Быстрый рост численности и образования общественных организаций на рубеже XIX-XX вв. требовал четкого закрепления задач и функций их деятельности. В условиях правовой системы Российской империи это требование могло быть выполнено посредством установления общих требований к организации обществ и союзов. Так в конце XIX в. новой разновидностью внутренних распорядительных документов становится устав. В соответствии с «Общим учреждением министерств» 1811 г. [6] все организации и учреждения должны были иметь уставы и положения, определявшие их функции, права и обязанности. Каждое вновь образующееся учреждение разрабатывало свой устав. Проекты уставов должны были представляться в соответствующее министерство, а оттуда с заключением — в Комитет министров, который утверждал уставы. Уставы товариществ, имевших особые привилегии, утверждались Государственным советом.
На протяжении всего XIX и начала XX веков особенностью организации делопроизводства являлась ее четкая законодательная регламентация, появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе и работ теоретического характера. Для реализации деятельности и организации общественных объединений необходимо было составление главного документа — устава, который представлял собой свод положение, определяющий цель, задачи и функции этой организации.
Уставы 1860-х годов обладали достаточно произвольным стилем изложения материала, который отражал индивидуальность составлявшего их автора. В обществах не имея в наличии справочной литературы по составлению уставов (особенно в уездных городках и сельской местности), учредители руководствовались исключительно собственными умениями, поэтому некоторые документы включали в себя, помимо обязательных пунктов о цели и задачах данного общества, членстве, существовали пункты, которые прописывали правила поведения; следовательно, некоторые уставы были фактически своеобразным сборником правил этикета [5].
Представителем отечественной юридической науки К. Г. фон-Плато начала XX в. была охарактеризована типовая структура устава, изложенная в «Общих указаниях для составителей уставов» [6]: «Каждый устав должен начинаться указанием цели учреждения общества и способов достижения этой цели. Далее перечисляются средства, которыми общество предполагает покрывать свои расходы, указывается состав общества, обязанности и права членов, порядок управления его делами и отчетности, и, наконец, приводятся постановления на случай закрытия общества и ликвидации его дел».
Широкое распространение с 90-х годов XIX века получила разработка примерных и нормальных уставов для определенных видов обществ. Они были разработаны для 15 типов объединений [7], таких как: скаковых; охотников конского бега; взаимного вспомоществования учащим и учившим; городских и сельских пожарных; пособия бедным, помощи нуждающимся учащимся; потребительских; сельскохозяйственных; трезвости; музыкально-певческих; велосипедистов,; взаимной помощи; взаимной помощи на случай смерти; взаимной помощи вступающим в брак. Все эти виды были опубликованы в выпусках сборника, составленным чиновником Г. К. фон-Плато [6].
В тоже время процесс регистрации уставов, дававших возможность действовать обществам и союзам легально в обозначенную эпоху, зависел исключительно от администрации. Дореволюционный исследователь Н. П. Ануфриев отмечал, что «... не нужно думать, что с изданием нормальных уставов русские люди получили право на утверждение предоставляемых ими уставов, даже при тождественности их с нормальным уставом. Нормальные уставы нужно понимать как совокупность правил и условий, при соблюдении которых администрация может, но не обязана, решат образование и действие всякого частного общества»... [4].
Государственная власть, ставя в ограниченные рамки деятельность легальных организаций, жёстко преследовало общества нелегальные (тайные). По закону 1867 г. считались противозаконными «все те общества, которые по неходатайствовании надлежащего на оные разрешения, уклонятся от цели их учреждения, или станут прикрывать благовидными действиями такое направление, которое в каком-либо отношении вредно для государственного благоустройства или общественной нравственности» [2].
В подтверждение можно привести устав «Общества вспомоществования недостаточным ученицам Тульской женской гимназии», который закреплял положение, связанное с правительством, а именно «О закрытие общества доводится до сведения министерство внутренних дел (МВД) через губернатора и министерство народного просвещения, через попечителя учебного округа» [10]. В конце XIX века в уставах общественных организаций появляется параграф, который указывает на право губернатора закрывать общества в случае обнаружения в их деятельности чего-либо противного государственному порядку, общественной безопасности и нравственности.
Основания для закрытия общественных организаций были сформулированы в законе нечетко. Это значительно облегчало процедуру их закрытия. Губернатору, желающему прекратит действия какой-либо общественной организации, стоило только заметит, что ее деятельности «угрожает общественной безопасности». Под этим предлогом моно было закрыт практически любое общество, не нравившееся по каким-то причинам главе местной администрации [5].
В начале XX в. все вопросы по обществам решались департаментом общих дел Министерства внутренних дел. В составе Министерства было создано два особых отделения, которое подчинялось непосредственно министру [5]. В инструкции для этого отделения, утверждённой 30 марта 1900 г., оговаривался круг решаемых им вопросов, в частности «дела по рассмотрению, утверждению и изменению уставов всякого рода частных, ученых, благотворительных и других обществ, товариществ, кругов, клубов, попечительств, классов, курсов, и учреждений.., а также распоряжения о закрытии всех частных обществ, уставы которых утверждаются МВД» [9].
С принятием «Временных правил об обществах и союзах» 1906 г. [3], определяющий основной порядок регистрации общественной организации и ее основное документальное закрепление деятельности, отразил структуру устава и его основные положения.
В ст. 21 изложены общие правила, определяющие основные реквизиты устава такие, как «1) название общества, его цель, район и способы его деятельности: 2) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства его учредителей: 3) порядок вступления и выбытия членов; 4) размер членских взносов и порядок уплаты их; 5) состав правления, способы его образования и пополнения и предметы его ведения, а также место его нахождения; 6) время и порядок созыва общего собрания членов и предметы его ведения;)7 порядок ведения отчетности; 8) порядок изменения устава».
Итак, Правовую основу деятельности общественных организаций составляли внутренние нормативные акты — уставы. «Временные правила» (1906 г.) четко определяли порядок разработки и регистрации уставов обществ и союзов. Они явились логическим завершением происходившего на протяжении XIX — начала XX в. процесса децентрализации государственного контроля над обществами и союзами, переданного из ведения центральной власти в местные учреждения. Очертив правовое поле свободы союзов, Правила [4] 4 марта 1906 г. способствовали расширению сферы общественной самодеятельности, усилению роли гражданского общества в решении важных вопросов повседневной жизни населения страны. Общественные организации, откликаясь на реальные требования жизни, пытались вместить в ограниченные рамки уставов разнообразные формы своей деятельности, ориентируясь на местные условия, потребности, как членов своих организаций, так и широких масс населения. Это оказало положительное влияние на увеличение численности общественных организаций, превращение их в институт гражданского общества в дореволюционной России.
Литература:
- Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Первого составленный. Издание 1915 года/ Россия. Законы и постановления. — Пг., 1915.
- Полное собрание законов Российской империи. Т. ХХХХII. № 44402.
- Временные правила об обществах и союзах 04 марта 1906 г. // Информационно-правовая система «ГАРАНТ» [электронный ресурс]/ URL:http://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5205/
- Ануфриев Н. П. Правительственная регламентация образования частных обществ в России//Вопросы административного права. кн. 1. / Под ред. проф. А. И. Елистратова. М., 1916.
- Доброва О. В. Процесс учреждения общественных организаций во второй половине XIX — начале ХХ в. (на примере Пензенской губернии) // известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.2009. № 11 (15). с. 96–104.
- Положения о частных обществах, утверждаемых с разрешения министерств, губернаторов и градоначальников / Сост. к.Г. фон Плато. — Рига, 1903. Т. 13
- Памятная книжка Воронежской губернии на 1865–1866 гг.- Воронеж: Типография Воронежского Губернского правления, 1867. — С. 431–434.
- Плато к. Г. — фон. Положения о частных обществах, учреждённых с разрешения министров, губернаторов и градоначальников. Рига, 1903; он е. дополнения к Положениям о частных обществах. — Рига, 1905.
- Степанский А. Д. Документы по истории легальных общественных организаций в фондах дореволюционных государственных учреждений России// Советские архивы. 1981.
- ГАТО. Ф.2207. Оп.1. Д.1