В статье рассмотрены теоретические материалы и практические наработки по образовательной технологии «Формирующее оценивание». Цель статьи: описать роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.
Ключевые слова: ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), критерии, оценивание, планируемые предметные результаты, метапредметные результаты
Рассмотрим пример из жизни. Моя подруга решила мне сделать подарок на день рождение, купить платье, при этом она спросила меня «Каким оно должно быть на мой взгляд?» Я ответила: «Цвет — синий, длина — миди, ткань — не важна. Важно, что оно должно делать меня стройной». То есть я перечислила критерии выбора платья.
Увы, подарком подруги я осталась недовольна. Почему? Какой из критериев был задан не верно? Я не уточнила, что стройной меня может сделать фасон — приталенная трапеция, или наличие пояса.
Еще древнегреческий философ Платон писал «Прежде, чем беседовать, надо договориться о значении слов…»
Новые ФГОС основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательные результаты, которые формируются в процессе обучения. «Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности». [1, ст.11 п.2] Значит существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности ученика.
Согласно стандартам, учащиеся в процессе обучения должны овладеть такими учебными умениями как умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата. При этом оценивание, как процесс объективный имеет четкие критериальные основания. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Критерии — это один из составляющих технологии формирующего оценивания.
Формирующее оценивание — это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Почти 3 года я изучаю и применяю в своей работе образовательную технологию «Формирующее оценивание».
Теория и практика показала насколько важно, современному учителю, осознание того факта, что ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся.
Изучая планируемые результаты по истории уровня основного общего образования, я выяснила, что многие планируемые результаты являются сквозными с 5 по 9 класс (то есть повторяются). Например: знание хронологии, способность применять понятийный аппарат; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников. Но сложность изучения предмета истории заключается в том, что учащиеся изучают разные периоды истории и по мере взросления происходит увеличение и усложнение содержательной стороны материала, а значит, происходит усложнение требований к планируемым результатам.
В связи с этим, в начале учебного года, я знакомлю учеников с планируемыми результатами по учебному предмету «История».
Происходит это так. На вводном уроке я начинаю с вопроса: — как вы думаете, ребята, что вы должны знать и уметь на уроках истории.
Ученики сами проговаривают, что должны знать даты и хронологию событий; термины; работать с картой и. т.д. С учениками 5-х классов такой разговор желательно проводить по итогам 1-й четверти, когда учащиеся уже получат общее представление о предмете и его специфике.Таким образом, предметные результаты известны учителю и ученикам. Ученики получают знания, о том, чему они должны научиться в ходе изучения того или иного курса истории.
Очень важно, что мы их выработали совместно! На форзаце тетради ученики делают подзаголовок и прописывают:
Что ядолжен знать иуметь:
- Знать даты, хронологию событий
- Знать исторические термины (словарные слова)
- Уметь работать с историческими документами
- Рассказывать исторические события
- Работать с картой
- Анализировать исторические события, делать выводы к ним
Очень важно, чтобы данные критерии были сформулированы на простом, понятном учащимся языке. В дальнейшем учитель может возвращаться к планируемым результатам, говоря о том, что сегодня «мы отрабатываем на уроке умение работать с картой».
При составлении учебных заданий, учитель также разрабатывает критерии к выполнению задания. Например,Домашнее задание: Написать политический портрет Юстиниана I (6 класс)
Критерии оценивания:
- Описание личных качеств императора
1балл — одно качество 2балла — два качества 3 балла — три качества
- Каких результатов добился во внутренней политике?
1 результат — 1 балл 2 результата — 2балла 3 результата — 3 балла
- Каких результатов добился во внешней политике?
1 результат — 1 балл 2 результата — 2балла 3 результата — 3 балла
8–9 баллов на отметку «5» 6,5–7,5 баллов на отметку «4»
4,5–6 баллов на отметку «3»
Таким образом «учитель сосредотачивает свои усилия на конкретном содержании темы, используя то обстоятельство, что необходимо для более глубокого его освоения». [2, с.18].
Довольно часто учащиеся, получив оценку, говорят: «А почему мне поставили «4», а Диме «5». Учащиеся должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Описание желаемых учебных результатов — это основа критериев для оценки работы
Это позволяет учителю и ученику определить, к какому уровню относится данная работа, и какой балл она получает. Анализируя работу на основании критериев (описаний) учащийся и учитель определят, в чём недостатки конкретной работы, чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня.
По итогам четвертей я составляю таблицу успешности класса.
Эффективное оценивание — это обязательное наличие обратной связи. Данная таблица дает информацию о том, чему учащиеся научились и как учатся в данный момент. Обратная связь заключается в том, что совместно с учащимися сравниваются результаты 1 и 2 четверти. Учащиеся узнают о том, какого уровня они достигли.
Устный анализ, проговариваемый самими учащимися, показывает, что учеников с отметкой «5» стало больше, но увеличилось количество учащихся с отметкой «3». При этом результат может быть разным по классам. В любом случае, в начале 3 четверти мы намечаем перспективу улучшения или сохранения результата, определяем в каком направлении нужно двигаться дальше.
Оценивание — это также открытость. Поэтому всегда необходимо проговорить какие учебные результаты у учащихся этого класса «западают».
Такие таблицы «Успешности» учителю рекомендуется проводить в начале каждой четверти. Детям это очень нравится. А в начале 1 четверти учитель может взять данные по итогам прошлого года. Такую работу я провожу регулярно в моей педагогической практике и как показало время, она имеет положительные результаты.
Что дает критериальное оценивание?
- Эффективное достижение метапредметных результатов.
Регулятивные:
– формулируют цели изучения предмета;
– принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры;
– составляют алгоритм действий совместно с учителем;
– планирование деятельности;
– оценивают себя по критериям
Познавательные:
– формируют умение выделять главное в учебном предмете;
– использование знаковой системы; развитие критического мышления
– ранжируют информацию в порядке значимости.
Коммуникативные:
– Выстраивают краткие выводы
- Достижение личностных результатов:
– понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов; понимают причину успеха, неуспеха
– определяют свою личностную позицию;
– наблюдают адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
Подведу итог. Вижу перспективы развития в работе с критериями. Критериальное оценивание — это механизм, который нужен учителю, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.
Подтверждением положительного влияния критериального оценивания на учебные результаты урочной и внеурочной деятельности моих учеников могут служить следующие показатели:
– повышение качества по предмету
– увеличение количества учащихся, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах
– ежегодные результаты на Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию
Что от нас требует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт? Современный учащийся должен быть активным участником образовательного процесса. Мы, учителя, должны научить оценивать свои знания и умения не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Критерии — это средство управления качеством образовательного результата учащегося.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
- Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта М. А. Пинская. Педагогический университет «первое сентября», 2013.
- Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие.Фишман И. С., Голуб Г. Б. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.