, ознакомление с разными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, растворимость и др.).
Результат проектной деятельности: оформление картотеки «Загадочная неживая природа»; создание сборника «Загадочная неживая природа».
- «Сбережем природу».
Цель проекта: формирование у учащихся бережного отношения к природе.
Результат: стенгазеты, плакаты.
- «Будь природе другом».
Цель проекта: выявление особенностей взаимосвязи человека и природы, определение роли природы в жизни человека.
Результат проектной деятельности: экологический плакат, экологические «знаки».
Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что комплекс проектов, обеспечивающий повышение уровня экологических знаний учащихся начальных классов, является эффективными. Так, у большинства учащихся экспериментальной группы до проведения комплекса проектов экологической направленности были низкие показатели уровня сформированности экологических знаний, а после проведения комплекса проектов результаты повысились до среднего уровня. В контрольной группе низкие показатели уровня сформированности экологических знаний практически не изменились. Кроме того, в экспериментальной группе произошел сдвиг в количестве детей со средним уровнем сформированности экологических знаний по обеим методикам. Что касается показателей в контрольной группе, то результаты практически не изменились. Показатели высокого уровня сформированности экологических знаний в контрольной группе не изменились, но значительно изменились в экспериментальной группе.
Подводя итог, отметим: проект обладает большими возможностями в формировании экологических знаний у младших школьников. Проект позволяет учащимся приобрести самим знания экологического характера, применить полученные знания на практике, найти способ решения разных видов задач (познавательные, практические и др.) в результате самостоятельных действий.
Литература:
- Воробьева Н. Ф., Максимова Е. В. Школьное экологическое образование / Н. Ф. Воробьева, Е. В. Максимова // Воспитание школьников. — 2012. — № 4. — С. 32–39.
- Димова О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе / О. А. Димова // Мастер — класс. — 2013. — № 8. — С. 2–4
- Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева. ‒ М.: Педагогика, 2001. — 257 с.
- Тарасова Т. И. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников / Т. И. Тарасова // Начальное образование. — 2009. — № 3. — С. 12–17.