Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 11.05.2018

Статья просмотрена: 8978 раз

Библиографическое описание:

Мухина, М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50156/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности

В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.

Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.

Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].

Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».

Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.

Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].

Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34]. Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].

Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.

В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).

Таблица 1

Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала

Черты творческой личности

Творческие способности

Блоки творчества

  • смелость (способность к риску)
  • оригинальность (нестандартность идей и поступков)
  • независимость
  • спонтанность
  • чувство юмора
  • эстетическое чутье
  • использование жизненных кризисов для выработки нового подхода и виденье своей проблемы
  • сохранение детской способности к игре
  • самопринятие
  • уверенность в своих силах и способностях
  • внутренняя мотивация (создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние критерии и оценки)
  • наличие черт женственности у мужчин и черт мужественности у женщин
  • настойчивость в решении своей проблемы
  • склонность к самоанализу
  • зоркость в поиске
  • дивергентное мышление (целостное, интуитивное)
  • гибкость в мышлении и действиях
  • легкость ассоциирования
  • быстрота мышления
  • оригинальность идей
  • чувствительность к неоднозначным вещам и к противоречиям
  • богатое воображение
  • способность к доработке идей
  • восприятие тонких различий и сходства
  • страх
  • высокая неуверенность в себе
  • повышенный социальный конформизм
  • депрессия
  • лень
  • высокая самокритичность
  • сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности

В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители. Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].

Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях. Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала. Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.

Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.

Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.

Литература:

  1. Мотков О. И. Психология самопознания личности [Текст] / О. И. Мотков// Практическое пособие, Москва, 1993–134 с.
  2. Мильчак, Н. А. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста [Текст]: дис. канд. психолог. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Мильчак Наталья Александровна –Ярославль, 2007. — 187 с.
  3. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Левин Игорь Леонидович — Нижний Новгород, 2003. — 313 с.
  4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст] / Н. А. Горяева // — М.: Просвещение, 1991. — 123с.
  5. Варданян, В. А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе педагогической деятельности [Текст] [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Варданян Валерий Амбарцумович — Саранск, 1997–200 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин // — СПб.: Питер, 1999. — 356с.
  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана
  8. Правительство Российской Федерации распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р [Электронный ресурс], режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческая личность, способность, творчество, блок творчества, индивидуальная особенность личности ребенка, проблема, творческий потенциал личности, творческое поведение, федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Трудовой потенциал: теоретические аспекты понятия, характеристика его основных компонентов

В статье рассматривается сущность понятия «трудовой потенциал», проанализированы основные компоненты трудового потенциала.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе

Рассматривается сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Творческая инициатива как критерий успешности личностного развития учащегося

Творческий потенциал и творческая инициатива как показатели успешности развития личности.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя

Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Трудовой потенциал: теоретические аспекты понятия, характеристика его основных компонентов

В статье рассматривается сущность понятия «трудовой потенциал», проанализированы основные компоненты трудового потенциала.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе

Рассматривается сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе.

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Творческая инициатива как критерий успешности личностного развития учащегося

Творческий потенциал и творческая инициатива как показатели успешности развития личности.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя

Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Задать вопрос