Субъективное благополучие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Волчек, В. В. Субъективное благополучие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Волчек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50095/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится актуальной в исследованиях психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.

Исследование системы субъективных отношений личности и факторов, регулирующих поведение в системе реальных отношений возможно через изучение понятия «субъективное благополучие». Данный термин является социально-психологической характеристикой личности и отражает эмоционально-оценочное отношение личности к самому себе, социальной ситуации, окружению и в этом качестве определяет интенсивность и направленность его поведения.

В последнее время существует тенденция к увеличению внимания исследователей к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Принято считать, что лица с ОВЗ социально неполноценны, слабо обеспечены материальными благами, менее счастливы, чем остальные люди. Вместе с тем, сами лица с ОВЗ далеко не всегда считают себя инвалидами, а существующее мнение об их низком качестве жизни зачастую не соответствует действительности.

Ситуация развития человека с физическими ограничениями здоровья рассматривается с точки зрения центрального опосредующего звена — личности, которая определяет влияние инвалидности на субъективное благополучие. Особенно актуальным проблема субъективного благополучия становится в студенческий период. Благополучие и здоровье студентов представляют собой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной самоактуализации; неблагополучие и болезнь влекут за собой неспособность стать полноценным человеком и профессионалом в своей области. Изучение субъективного благополучия позволяет существенно продвинуться в решении проблемы выбора студентам адекватных копинг-стратегий, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной профессиональной и личностной самореализации.

Понятие «субъективное благополучие» понимается как совокупность удовлетворённости жизнью и аффекта, то есть положительных и отрицательных эмоций и состояний, связанных с повседневным опытом.

Рассматривая различные подходы к понимаю психологического благополучия человека, и, обобщая их, можно определить субъективное благополучие как эмоциональное состояние интегральной удовлетворенности человеком различными сторонами своей жизни и жизнью в целом.

Субъективное благополучие рождается, становится и развивается в процессе социализации, которая подразумевает успешную адаптацию к обществу. Тогда субъективно благополучный человек успешно решает свои возрастные задачи развития, и конструктивно решает возрастные конфликты.

Субъективное благополучие в студенческом возрасте — это явление субъективного восприятия, обусловленного и являющегося результатом оценочной функции психики. В первую очередь, такие оценочные феномены как «субъективное отношение», «Я-концепция», «самооценка», «самоотношение». Психологическое благополучие значительно расходится у лиц с разными притязаниями и самооценкой, а также их соотношением. Очевидно, чем выше уровень притязаний и меньше возможностей их реализации, тем ниже индекс субъективного благополучия, и напротив, чем больше возможностей их реализации, тем выше благополучие. Соответственно, при высоких потребностях, но низком уровне оцениваемой самостоятельно возможности удовлетворения потребности, наступает субъективное неблагополучие, обратное соотношение, ведет к благополучию.

Проблема слабой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь остро встает перед современным обществом. Люди, имеющие инвалидность, находятся в ситуации социальной эксклюзии, в связи с тем, что они имеют узкий круг возможностей для реализации своего жизненного потенциала. Человек с инвалидностью зачастую остается невостребованным как личность и профессионал в силу объективных ограничений возможностей здоровья, так и в результате социальной тенденции к избеганию взаимодействия с инвалидами. Задача инклюзивного образования заключается в преодолении дистанцированности, отчужденности людей с ОВЗ от общественной жизни и социальных контактов. Задача инклюзивного образования заключается в преодолении дистанцированности, отчужденности людей с ОВЗ от общественной жизни и социальных контактов. В качестве результата инклюзии предполагается получить некую отлаженную систему, благодаря которой бы данная категория граждан органично вливалась в образовательный процесс, а также была востребована после получения соответствующего образования.

Субъективным отражением повышения качества жизни является рост субъективного благополучия. Последнее, в свою очередь, отражается в оптимальном уровне удовлетворенности жизнью. Активная и эффективная общественная жизнь является одним из важнейших атрибутов качества жизни человека. Удовлетворенность жизнью напрямую зависит от того, на сколько личность раскроет свой потенциал. В свою очередь, субъективное благополучие студентов с ОВЗ зависит от среды и средств обучения, от взаимоотношений в коллективе, от адекватности требований возможностям инвалида и др. Недооценка этих фактов и, как следствие, недостаточно организованные условия образовательной среды грозят студентам-инвалидам нервно-психическими перегрузками и прочими последствиями. Наша задача — организовать такую социальную среду, при которой бы каждый член триады «студент — студент с ОВЗ — преподаватель» осознавал и реализовывал свой смысл на благо общей миссии.

В настоящее время отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья стало меняться, в том числе в связи с усилившейся на фоне демографического кризиса необходимостью привлечения в общественную сферу деятельности дополнительных трудовых ресурсов. Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в реализуемой в настоящее время государством образовательной политике, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Важной становится проблема сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в СПО. Обучение лиц с ограниченными возможностями в здоровье реализуется в следующих формах: специализированное, смешанное, дистанционное и интегрированное обучение. Использование специализированного технического оборудования, специально оснащенных аудиторий, лабораторий, библиотек максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в соответствии с едиными для всех требованиями образовательного стандарта. При этом содержание учебных дисциплин адаптируется с учетом специфических потребностей студентов-инвалидов.

Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в образовательные условия СПО требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют вторичные изменения — личностные

Для решения проблемы интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду СПО необходимо в первую очередь обратить особое внимание на формирование толерантного отношения к данному контингенту через создание благоприятного психологического климата в учебных группах. Включать студентов с ограниченными возможностями в совместную со здоровыми обучающимися совместную деятельность на основе вовлечения их в виды внеучебной деятельности в СПО, где они могут сформировать и проявить умение сотрудничать со сверстниками.

Шкала субъективного благополучия — была разработана французскими психологами опубликована впервые в 1988 г. Поводом для создания шкалы послужило расширение исследований в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида.

На базе нашего учебного заведения было проведено исследование, направленное на изучение субъективного благополучия обучающихся с ОВЗ. В исследовании приняли участие 30 студентов 1–2 курсов в возрасте от 16 до 18 лет, из них 7 обучающихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для изучения субъективного благополучия была использована следующая методика: шкала субъективного благополучия (М. В. Соколова)

Из диаграммы видно, что для обучающихся с ОВЗ характерен низкий уровень субъективного благополучия. Наибольший показатель удовлетворенности отмечается по шкале «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» (7,51 ср балл), наименьший показатель отмечается по шкале «самооценка здоровья» (3,26 ср балл). Полученные результаты указывают на невысокую удовлетворенность студентов в восприятии действительности и на критичность этого восприятия.

Также из диаграммы видно, что для обучающихся с условной нормой здоровья (далее — УЗН) характерен средний уровень субъективного благополучия. Максимальную оценку студенты отмечают по шкале «психоэмоциональная симптоматика», то есть на уровне эмоционального оценивания обучающиеся воспринимают ситуацию как благоприятную. Также высокий балл имеется по шкале «напряженность и чувствительность», что указывает на наличие трудностей и неудовлетворенности в эмоциональном фоне студентов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что под субъективным благополучием обычно понимается как оценка человеком удовлетворенности своей жизнью, оно отражают не только обстоятельства его жизни, но и стабильные личностные характеристики, с помощью которых человек справляется с трудными ситуациями, легко приспосабливается к меняющимся условиям, охотно и удачно взаимодействует с людьми, уважает себя и окружающих людей. Ведущими ценностно-смысловыми сферами студенчества, определяющими степень субъективного благополучия личности, являются сфера взаимоотношений личности, материальных ценностей, межличностной активности.

Анализ результатов исследования показал, что у студентов обеих групп отмечается умеренный уровень субъективного благополучия, что говорит о том, что студенты не испытывают серьезных эмоциональных проблем, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением, эффективно действуют в условиях стресса. По показателям уровня субъективного контроля различий между студентами не было выявлено. Интернальный тип уровня субъективного контроля выразился в области достижений, межличностных отношений, здоровья. Обучающиеся с ОВЗ и с УНЗ считают, что способны влиять на ситуацию, занимают позицию «Я — не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки, тем самым они менее подвержены стрессовым влияниям этих сферах. Экстернальный тип выразился в области неудач, семейных отношений и профессиональных отношений. Студенты воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств и не проявляют ответственности, перекладывая ее на других и, соответственно, более уязвимы в этих сферах.

Таким образом, субъективное благополучие обучающихся с ОВЗ выше, чем у обучающихся с УНЗ не подтвердилась. В результате исследования явных различий не выявлено, это говорит о том, что и у обучающихся с ОВЗ и с УНЗ уровень субъективного благополучия находится на одинаковом уровне, то есть они способны управлять своими эмоциями и поведением в трудных ситуациях, удовлетворены своей жизнью.

Литература:

  1. Барышева Е. В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования. / Е. В. Барышева. — М., 2014.
  2. Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О.Л Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. — 2015.
  3. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоровья/ Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2016.
  4. http: //www.rusnauka. com/NT SB_2006/Pedagogica/2_ahmetovab.a.doc.
  5. http://www.psytolerance.info/rit.php?id=1364062170
Основные термины (генерируются автоматически): субъективное благополучие, ограниченная возможность здоровья, обучающийся, студент, инклюзивное образование, какой образ, качество жизни, образовательная среда, общественная жизнь, субъективное благополучие обучающихся.


Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Задать вопрос