При всех этапах строительного производства огромное значение имеет нормативная база, ее актуальность. Но уже значительное время люди, задействованные в той или иной мере в строительной деятельности, отмечают необходимость обновления существующей нормативной базы в данной области.
Ключевые слова: нормативная база, документ, анализ, систематизация, структура.
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов [1].
В строительстве действует около 200 тыс. норм на рабочие процессы. Ежегодно разрабатывается от 6 до 8 тыс. норм на новые строительно-монтажные процессы.
Для координации и ведения нормативного хозяйства создана широко разветвленная сеть нормативно-исследовательских станций, научно-исследовательских и проектных институтов, специализированных строительных организаций.
Вопросами совершенствования нормативного обеспечения занято большое количество нормировщиков, разработчиков — специалистов самого широкого профиля.
Предпосылки прогрессирующего развития информационных потоков и разрастания нормативной базы заложены в самой структуре нормативного обеспечения. Причем процесс создания нормативной базы происходит не на основе замены некоторой устаревшей нормативной базы на новую, а путем постепенного ее обновления, в результате перестройки отдельных ее элементов, либо приращения новых.
Большие трудности в создании НБ связаны, как показывает анализ исследований, с установившейся тенденцией развития локальных групп нормативных данных, заложенных в первичных нормативных документах. Каждая из этих групп стремится изолироваться, утратить связи с другими группами, приспосабливаясь, при этом, к решению той или иной частной задачи. Наряду с этим возникают новые информационные потоки, которые продолжают некоторое время сосуществовать со старыми, так как отдельному нормативу, равно как и нормативной информации в целом присуще общее свойство консервативности, выражающееся в сохранении и аккумулировании отмирающих данных. В конечном счете создается такое изобилие норм и нормативов, которое трудно поддается представлению и увязке в единой системе.
В условиях прогрессирующего развития информационных потоков, создающего трудности в решении вопроса учета, регулярной обработки, хранения и обновления норм и нормативов особенно важна рациональная организация данных.
Практика показывает, что строители нередко вынуждены заниматься трудоемкой, кропотливой работой, связанной с выборкой информации из многочисленных нормативных документов, и приведением ее к виду, пригодному для непосредственного использования. В соответствии, например, с данными «рекомендаций» время, затрачиваемое на периодическому подготовку исходных данных, в десятки раз превосходит время непосредственного расчета задачи.
Одной из главных причин, порождающей указанное несоответствие, является низкое качество алгоритмов обеспечивающих систем, базирующихся на традиционном подходе в использовании исходных нормативных данных.
Анализ показывает, что многообразие нормативов, задаваемых комплексными трудовыми процессами, составляющими их ядро, возникает преимущественно из-за незначительных отклонений состава нормообразующих факторов в принятой нормали трудового процесса. Поэтому очень важно иметь эти факторы в раздельном, дифференцированном виде, с целью систематизации, унификации и логической взаимоувязки нормативов, что необходимо для увеличения функциональных свойств обеспечивающей системы при минимизированных трудовых затратах на стадии подготовки строительства.
Анализ и систематизация нормативных данных, содержащихся в различных нормативных источниках, показали, что каждый индивидуальный вид работ, принадлежащий к той или иной группе нормативов, характеризуется специфическими особенностями, присущими лишь данному виду (по структуре распределения нормообразующих факторов, их количеству, приоритетам и т. д.) поэтому выводы, характерные для заданного норматива (вида работ) не могут распространяться на другие виды, а должны подкрепляться научными обоснованиями в пределах каждого рассматриваемого вида.
Необходимость пересмотра СНиП была продиктована тем, что существующая нормативная база не обеспечивала установленный законодательством требуемый уровень безопасности, степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, снижению энергозатрат, а также не отвечала нормам и требованиям международных стандартов [2].
Требуется системный подход к развитию НБС. Нынешняя реформа НБС является по своей сути развитием нормативной базы строительства, созданной в СССР, концепция которой изложена в проекте Строительных Норм и Правил (СНиП 10–01–2003) [3].
Литература:
- СНиП 10–01–2003
- Ю. А. Аникин, Н. С. Царев «Проектное дело в строительстве», 2015г.
- Электронный ресурс http://rcmm.ru/ekspertnoe-mnenie/35753-reforma-normativnoy-bazy-stroitelstva-ili-upravlyaemyy-haos.html