Экологические проблемы затрагивают всю природную систему. Проблема экологии на протяжении многих лет остается одной из главных и сложно разрешаемых проблем для России [5, 117] Отметим, осознание актуальности целенаправленного формирования норм права, которые регулировали бы отношения по поводу охраны и использования природных ресурсов, пришло только лишь в 60–70-е годы 20 века. Именно к этому времени ряд масштабных экологических проблем приобрёл глобальный характер, а необходимость охраны окружающей среды стала осмысливаться не только на национальном, но также и на международном уровне [4, 16]. На современном этапе российское законодательство уделяет значительное внимание юридической регламентации экспертной деятельности в сфере охраны окружающей среды.
Одним из важнейших факторов реализации обеспечения охраны окружающей среды является проведение экологической экспертизы. Экологическую экспертизу возможно рассматривать как «превентивный контроль», то есть процедуру, которая предотвращает инвестирование и реализацию заведомо негативных и вредных для окружающей среды проектов.
В соответствии с российским законодательством экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, которые обосновывают намечаемую в связи с осуществлением объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, которые установлены законодательством в области охраны окружающей среды и техническими регламентами, в целях предупреждения негативного воздействия данной деятельности на современную окружающую среду.
Придавая существенное значение и месту экологической экспертизы в осуществлении защиты окружающей среды, считаем целесообразным остановиться на выявлении особенностей полномочий органов государственной власти в области проведения государственной и общественной экологической экспертизы.
Отметим, что законодательство об экологической экспертизе строится на соответственных положениях Конституции РФ [1], ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], Федерального закона «Об экологической экспертизе» [2] от 23 ноября 1995 г., и принимаемых в корреспонденции с ним законов или же иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Полномочия государственных органов в сфере экологической экспертизы сформулированы в ФЗ «Об экологической экспертизе», который регулирует особенности правоотношений в сфере экологической экспертизы, и нацелен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду с помощью предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Изучая полномочия Президента России в сфере проведения экологической экспертизы выделим его обеспечительный потенциал по согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти в данной области.
Обеспечение соответствия нормативно-правовых актов РФ законодательству РФ об экологической экспертизе входит в полномочия Федерального Собрания РФ.
В компетенцию Правительства РФ в данной области входит:
‒ утверждать порядок проведения экспертизы;
‒ осуществлять меры по обеспечению прав граждан и юридических лиц и соблюдения законов в области экологической экспертизы;
‒ предоставлять Президенту РФ ежегодный отчет о своей деятельности в сфере экологической экспертизы;
‒ устанавливать федеральный орган исполнительной власти, его функции и полномочия в рассматриваемой сфере.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в области экологической экспертизы существует возможность передачи реализации отдельных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ. К потенциально возможным передаваемым полномочиям относятся:
‒ осуществление принятия нормативно-правовых актов объектов регионального уровня с учётом специфических качеств экологических, экономических и социальных условий соответственного субъекта РФ;
‒ реализацию проведения и организации государственной экспертизы объектов регионального уровня;
‒ произведение контроля за соблюдением российского законодательства о экологической экспертизе при исполнении хозяйственной и другой деятельности на объектах, которые подлежат региональному экологическому государственному надзору;
‒ исполнение информирования населения о проводимых и намечаемых экологических экспертизах, а также об их результатах.
Осуществление вышеуказанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ без предоставления субвенций из федерального бюджета. При осуществлении данных полномочий с заказчика документации, которая подлежит государственной экологической экспертизе, взимается сбор в размере, который определен в ст. 28 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ.
Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и формированию государственной политики в области охраны окружающей среды, при реализации государственной политики в сфере отношений, которые связаны с данной охраной, имеет право принимать нормативно-правовые акты по вопросам, которые относятся к области переданных полномочий. Также, в полномочия федерального органа исполнительной власти входит издание инструктивных материалов и методических указаний по их реализации органами исполнительной власти субъектов России.
На основании п. 3. ст. 6 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти в сфере экологической экспертизы:
1) реализует согласование в области экологической экспертизы структуры органов исполнительной власти субъектов РФ;
2) выполняет контроль за беспрекословным выполнением нормативных правовых актов, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ по вопросам уже переданных полномочий. Данный орган имеет право направлять обязательные для исполнения предписания об отмене вышеуказанных нормативно-правовых актов или же о внесении изменений в данные правовые акты;
3) реализует контроль за качеством и полнотой исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий. При этом данный орган имеет право направлять предписания о ликвидации обнаруженных нарушений и привлечения должностных лиц, исполняющих обязанности по реализации переданных полномочий к ответственности;
4) в необходимом случае федеральный орган исполнительной власти подготавливает и вносит предложения для принятия решения об изъятии соответственных полномочий у органов государственной власти субъектов РФ в Правительство РФ;
5) устанавливает формы и содержание представления отчётности о реализации переданных полномочий. В необходимом случае определяет прогнозные целевые показатели.
В полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ входит:
1) самостоятельное назначение на должность и освобождение от нее руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, которые реализуют переданные им полномочия;
2) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти утверждение структуры органов субъекта РФ в сфере экологической экспертизы;
3) самостоятельная организация деятельности по реализации переданных полномочий;
4) обеспечение своевременного предоставления в уполномоченный орган отчётности по установленной законодательством форме о достижении прогнозных целевых показателей, в том случае, если они установлены, об исполнении переданных полномочий, экземпляров нормативно-правовых актов, которые принимаются органами государственной власти субъекта РФ в области переданных полномочий.
Исследование полномочий в области экологической экспертизы субъектов РФ показало, что к их полномочиям относятся:
‒ получение от соответственных органов информации об объектах экологической экспертизы, осуществление которых имеет потенциал оказания прямого или косвенного воздействия на окружающую среду в границах территории соответственного субъекта РФ;
‒ для осуществления участия в заседаниях экспертных комиссий государственной экспертизы объектов экологической экспертизы в качестве наблюдателей — делегирование экспертов в случае реализации этих объектов на территории соответственного субъекта РФ и в эпизоде потенциально возможного влияния на окружающую среду в пределах территории соответственного субъекта РФ хозяйственной и иной деятельности, намечаемой иным субъектом РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере экологической экспертизы можно отнести:
‒ проведение опросов, организацию общественных обсуждений, референдумов среди жителей о планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе;
‒ по требованию населения, организация проведения общественных экологических экспертиз;
‒ осуществление информирования федеральных органов исполнительной власти в сфере экологической экспертизы о планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответственного муниципального образования;
‒ осуществление информирования федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, органов прокуратуры, а также органов государственной власти субъектов РФ о начале осуществления объекта экологической экспертизы без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
‒ выполнение в пределах своих полномочий принятия и реализации решений по вопросам экологической экспертизы на основе результатов общественных референдумов, опросов, обсуждений, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
‒ осуществление делегирования экспертов для принятия участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы в случае осуществления данных объектов на соответственной территории и в случае потенциально вероятного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая намечается другой административно-территориальной единицей;
‒ в соответствии с законодательством РФ реализация иных полномочий в рассматриваемой области.
В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов имеют право:
‒ получать от соответственных государственных органов нужную информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может иметь потенциал оказания воздействия на окружающую среду в пределах территории соответственного муниципального образования, и о результатах произведения государственной и общественной экологической экспертизы;
‒ в письменной форме направлять федеральным органам исполнительной власти в сфере экологической экспертизы подкрепленные аргументами предложения по экологическим аспектам осуществления намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В области экологической экспертизы органы судебной власти РФ реализовывают свои полномочия в соответствии с российским законодательством.
Подводя итог, выделим, что не будет преувеличением указать, что российская экологическая экспертиза является базовой основой охраны окружающей среды, всего экологического законодательства, вследствие чего, проблемы наступления предпринимательства и экономики на данный важнейший институт экологического права требуют актуального осмысления стратегического значения и понимания общественной и государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченные органы исполнительной власти в области экологической экспертизы осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и имеют значительный круг полномочий в данной области, что положительно сказывается на правовом регулировании данного института.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 28.12.2017) // Российская газета, № 232, 30.11.1995
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 31.12.2017) // «Российская газета», № 6, 12.01.2002.
- Демичев А. А., Грачева О. С. Экологическое право. — М. «Прометей», 2017.
- Кротова М. А., Петерс А. Я., Терещенко Е. Р. Экологические проблемы России и их решение // Общество: политика, экономика, право. — 2014. — № 1. — С.117–120.