Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, экскурсия, архитектура
Экскурсия для детей — это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
Согласно ряду современных нормативных требований экскурсионные выезды не могут быть организованы усилиями дошкольных образовательных учреждений, в связи, с чем большое значение приобретает взаимодействие с семьей (организация экскурсий прогулок для детей с родителями в выходные дни) и использование виртуальных аналогов экскурсий и прогулок (компьютерных презентаций, видовых фильмов и т. п.) [1, с. 48].
В работе с детьми дошкольного возраста используется все разновидности экскурсий.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Среди богатства культурного наследия Санкт-Петербурга особая роль принадлежит символам. По мнению Ю. М. Лотмана, чтобы «читать город как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы. К символам Санкт-Петербурга принято относить: Петропавловскую крепость с ангелом на шпиле Собора, Адмиралтейство и его шпиль с корабликом, Стрелку Васильевского острова, Решетку Летнего сада, Медный всадник, Львов и Грифонов, Александровскую колонну на Дворцовой площади, изображения Апостолов и Святых, Богов и Героев Древней Греции, украшающих Летний сад (М. С. Каган, Б. К. Пукинский и др.). Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры Санкт-Петербурга. Символы города вплетены в его архитектурно-скульптурный облик [8, с.51].
Поэтому процесс ознакомления ребенка с городом содержательно связана с изучением представлений и интересов детей, направленных на символы города и его архитектурный облик.
Особый интерес для обогащения детского опыта, формирования целостной картины мира, стимулирования интересов и своего рода адаптации детей к миру, вхождения в него представляют экскурсии.
Уникальность потенциала экскурсий состоит в возможности организовать живое общение детей с подлинником как частью культурного наследия.
Видовое разнообразие экскурсий подчеркивает широчайшие потенциальные возможности их применения в образовательном процессе. Выделяют экскурсии по типу (обзорные, тематические, цикловые, комплексные), содержанию (исторические, литературные, природоведческие и др.), целевому назначению (учебные, культурно-просветительские, уроки-экскурсии и т. д.), основным задачам (ознакомительные, образовательные, развивающие), месту проведения (городские, загородные, музейные, производственные) и др.
Применительно к проблеме приобщения детей к архитектуре можно выделить (условно) экскурсии, различающиеся по направленности и характеру рассматриваемых объектов (восприятие архитектурного комплекса или ансамбля, одного здания или сооружения, выделение какой-либо особенности, проявления или средства (цвета, масштаба, фактуры, декора и т. п.), архитектурного стиля или типа сооружения, восприятие гармонии пространства, созданного архитектурными объектами).
Педагогам дошкольных учреждений экскурсионный потенциал может быть интересен в нескольких аспектах:
– определение развивающих возможностей и целесообразности экскурсий, проводимых музейными педагогами и экскурсоводами, планирование предварительной и последующей педагогической работы (стратегически тактическое направление);
– проектирование образовательного процесса с использованием проводимой самим педагогом экскурсии (стратегически-технологическое направление);
– ориентирование родителей на семейное посещение достопримечательностей, прогулок по городу (информационное направление).
Интересными для детей могут быть экскурсии в парки и сады города (садово-парковое искусство как часть архитектурного оформления города), например, в Царское Село с посещением Екатерининского дворца и Екатерининского парка, Александровского дворца и Александровского парка, из которых дети узнают об объектах, расположенных по пути следования, а также об истории формирования Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. Во время путешествия в Петергоф с посещением Верхнего сада, Нижнего парка ребята услышат рассказ об истории создания и формирования императорской резиденции — Петергоф и познакомятся с многочисленными достопримечательностями по пути следования из Петербурга, а во время пешеходной экскурсии по Верхнему саду и Нижнему парку дети не только увидят многочисленные знаменитые фонтаны и каскады, но так же могут узнать, об истории создания и о технических особенностях каждого из них. На экскурсии в Летний сад ребята увидят обновленный Летний сад: с фонтанами, боскетами, шпалерами и даже небольшим музеем археологических находок, сделанных в ходе реставрации.
Знакомство с музеями Санкт-Петербурга — прекрасная возможность для духовного и культурного развития. Экскурсии для детей от 4-х лет проводятся в Российском Этнографическом музее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Центральном Военно-морском музее.
Также можно познакомиться с историей и символами Петербурга в рамках веселого командного квеста-экскурсии, в ходе которого можно узнать, как возникла Северная Венеция: откуда начал строиться город, каков был первоначальный градостроительный план Петра Великого и что из этого получилось. Например, для того чтобы выполнить квест и найти клад, детям придется самостоятельно разгадать тайны петровского Ботика, Государева бастиона, Монетного двора и Флажной башни.
Проводя экскурсии — прогулки по улицам города к историческому центру, к достопримечательностям и архитектурным ансамблям, дети рассматривают здания разного назначения: жилой дом, детский сад, кинотеатр. Определяя общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения, дети начинают видеть средства выразительности в архитектуре.
При знакомстве с главными символами Санкт-Петербурга можно совершить прогулку в Петропавловскую крепость, пройти с детьми по Иоанновскому мосту подойдя к Петровским воротам, которые оформлены в виде арки, увидеть, как над ней нависает старинный герб России. Войдя в ворота обратить внимание на толщину стен. А прогуливаясь по главной аллее подойти к Петропавловскому собору, который похож на пирамиду, состоящую из этажей, где каждый ярус украшен завитками. Продолжать познавать город можно на прогулках по Дворцовой площади, квартала вокруг Адмиралтейства, Исаакиевской площади, Спас-на-Крови.
Привлекательными являются темы, включающие и интегрирующие разное содержание: «Улицы города в сказках, историях и стихах о городе», «Сказочный город», на которых дети могут увидеть скульптуры грифонов, сфинксов, чижика-пыжика и др., узнать, что именно они символизируют, как и когда появились в нашем городе, побывать на «волшебных точках» Петербурга — на которых, все загаданные желания обязательно сбываются!
«Наш город глазами художников (городские пейзажи)» (сопоставление архитектуры и живописных городских видов), «Самые важные здания», «Город стекла и металла», «Музыкальный (театральный, музейный, водный) город» и т. п. Интеграция в этом случае позволит детям увидеть архитектуру города с разных ракурсов: рассматривая архитектурные объекты, они могут познакомиться с жизнью горожан, историей города и его сегодняшним днем, разными видами искусства и пр.
Отметим, что экскурсия для дошкольников значительно отличается по ряду показателей: маршруту, времени (как правило, эффективны экскурсии длительностью до 20–30 минут), количеству воспринимаемых объектов (3–6 объектов с соблюдением принципа контрастности в их представлении), используемым методам и дидактическим средствам (преобладание иллюстративно-игровых методов и средств, образная форма представления).
Основными и самыми главными объектами познания должны оставаться подлинные объекты культурного наследия в их первичном состоянии, гармонии с окружающим пространством и разнообразных связях друг с другом.
Принципиально важным является формирование целостного (эмоционально-эстетического) образа воспринимаемого. Именно поэтому следует избегать большого количества историко-хронологических сведений, дат, непонятных детям терминов, событий и образов, а опираться на имеющийся у дошкольников личностный опыт («Где вы видели…?», «Вспомните, мы с вами.».., «Есть ли у вас…?»), вопросами помогать устанавливать связи и активизировать ассоциации («На какого персонажа похожи…?», «Зимний дворец похож на резную шкатулку с ценностями, волшебный сундучок»). В ходе экскурсии с помощью поисково-игровых методов (диалога, эвристических и проблемных вопросов и т. п.) у детей должен сформироваться эмоционально-эстетический (красота, образность, связанность, целостность) образ воспринимаемого и осваиваемого.
Для детей дошкольного возраста рекомендуются:
– экскурсии-монологи (проектируются на основе монолога (повествования) взрослого);
– экскурсии-беседы (проектируются на основе метода «вопросов-ответов» или диалога взрослого с детьми);
– экскурсии-театрализации (проектируется на основе интересного сюжета, эпизода, в форме игры (путешествия, сказки, истории, разгадывания тайны или исследования). Экскурсии-театрализации предполагают наличие неких персонажей (сказочных (Бабы-Яги, Золушки) или реальных (Петра I, хозяйки дворца), атрибутов и костюмов (в том числе «атрибутивного» одевания самих посетителей: чтобы отправиться на бал к императрице, необходимы парадные платья и соответствующие аксессуары).
– виртуальные экскурсии.
Форма проведения экскурсий варьируется, исходя из целей, особенностей содержания, возраста детей; в рамках каждой формы могут удачно сочетаться разные методы и дидактические средства (например, в процессе экскурсии-монолога часто используются игровые приемы (обыгрывание изображения, фрагменты ролевых игр и пр.).
Литература:
- Борчанинова К. В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения. Диссертация на соис.к.пед.н. Спец. 13.00.07/ К. В. Борчанинова; РГПУ имени А. И. Герцена.— Санкт-Петербург, 2009–249 с
- Вербенец, А. М. Экскурсия как форма приобщения старших дошкольников к архитектуре / А. М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 7. — С. 48–64.