На сегодняшний день почти каждый имеет свой интернет-профиль, и у многих он не один, а несколько. Первый аккаунт человек использует для себя — регистрируется под своим именем или собственным телефонным номером, в анкете указывает все, как есть на самом деле, загружает свои фотографии. Второй использует фиктивный профиль, который и может привести к различного рода помехам в коммуникации. 99 % виртуальных коммуникантов используют «дополнительные» профили не в благих целях. Каким образом и с какой целью создаются такого рода «запасные аккаунты» — на данные вопросы попытаемся дать ответ ниже.
Вначале человек регистрируется в одной из социальных сетей, например, в Instagram. Зарегистрировался под своим именем, указал в анкете все, как есть на самом деле, загрузил свои фотографии. Далее он начинает активно посещать свой профиль, проявляя интерес к данному профилю около месяца. После, если человек адекватный, культурный, образованный, то данный профиль будет единичным, другой вариант для такого рода субъекта — перестанет посещать собственную страницу. Если же человек лишен порядочности, склонен к авантюризму, в некотором роде риску, то он создает дополнительный профиль, куда вносит недостоверную информацию, размещает фото другого человека и использует его для иных целей (записей, порочащих честь и достоинство другого путем оскорблений, обидных сравнений, провокационных записей и т. п.).
Статистика показывает, что речевая агрессия, сопровождающая реплики под фотографиями, или комментарии пользователем собственных фото, имеет место в большем проценте случаев. Речевая агрессия понимается нами как «речевая грубость по отношению к собеседнику, проявляющаяся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и др. Некультурное речевое поведение» [1].
Факты речевой агрессии не всегда отслеживаются администратором сайта и, как правило, не удаляются, что продолжает множить обидчиков. Агрессия вербального характера может быть следствием нескольких причин: социальной напряженности (частотность террористических актов, мошенничества, шантажа) [2], превалирования сцен насилия по телевидению, широкого распространения скандальных ток-шоу и др.; свободы слова, которую человек понимает буквально — «что хочу, то и говорю»; самой интернет-коммуникацией, которая носит теневой характер, то есть, оставаясь в тени, можно и высказаться, что, в большинстве случаев, не характерно для личной формы беседы.
Речевая агрессия в интернет-комментариях наносит несомненный вред пользователям интернета. В последние годы увеличилось число судебных исков, связанных с проявлением адресной речевой агрессии. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев 28 декабря 2017 года подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникации», в котором установлена норма, согласно которой граждане Республики Казахстан больше не смогут оставлять анонимные комментарий на казахстанских сайтах. Данный закон направлен на совершенствование законодательства по вопросам информатизации и коммуникации.
Важно подчеркнуть, что писать комментарии смогут только зарегистрированные пользователи. После вступления в силу закона, то есть с 9 января 2018 года, незарегистрированные пользователи больше не могут оставлять анонимные комментарии на казахстанских ресурсах. Владельцы же сайтов обязаны заключать с ними соглашения об идентификации на портале электронного правительства или SMS — идентификации.
В качестве примера речевой агрессии и форм ее реализации мы обратились к комментариям фотографии Ольги Бузовой с Филиппом Киркоровым в соцсети Instagram. Орфография и пунктуация в комментариях сохраняется.
В целом, нами были выделены следующие формы проявления речевой агрессии:
– Указание на отсутствие голосовых данных:
Прости господи… где голос? Зачем петь… если его нет… людей смешить.
Я не понимаю до сих пор кто она такая??? Вышла из дома-2, теперь певица звезда видите ли, зачем так отчаянно взлетать людям смешно от этого ведь годами артисты даже так не взлетают и не натягивают корону так. Пиар только про нее и трендят, слушать может Ее слушают но на муз тв ей на премии не место.
– Наделение субъекта эпитетами с негативной окраской:
Наивная дура, надо быть такой глупой. Тебя люди не любят!
Какая ваша Оля прилипчивая
Она какая-то тут стрёмная…
У вас любовь,,ну она же тупая дура.. Вы такой кароль мира, вам не достойна
Человек у которого есть хоть капля интеллекта не терпел бы! А эта мне кажется даже не понимает всего абсурда того, что с ней происходит. Дебильную улыбочку на лицо как отдела 15 лет т назад так и ходит с палоумным лицом!!!
– Использование негативной номинации:
Позор России
Ты никто
Ну молодец… до Фили аж добралась с обычной-то простолюдинки!!!!
Фанаты этой тупицы ее защищают
– Указание на отсутствие интеллекта:
Люди взрослеют, умнеют, а Бузова тупеет
Перед «мой Филипп» должна быть запятая, это обращение
Мой филипп! Буз ты отупела? Че из себя корежишь? Аж затошнило
– Отношение к другому лицу, стоящему рядом на фото:
Филипп молодец, теперь армия его фанатов увеличится втрое!)
Я уважаю Ольгу Бузову, как человека, она молодец, много чего добилась. Но не дай Бог, «мой Филипп»
До Киркорова уже добралась
– Негативное «пророчество»:
Немного стыдно за нее и жалко ее — походу дела это начало конца
– Угасание интереса к комментируемой персоне:
Оля в своем стиле — «мой», «ночью», «первая» … уже никто на эти утки не ведется
– Игра слов:
Ольга бузнула
Негативный настрой комментариев свидетельствует о том, что обычное фото может послужить стимулом для речевой агрессии, что свидетельствует об общем негативном эмоциональном поле в соцсети.
Анализ примеров речевой агрессии позволил выявить принципы и установки, которыми руководствовался пишущий при осуществлении данного речевого типа поведения: высмеять, унизить, оскорбить человеческое достоинство адресата. При этом происходит активное навязывание другим подписчикам негативного отношения к высказываемому. Объект речевой агрессии лишь номинально представлен в коммуникации.
Ряд высказываний нацелен на изменение представления подписчиков об объекте речи в негативную сторону. Так как объект речевой агрессии — лицо известное, причем за пределами страны проживания, то воздействие на сознание подписчиков осуществляется многократно, множеством адресантов. Итогом множественной негативной коммуникации является превращение первоначально нейтрального объекта в объекта с полной негативной социальной оценкой.
Литература:
- Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. — 2009. — 304 с.
- Шаронов И. А. Многоликая агрессия // Агрессия в языке и речи. — М.: РГГУ, 2004. — С. 5–6.