В данной статье рассматривается связь между государством и рынком труда. Содействие государства и ВУЗов при трудоустройстве выпускников, как основа социального конфликта в обществе. Применение всех методов поиска работы выпускниками, как фактор эффективного трудоустройства. Так же, делается упор на такой инструмент поиска актуальных вакансий как Интернет. В статье рассматриваются основные способы и методы поиска работы в сети Интернет, выделяются преимущества и недостатки этого инструмента.
Ключевые слова: трудоустройство, выпускники, проблемы трудоустройства, поиск вакансий, интернет.
Рынок труда-это система общественных связей и отношений, объединённых поиском и предложением вакансий и возможностей трудоустройства, то есть покупка и продажа мест труда. Это экономическое понятие, в которое входит пространство, сфера трудоустройства, в рамках которого происходит взаимодействие между продавцом и покупателем. Рынок труда включает в себя всё экономически активное население и весь спектр трудовых отношений.
Рынок труда также как другие типы рынка имеет ресурсный и товарный характер, но при этом имеет и свои характерные особенности:
– во-первых, рынок труда порождает много экономических и социальных проблем (бедность, безработица, инфляция, митинги, забастовки и т. д.), но справиться с ними не в состоянии, поэтому он заставляет общество и государство создавать соответствующую систему, которая организовывает решение этих проблем;
– во-вторых, отношения между работодателем и наемным работником по поводу купли — продажи товара «труд» являются непрерывными, вплоть до увольнения наемного работника;
– в-третьих, «труд» является особым товаром, потому что его носителем выступает человек со всеми своими правами, обязанностями, которые охраняет закон, и работодатель должен их учитывать.
Рынок труда неразрывно связан с государством и поэтому выполняет ряд важных экономических и социальных функций. Например:
- формирование трудового резерва
- поддержание равновесия между спросом и предложением
- содействие в реализации личностного потенциала работодателя и соискателя
- обеспечение конкуренции на всех этапах взаимодействия между каждым субъектом взаимодействия
Каждый ВУЗ является прямым поставщиком на рынок труда ценных кадров, молодых специалистов, только обучающихся или окончивших институт. В данном случае, ВУЗ можно рассматривать как игрока рынка образовательного и рынка труда, где успешно осуществляет свою деятельность. Выпускники, по окончанию учебного заведения, задаются вопросом-А что дальше?
Трудоустройство выпускников по окончанию ВУЗа-это важнейшая задача не только самого ВУЗа, но и государства. И ВУЗ и государство представляют свои инструменты для решения поставленной задачи. Поиск работы может осуществляться несколькими путями. Можно выделить:
- поиск вакансий в сети Интернет
- поиск вакансий с помощью специализированных газет и журналов
- поиск вакансий через родственников, друзей и знакомых
- обращение в специализированные кадровые агентства, рекрутинговые компании и биржу труда
- обращение в Центр содействия трудоустройству при ВУЗе
Поиск рабочих вакансий в сети Интернет является одним из наиболее привлекательных методов для молодёжи в возрасте от 16 до 30 лет. Стоит отметить, что поиск работы в Интернете имеет свои преимущества и недостатки, а так же отличается разнообразием методов и способов.
Важно выделить методы поиска в сети Интернет:
- обращение на специализированные ресурсы
- поиск работы в социальных сетях (в специализированных пабликах и группах)
- поиск работы в социальной сети путём размещения своего резюме или поста о поиске работы
Если говорить о поиске работы на специализированных ресурсах, необходимо выделить наиболее популярные: hh.ru, Superjob.ru, Students.superjob.ru, Avito.ru, Job.sarbc.ru.
Каждый из этих ресурсов направлен на помощь соискателю и рекрутеру в поиске подходящей работы и кадров. Сайты выстроены таким образом, что размещая своё резюме, рекрутеры видят его и предлагают различные вакансии в соответствии с указанными пожеланиями человека, ищущего работу. Такие ресурсы как hh.ru и surerjob.ru имеют специализированные разделы для поиска работы студентами или тем, у кого ещё мало опыта. Э то удобно, так как в данном разделе размещены вакансии, не требующие большого опыта работы и специфических навыков, а выбор специальностей разнообразен.
Если говорить о поиске работы путём поиска вакансий в специализированных группах, то необходимо отметить, что в каждой социальной сети имеется официальная группа популярных интернет-ресурсов по поиску работы. В таких группах дублируется информация о вакансиях, но также наполнены контентом с советами и рекомендациями по поиску работы мечты, составлению резюме или поведению на собеседованиях.
В данной статье рассматривается другая категория групп. Практически в каждом городе имеется группа с вакансиями, где рекрутеры выкладывают свои объявления о найме. Преимущество таких групп в том, что зачастую, там можно найти вакансии отсутствующие на ресурсах по поиску работы, а значит, диапазон поиска расширяется. Перечислим несколько наиболее популярных групп: Вакансии для хороших людей, Вакансии для добрых людей, РАБОТА, Работа для студентов, Работа в Саратове.
И другие группы. Поиск работы в социальных сетях так же обладает и некоторым недостатком. Так, рекрутеры при отборе наиболее подходящего кандидата на вакантную должность может составить портрет человека исходя из информации на его личной странице, что не всегда отражает реальную натуру человека, но может способствовать отказу со стороны работодателя.
Поиск работы путём размещения резюме или поста о поиске работы на личной странице в социальной сети. В данном случае, используется механизм накопленного социального капитала. Этот вариант поиска, в некоторой степени, сопряжен с поиском работы через родственников, друзей и знакомых, но также задействовать современные технологии. Пост о поиске вакантного рабочего места распространяется среди друзей и знакомых, тем самым, помогая объявлению дойти до рекрутера, без значимых усилий соискателя. Но также стоит понимать, что этот способ не обладает высоким уровнем эффективности, так как объявление может не дойти до нужного человека.
Со стороны HR-специалистов, отмечается, что поиск кандидатов на вакантные места через социальные сети является преимущественным, так как можно найти сразу несколько кандидатов на различные должности, что в значительной степени увеличивает продуктивность деятельности специалиста.
Рекрутеры так же используют метод поиска кандидатов в социальных сетях в специализированных группах, а также путём распространения информации среди знакомых и друзей. Репост объявлений используется организациями, на личной странице которых большое количество виртуальных друзей.
Как отмечается специалистами по подбору персонала, релевантный охват дает размещение вакансий и в тематических группах. Такая методика отлично себя зарекомендовала при поиске кандидатов в сфере консалтинга, финансов, кадрового сопровождения, маркетинга и рекламы
Подводя итог, можно выделить ряд преимуществ и недостатков такого инструмента как Интернет, при поиске работы.
Преимущества:
- Большое количество актуальных вакансий
- Подробное изложение требований к кандидату, описание обязанностей, заработной платы
- Снижается время поиска работы, так как большое количество вакансий расположены в одном месте
Недостатки:
- Большое количество «лишних» вакансий
- Просмотр потенциальным работодателем личной страницы в социальной сети, что может влиять на окончательное решение при приёме на работу
- Непроверенность работодателей, распространяющих вакансии в группах в социальных сетях
Поиск работы в сети Интернет-это быстро, удобно и эффективно. Но так, выпускникам ВУЗов необходимо задействовать все возможные ресурсы поиска работы для наиболее удовлетворительного результата.
Литература:
- Бурджалов Ф. Э., Гонтмахер Е. Ш. Рынок труда: реакция на кризис (по материалам зарубежных стран): учебник. — М.: ИМЭМО РАН, 2014. — 185 с.
- Заугольников С. А. Проблема трудоустройства выпускников после окончания вуза//Известия Регионального финансово-экономического института. 2015. № 2 С.62–64.
- Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов//Социологические исследования. -2015. -№ 11. -С. 49–56.
- Турарова О. С. Проблема трудоустройства молодых специалистов//Молодой ученый. 2016. № 6. С. 567–570.