В последнее время в системе дошкольного образования проходят серьезные обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, введение новой нормативно-правовой базы, новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), профессиональный стандарт педагога и многое другое. Детские сады стали частью школы, с введением ФГОС они приравнены к первой ступени образования. А педагог — это главный субъект модернизации образовательного процесса и образования в целом, поэтому происходящие в российском образовании трансформации обусловили необходимость качественных изменений и в деятельности педагогов. Современное общество нуждается в педагоге с высоким уровнем профессионализма, компетентном, свободно владеющем своей профессией, готовом к постоянному профессиональному росту, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационном процессе ДОО.
Сегодня, на разных уровнях поднимается вопрос о работе в детских садах молодых специалистов. Существует проблема того, как привлечь в детские сады грамотных молодых педагогов и удержать их там. Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать по специальности, и многие уходят из системы образования через несколько лет. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его профессионального и личностного развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Молодые специалисты с первой минуты своей деятельности выполняют должностные инструкции и несут ту же ответственность, что и наставники воспитатели с педагогическим опытом работы, а родители (законные представители), администрация и коллеги по работе ожидают от молодых специалистов профессионализма. Поэтому особое значение в современных условиях приобретает методическая работа с педагогами, особенно с начинающими. На данный момент методическая деятельность дошкольной образовательной организации направлена на решение общих образовательных задач детского сада, а не на помощь, поддержку и обогащение профессионализма педагогов.
М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [1]. Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова) [3]. Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.
Социальный заказ на «создание» педагога нового века обусловил введение в педагогическую практику образовательной организации методического сопровождения, главная особенность которого заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а определяет стратегию и тактику развития образовательной организации с учетом индивидуальных запросов, возможностей и профессиональных потребностей каждого конкретного педагога и является наиболее оптимальным способом организации методической работы.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, для нашей организации была разработана программа с целью повышения профессиональной компетенции малоопытных педагогов в детском саду с использованием различных форм работы.
Задачи методического сопровождения малоопытных специалистов — воспитателей ДОО:
– помочь адаптироваться педагогу в новых условиях;
– активное и продуктивное вовлечение педагогов в образовательный процесс;
– формирование практических знаний и умений педагога;
– помочь освоить организационную культуру дошкольной организации.
Прежде всего необходимо изучить особенности и выявить уровень организации методического сопровождения, возможность включаться в решение приоритетных задач детского сада, исходя из личностно- профессиональных возможностей и потребностей, выявить профессиональные затруднения педагогов (анкетирование, интервьюирование).
На следующем — внедренческом этапе реализации программы, решаются задачи, направленные на совершенствование методического сопровождения молодых педагогов в условиях детского сада. Сопровождение профессиональной деятельности педагога осуществлялось через:
– активное участие в самообразовательном чтении;
– организацию консультаций, методической помощи с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, направленной на совершенствование процесса развития профессионализма;
– участие в работе «Школы молодого педагога», творческих группах ДОУ;
– посещение тренингов по становлению и развитию профессиональной деятельности;
– посещение и участие в психологических тренингах по совершенствованию коммуникативных навыков умению разрешать конфликты, обучению навыкам профилактики и разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов;
– взаимопосещение образовательной деятельности в ДОУ;
– проведение образовательной деятельности для коллег ДОУ;
– осуществление коррекции педагогической деятельности;
– формирование и развитие опыта анализа и самоанализа образовательной деятельности;
– выступления на семинарах, педсоветах;
– освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;
– представление опыта работы по освоению педагогических технологий;
– индивидуальное взаимодействие с наставником (анкетирование, собеседование, консультации);
– участие в конкурсе «Педагогический дебют»;
– систематическое использование имеющихся ИКТ-навыков в повседневном и профессиональном контексте;
– приобретение опыта использования в образовательном процессе ИК — технологий;
– вхождение и участие в работе профессиональных Интернет-сообществ;
– приобретение опыта рефлексии деятельности.
На завершающем, обобщающий этапе дается оценка результативности программы по всем направлениям. К планируем результатам освоения программы мы отнесли: подготовку молодого специалиста, в будущем состоявшегося воспитателя; совершенствование системы методической работы образовательного учреждения; повышение качества образования; повышение уровня аналитической культуры всех участников образовательного процесса.
Методическое сопровождение направлено на формирование инициативной, активной личности педагога ДОО, потребности к саморазвитию и повышению профессионального уровня, развитие практических навыков работы с детьми, родителями и коллегами, обучение планированию образовательного процесса с учетом современных требований.
Литература:
- Битянова, Н. Р. Психология личностного роста. [Текст] / Н. Р. Битянова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Давлятшина, О. В. Сущность, структура и содержание научно-методического сопровождения в современных условиях развития общеобразовательной организации. [Текст] / О. В. Давлятшина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. — 2017. № 3. — С. 35–47.
- Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение: Опыт международного сотрудничества. [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб.: На путях к новой школе, 1995. — 186 с.