Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 09.05.2018

Статья просмотрена: 2544 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий / Ф. С. Газизова, А. Ю. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50103/ (дата обращения: 18.12.2024).



Мир профессий в социуме — это сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Ученые в своих исследованиях выявили общественную предопределенность, социальную важность, целенаправленность профессий, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы социально-коммуникативного развития детей всегда стоят на первом месте. Это прививание дошкольникам уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это только одна возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, осознанного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что позже становится жизненным убеждением человека, главным средством самоуважения, мерой его общественной значимости.

В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о разных профессиях практически не разработана в науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которых требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, воспитателей, артистов, поэтов и т. д. Поэтому основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности, обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Поэтому я считаю, что толчок в выборе профессии может послужить и ИКТ игра.

В области образования многие эксперты убеждены, что ИКТ развивают навыки и способности детей в раннем возрасте. Многие из вовлеченных в распространение ИКТ специалисты, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь и развитие дошкольников.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно в детском саду можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в ДОУ с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

В своей педагогической деятельности использую разнообразный иллюстративный материал, который дает возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми. А использование информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс зрелищным, информационно богатым и комфортным для восприятия ребенком.

Организация работы с дошкольниками строиться с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

Принцип системности — организация последовательных мероприятий в течении учебного года.

Адресный подход — который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Принцип интеграции — содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип наглядности.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с родителями.

Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:

Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов родителей)

Познавательное (ознакомление с психологическими возрастными особенностями детей)

Наглядно-информационные.

Досуговое.

Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, целевым экскурсиям, во время которых дети будут узнавать на практике о значении каждого труда человека, почетность и важность той или иной профессии. Так же мною были разработаны рекомендации для воспитателей, родителей, план по работе с родителями и другими межведомственными организациями. Составлен соответствующий вопросник для детей, критерии которого позволяю отследить эффективность усвоения знаний детей по теме.

Оригинальность разработки заключается в использовании ИКТ — нетрадиционного подхода к процессу формирования мотивационной готовности дошкольника, к занятиям по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на:

1.виртуальные экскурсии на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников;

2.мультимедийные презентации позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов;

Все презентации должны быть едины по стилю оформления, структуре изложения материала и отражать следующие компоненты:

— наглядно-познавательный это:

1) рабочее место;

2) инструменты;

3) профессиональные действия;

4) узкие специализации внутри профессии.

— закрепляющий (интерактивные игры)

  1. «Найди лишнее»;
  2. «Выбери нужное» («Помоги Мишке», «Свари компот», «Расставь по полочкам»)
  3. «Найди соответствие»

На этапе знакомства детей с конкретной профессией можно показать первые вводные слайды: рабочее место, инструменты, действия, специализации. Например, при знакомстве с профессией продавец, можно показать дошкольникам слайды с изображением магазина, торгового центра, прилавка, продавца. Рассмотреть иллюстрации: весы, касса, товар, тележка, корзина. Также детям предложила вспомнить какие товары продают в магазинах: продукты, игрушки, одежду, цветы и т. д. После этого организовали сюжетную игру на закрепление игровых действий: продавец — покупатель.

В следующий раз, при показе презентации уже дети сами рассказывают содержание слайда, совершенствуя активный словарный запас. Рассматривают слайд и рассуждают на вопрос, каким транспортом перевозят товары и как товар попадает в магазин.

В третий раз для закрепления знаний дошкольникам предлагаются интерактивные игры: «Найди лишнее» и «Расставь по полочкам». В которые они сначала играют вместе с педагогом, а потом могут играть самостоятельно.

По сравнению с традиционными формами обучения компьютерной техники имеют ряд преимуществ:

‒ представление информации на экране компьютера в виде игры вызывает большой интерес у детей дошкольного возраста;

‒ движение, звук, анимация в течении длительного времени привлекает внимание ребенка;

‒ ребенок сам регулирует темп и количество решаемых задач обучения;

‒ это позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (летающие ракеты, наводнение, северное сияние и т. д.)

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентировочный подход.

Литература:

  1. Абидаева, Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2015. — № 4. — С.12–14.
  2. Аверин, С. А. Информационно-коммуникационная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность / С. А. Аверин, П. А. Баринова //Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — № 7. — С.50–53.
  3. Алексеева, Л. А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательной работы ДОУ / Л. А. Алексеева // Современные образовательные технологии в практической деятельности специалистов в условиях реализации ФГОС НОО И ФГТ в ДОУ: материалы Регионального научно-практического семинара / Департ. общ. образования, ОГБОУ «Том. гос. пед. колледж»; [редкол.: Г. Н. Захарова, Е. П. Никифорова].- Томск, 2013.- С. 6–8
  4. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет: [методическое пособие]. — Москва: Творческий центр «Сфера», печ. 2015. — (Библиотека воспитателя). -Кн. 2. — печ. 2015. — 124 c.
  5. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых: рассказы о профессиях / Е. А. Алябьева. — Москва: ТЦ Сфера, cop. 2016. — 174, [1] с.
  6. Антонова А. В. Знакомство с профессиями детей старшего дошкольного возраста /А. В. Антонова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2017. — № 6. — С. 45–46.
  7. Ахтырская, Ю. В. Методы оптимального внедрения информационных технологий в практику работы педагогов ДОУ / Ю. В. Ахтырская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 27. — С. 64–68.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://sociosphera.com/co№ fere№ ce/2012/iii_mezhdu№ arod№ aya_№ auch№ oprakticheskaya_ko№ fere№ ciya_problemy_sovreme№ № ogo_ob... (05.06.15)
  8. Баракина, Т. В. Методические аспекты использования интерактивной доски в процессе обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Баракина // Информатика в школе. — 2011. — № 8 (72). — С. 52–59.
  9. Баранова, Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова и др. // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 731–734.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://moluch.ru/archive/87/16681/ (20.02.2018).
  10. Барановская О. А. Технология знакомства дошкольников с профессиями в образовательном пространстве «детский сад — школа — ВУЗ» как средство формирования мотивации к обучению / О. А. Барановская, И. Е. Иванова // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Орехово-Зуево, 2017. — С. 404–406.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, профессия, дошкольник, дошкольный возраст, мир профессий, подрастающее поколение, рабочее место.


Задать вопрос