В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая изначально предполагает соблюдение норм морали и этики. Авторами подчеркивается, что понятия «этика» и «деонтология», «медицинская биоэтика» синонимичны, но по своей сути имеют отличия. Делается, вывод о том, что соблюдение этических норм в коммуникации с пациентом важно и необходимо в практической деятельности медицинского работника.
Развитие понятия этика и деонтология берет свои истоки в трудах Гиппократа: непоколебимое уважение к человеческой жизни; непричинение ему вреда; конфиденциальность; настороженность в процессе передачи информации пациенту. В свою очередь биоэтика выдвигает требованием к специалисту не только как непричинения ему вреда, но и требует от специалиста действий, которые улучшат состояние пациента. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» — говорится в Клятве Гиппократа.
Необходимо отметить то, что понятия этика, биоэтика и деонтология хоть и синонимичные, но все же имеют разную основу. Этические нормы и принципы на протяжении всего периода развития человечества оказывали действие на общество. Но, в зависимости от индивидуальных особенностей сообщества, люди придерживаются специфических этических норм и принципов, что в свою очередь отразилось на разнообразии мира, которое мы можем заметить. Каждое человеческое сообщество, социальная группа в той или иной особенности складывает свои индивидуальные этические и поведенческие нормы и правила. Которые, в свою очередь, позволяют разным сообществам взаимодействовать бесконфликтно. Главным вопросом этики определяется вопрос о том, что есть благо или же безусловное добро, т. е. как необходимо поступать, и что выступает источником долженствования, нравственности, побуждающего человека стремиться к должному, к добру.
Необходимо отметить, то, что в условиях стремительного, порой даже неконтролируемого развития науки, медицины и техники породило определенные этические, социальные и экологические проблемы, которые отразились на всем мировом сообществе. Важно выделить пути решения имеющихся проблем. По мнению В. Р. Поттера, человеческая цивилизация нуждается в объединении биологии и гуманистического знания. Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности [1].
Таким образом, В. Р. Поттер выделил новый термин, обозначающий данную науку — биоэтика. Биоэтика — первая попытка мыслить «глобально» в сфере этики. В центре исследования — будущее жизни и человечества. Глобальная биоэтика, определяется как более высокий статус биоэтики. Концепция глобальной биоэтики рассматривается как принцип устойчивого развития, не только всех живущих людей, но и охватывает будущие поколения, так же в целом все живые организмы, и окружающую среду и природу в целом. Важно отметить, что система ценностей биоэтики основана на том, что процветание Жизни на Земле представляет собой высшую ценность и цель. При условии, что современный социум принимает и понимает и требование к эволюции человека и природы как нравственно-экологического императива, общество является дееспособным в преодолении глобального экологического кризиса.
Обществу необходимо не только не допускать потери в биоразнообразии, но и проявлять заботу в правах биоса, проявляя гуманный подход, который предполагает пересмотр традиционных этических и юридических принципов и формирование новых. Всеобщая Декларация о биоэтике и правах человека, принятая ЮНЕСКО 19 октября 2005 года, является важным шагом в поиске глобальных стандартов. Одна из статей декларации напрямую связана с идеями глобальной биоэтики и называется «Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия». Несмотря на огромное количество существующих международных принципов, деклараций и заявлений, касающихся биоэтики, Всеобщая Декларация ЮНЕСКО вносит не заменимый вклад в данную тему [2].
Рассматривая понятие этики и биоэтики, необходимо выделить взаимосвязь с такими понятиями, как этика и деонтология медицинского работника. Важно подчеркнуть, что положения этики и деонтологии медицинского работника практически до конца ХХ столетия традиционно опиралось на нравственность, общественное мнении, моральные кодексы, врачебные традиции, и т. п., то есть носили рекомендательный характер, и опирались на теорию блага. Биомедицинская этика является новым витком, новой ступенью этики и деонтологии медицинского работника. И эта ступень развития учения является чрезвычайно важной, носит принципиальное, качественное новое направление.
В биомедицинской этике многие положения перешли в правовые рамки, стали закрепляться законодательно, то есть стали обязательными. На данный момент приняты законы по некоторым фундаментальным проблемам биомедицинской этики, таким как интересы и благо отдельного человека по отношению к медицине, и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на медицинское вмешательство, обеспечение интересов лиц, не способных дать это согласие, обеспечение прав детей, психических больных, охрана частной жизни и конфиденциальность, геном человека (генетическое тестирование, модификация генома, вопросы выбора пола), клонирование, в том числе и терапевтическое, медицинский эксперимент (в том числе защита лиц, выступающих в качестве испытуемых), все аспекты трансплантации, искусственное прерывание беременности (аборт), репродуктивные технологии, медицинская стерилизация, проблемы СПИДа, клиническое испытание лекарственных средств, эвтаназия, патологоанатомическое вскрытие, присяга врача и т. д. Если сравнить их с проблемами биомедицинской этики, то возможно рассмотреть, что законодательно решаются многие важные вопросы [2].
Мораль взаимоотношений медицинского работника и пациента — не догма, а стабильно развивающееся понятие. По мере развития медицины появляются новые правовые и этические проблемы, которые затрагивают интересы этих двоих. Помимо этого, их содержание также зачастую не являются единым для различных обществ. Они будут рассматриваться по-разному, в зависимости от традиций, принятых в данном социуме, правовых и этических норм, системы здравоохранения, конфессиональных взглядов и пр.
Важно отметить, что этика медицинского работника и биомедицинская этика вовсе не одно и то же. В понятии «биоэтика» отражаются моральные ценности, которые относятся ко всем биологическим явлениям, а не только к человеку. Известно, что этические принципы разделяются многими моральными субъектами, но сами же принципы могут видоизменяться от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Моральные системы включают в себя конкретные моральные нормы, которые обусловлены, профессиональной практикой, моральными и религиозными традициями, кодексами этики и др. Если рассматривать общие моральные принципы, то можно сказать, что они являются абстрактными, в какой-то мере универсальными и содержательно бедными, то моральные нормы более конкретны и содержательно насыщены.
Биоэтика понятие более современное в сравнении с этикой и деонтологией. Но сегодняшний день понятие деонтологии остаётся не менее актуальным, так как включает в себя не только сложности в общении с пациентом, но и особенности общения с родственниками пациента и коллегами. Процесс выздоровления пациента зачастую невозможен без слаженной работы всего коллектива медицинской организации.
Медицинские организации — не самые комфортные места для людей. Видеть боль, страдание, сознавать ограниченные возможности медицины в лечении многих болезней, искать и не находить выхода из тупиковой ситуации с неизлечимыми (пока) болезнями — всё это требует от медперсонала (а от медсестры в особенности) немалой психологической выдержки. Именно на медсестру приходится основной груз по уходу, выхаживанию больных, выполнению врачебных назначений. Именно с медсестрой пациент чаще всего общается, спрашивает и отвечает, рассказывает и слушает [3].
Очень часто медицинские работники забывают, о том, что одним из принципов деонтологии является умение составлять с пациентом диалог на понятном для него языке, так как уровень умственных способностей зачастую у разных пациентов находится на разном уровне. Работники сестринского дела проводят с пациентом значительно больше времени, чем врачи, и их поведение и умение общаться с пациентами оказывают значительное влияние на процесс выздоровления, реабилитации и профилактики многих состояний. Медицинская этика и деонтология также включают в себя четыре универсальных этических принципа: автономию, милосердие, полноту медицинской помощи и справедливость.
Рассмотрим более детально суть этих принципов. Принцип милосердия, включает в себя чуткое и внимательное отношение к пациенту, возможность пациента справиться с назначенными процедурами, включая его самостоятельный выбор проводимых манипуляций, осознанный выбор лечения в зависимости от тяжести течения того или иного заболевания. Суть данного принципа в том, что все действия медицинского персонала должны быть направлены на благо пациента. Так же данный принцип можно охарактеризовать как изречение: «Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда».
Уважение личности каждого пациента, то есть каждый пациент рассматривается не как сама цель, но в большей степени как средство достижения поставленной цели. Важным в соблюдении принципа автономии является соблюдение конфиденциальности, уважительное отношение к культуре, вере исповедания, любым политическим и иным предпочтением пациента. При использовании этого принципа так же принимается во внимание информированное согласие пациента на проведение той или иной процедуры, выбор план лечение, ознакомление с ходом и целью манипуляции, согласие на проведение вмешательство самим пациентом или же в зависимости от тяжести состояния, согласия законного представителя пациента.
Оказание медицинской помощи в любой медицинской организации должен осуществляться в равной степени для любого человека вне зависимости от материального или социального статуса пациента. Так же принцип справедливости учитывает то, что при оказании любой помощи медицинский работник не должен нанести вреда пациенту. При столкновении интересов между родственниками пациента, медицинским персоналом или иными лицами, руководствуясь данным принципом, медицинский работник должен вставать на сторону пациента.
Принцип полноты оказания медицинской помощи включает в себя профессиональное отношение к пациенту при выборе проведения методы исследования, для полной диагностики состояния у пациента. Применения всего имеющегося оборудования для проведения диагностических процедур и соблюдения всех норм законодательства страны.
Моральная ответственность включает в себя соблюдение всех этих моральных и этических принципов.
Работник сестринского дела в своей повседневной работе должна опираться не только гуманными качествами, таким как доброта, сострадание, милосердие, выдержка, но и быть требовательным при соблюдении режима в медицинской организации, который в свою очередь направлен на улучшение самочувствия пациента. Не менее важным для работника сестринского дела остается внешний вид, так как опрятность, аккуратность, подтянутость, умение составлять диалог с пациентом ровным тоном, стабильное настроение являются важными факторами в их работе.
Самым сложным, на наш взгляд, выступает то, что необходимо выбрать линию «золотой середины» в общении с пациентами, так как слишком строгий тон, как и панибратство, могут оттолкнуть пациента, что напрямую отразится на процессе лечения.
Литература:
1. Насибулина А. С., Гунзенова К. В. Области взаимодействия экологической этики и глобальной биоэтики // Вестник БГУ. — 2014.- № 14–2.- С.112–117.
2. Шамов И. А. Медицинская биоэтика. Махачкала. 2005. — 191 с.
3. Третьяк А. В. Этика и деонтология в работе медицинской сестры. // Вестник хирургии Казахстана. — 201.- № 4.- С.69–72.