Ключевые слова: внутреннее горение, художественно-философское видение жизни, горение души, духовный контакт, истина.
Раскрывая проблему искусства общения как проблему художественно-философского видения жизни, И.А. Ильин пишет об искусстве общения в условиях горения души, считая необходимым прежде всего поднять уровень самоанализа, духовного контакта, личностного запроса юношества – общения, отражающего внутреннее горение человека [1]. Именно духовный контакт становится почвой «горения», духовности человека.
Рис. 1. Понятие «духовного горения»
Учебное пособие, как правило, не содержит четких ответов на вопросы, поскольку человек – индивидуален. Нет ответа на сиюминутное решение, ибо горение души – процесс длительный, скрытый до времени. «А как у Вас с горением души?» – спрашивает поэтесса у своих читателей [2]. Но этот вопрос может остаться без ответа.
Жизнь неожиданно поставила проблему необходимости художественно-философского видения внутреннего горения как стержня созидания в условиях художественно-философского восприятия действительности. Труднорешаемые ситуации жизни юношества сегодня обращены к практике: а) видеть стержень созиданья или вводить серию спецкурсов и спецсеминаров. Практика показывает: сегодняшняя действительность обогащается ситуациями художественно-философского восприятия жизни, внутренним горением.
У В. П. Зинченко читаем: «Без образов и мышление, и деятельность ущербны» [3]. Внутреннее горение как стержень созидания в условиях художественно-философского восприятия жизни и культуры предполагает «озарение»: увидеть и почувствовать новое явление – путь приключения каждого к истине, скрытой до времени.
Главное – озадачить себя, задуматься. Это уже внутренняя сфера жизни, поскольку это глубинные процессы, которые, однако, открываются со временем.
Поэты горение души называют «величием». Это величие надо выстрадать, поскольку живое горение (художественно-философское видение жизни – путь к себе). Поэтесса Надежда Болтянская говорит о силе внутреннего горения просто и понятно: «Мне не трудно, поверьте, свой путь оборвать, но гораздо труднее карабкаться вверх» [4].
Есть сомнения: достаточно ли внутреннего горения, чтобы постичь мудрость философских размышлений? Ответ подскажет практика, встреча со своим «Я», «живое знание». В статье «„Я“ и „Мы“» известный философ С. Л. Франк вводит понятие «философия ТЫ», рассматривает «Я» как сущее, конструирующее «другое» и «мир» [5]. Утверждается: наука, искусство, жизнь обретают единство в личности (человек развивается). Это путь к себе – внутрь. Это горящее сердце Данко, свет созидания.
Рис. 2. Художественно-философское осмысление жизни
Восприятие как процесс творческого созидания, спонтанно рождаемый нашим сознанием. Этот процесс творческий: воспринимаемое может окрасить внутреннее «горение», рождая четкие картины того, что не увидишь и, может, не вспомнишь позднее, но что открывает путь «внутреннего горения», который не совсем ясен даже воспринимающему. Это сложный процесс воссоздания целостной картины мира внутреннего горения.
В такой картине неосознанно для воспринимаемого открывается истина, увиденное внутренним зрением предмета перед человеком как открытый путь к себе, самому себе.
Побеждает внутреннее чувство, чувственный мир и мир рациональный открывшего путь познания себя и мира. Это сложный процесс уже потому, что сливаются воедино пути познания себя и мира.
Именно в таких условиях рождается сила внутреннего горения – неожиданно для многих открывается нечто вроде «второго зрения»: воспринимающий видит то, что скрыто, что не объяснить рациональными методами, поскольку картины рождаются нечеткие, размытые в результате силы внутреннего горения. Но именно в таких условиях еще отчетливее воспринимается потаенные очертания того, что скрыто. Истина всегда кажется скрытой, она не открывается до конца, ее еще предстоит «приоткрыть». Так «внутреннее горение» позволяет воспринимающему увидеть, вернее, почувствовать открытую истину. Но она, эта истина, нечеткая, ей еще необходима открытая дорога. Но будет ли эта дорога открыта?
Стержень созидания видится нечетко, туманно, неясно. Но это уже прикосновение к Человеку: словно открывается иной мир – стержень созидания. И тогда ему нечетко открываются дополнительные картины: главное уже видится, оно на поверхности. Вся эта сложная работа мозга человека и дает ему возможность заглянуть «за порог», в себя самого, если не увидеть, то почувствовать истину. Как объяснить все эти явления, называемые «созидание», «сотворение»? Описать их почти невозможно, поскольку они различны и присущи только одному человеку – автору, создающему картины неизведанного. Какие методы принимать в этих случаях? Какие картины рисовать? Это пока тайна развития человеческой силы восприятия, способной увидеть то, что скрыто, внутренним зрением.
Литература:
- Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; Худож. Л. Ф. Шканов. — М.: Русская книга, 1994. — 592 с.
- Учительская газета. – 2017. – № 35, 2 августа 2017 г.
- Зинченко В. П. Живое Знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.HTM (дата обращения: 08.05.2018).
- Болтянская Надежда. Видеть стержень созиданья // Литературная газета. – 2017. – № 20 (6598), 24 мая 2017 г.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.