Представление о понятии «общение» и уровни общения по Добровичу А. Б. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 4969 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Представление о понятии «общение» и уровни общения по Добровичу А. Б. / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50190/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «общение». Рассматриваются уровни общения, представленные в работе Добрович А. Б., а также приводятся примеры проявления уровней общения в повседневной жизни.

Ключевые слова: общение, конвенциональный уровень, примитивный уровень, манипулятивный уровень, стандартизованный уровень, игровой уровень, деловой уровень, духовный уровень.

Перед тем как, непосредственно, перейти к разбору уровней общения, стоит разобрать, что же обозначает само понятие «общение». Был проведен теоретический анализ специальной литературы для детального понимания понятия. В психологической энциклопедии приведено следующее определение, «общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми» [3].

Коломинский Я. Л. в своей работе отмечал следующее, «общение можно определить, как информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Можно было бы сказать, что общение и отношения — это надводная и подводная части айсберга межличностных взаимодействий. Видимая часть — процесс общения как серия каких-то речевых или неречевых действий, а внутренняя, невидимая — потребности, мотивы, интересы, чувства — все то, что заставляет людей общаться и ради чего они это делают» [2].

В философском энциклопедическом словаре представлено следующее определение понятия, а именно, «общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» [4].

После проведения анализа литературы можно отметить, что понятие «общение», в различных источниках, означает в первую очередь взаимодействие между людьми, это касается не только пары человек, но и целого общества/групп и т. д. Также данная взаимосвязь происходит в процессе передачи различных знаний, умений, навыков, информации, способностей и т. д. Общение обогащает жизнь человека, в момент общения человек развивается не только с психической точки зрения, но и с духовной. Общение является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, человек испытывает потребность в общении.

Проанализировав само понятие «общение» можно переходить к дальнейшему рассмотрению его уровней. Уровни общения подробно раскрыты в труде Добрович А. Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» [1]. Для более полного понимания после каждого уровня/фазы будут приведены примеры из повседневной жизни.

Добрович А. Б. в своей работе начинает с конвенционального уровня. Этот уровень является полноценным человеческим общением [1]. В данном уровне присутствует фаза взаимонаправленности: 1. Человек испытывает потребность в контакте, возникает установка на внешнюю коммуникацию. 2. Человек не испытывает потребности контакта, он занят своими мыслями, в это время к нему обращаются. Примерами данной фазы могут являться следующие ситуации: 1. Встреча одноклассников/родственников; различные праздники (дни рождения/свадьбы и т. д.). 2. Возвращение домой с одногруппниками/одноклассниками/однокурсниками и т. д. Следующая фаза, это фаза взаимоотражения: 1. Уловить его актуальную роль. 2. Уловить собственную актуальную роль его глазами. Пример: Когда стоишь/сидишь в очереди. Фаза взаимоинформирования: 1. Конфронтация (этическая безупречность контакта сохраняется). 2. Конгруэнция (взаимосогласие). Пример: Знакомство с родителями в школе (первое знакомство). Фаза взаимоотключения: Общение протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. Пример: одноклассники/сверстники, у которых есть общие интересы.

Следующим уровнем общения, по мнению Добрович А. Б., является примитивный уровень. На данном уровне собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий [1]. Фаза направленности на партнера: 1. Субъект испытывает потребность в контакте, но собеседник для него является предметом для слушания. 2. К субъекту обращаются, но он не расположен к контакту. Примеры: 1. Разговор директора с подчиненным. 2. Межличностное отношение одноклассников. Фаза отражения партнера: Актуальная роль партнера субъектом не улавливается; в ход идут шаблоны восприятия, описывающие данный «предмет». Примеры: 7классник к 5класснику — унижает. 7классник к 11класснику — боится. Фаза взаимоинформирования: Субъект без малейших ограничений изнутри выражает свою симпатию (льстивую) «предмету», или антипатию (беспардонную). Пример: Ученик льстит учительнице, хамит уборщице. Фаза отключения: Конфронтация — слабый партнер — ругательства и насмешка; сильный — извинения, угрозы на безопасном расстоянии. Гуманистический подход. Своего рода жалость к партнеру, который не нашел в жизни иных форм самоутверждения, кроме вызывающей наглости. Пример: межличностные отношения учащихся.

Добрович А. Б. выделяет такой уровень, как манипулятивный уровень. На данном уровне субъект, избирающий партнерство, близок к примитивному участнику диалога, но по исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню. Надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы». Житейский, психологический выигрыш [1]. Фаза направленности: Манипулятор заранее готовиться к подчинению себе собеседника. Пример: Ученик чтобы уйти с уроков симулирует болезнь. Фаза отражения: Манипулятор неплохо улавливает актуальную роль собеседника и собственную роль его глазами, но делается это как «расставление ловушки». Схватываются слабые места собеседника. Пример: Девочка считает себя самой умной и никому не помогает, мальчик говорит, какая она умная, усыпляет бдительность и просит, помочь с задачей, девочка помогает.

Стандартизованный уровень, по мнению Добрович А. Б., является процесс, в котором подлинного ролевого взаимодействия не происходит. Общение здесь основывается на стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга. Форма общения — «контакт масок» [1]. Фаза направленности: Неудовлетворительна, так как подлинного желания контакта или подлинной готовности к общению не отмечается. Человек не готовится к партнёрству, а надевает маску, с помощью которой надеется обойтись минимумом усилий (и контакта). «Маска нуля» — безучастность, вежливость, любезность. «Маска тигра» — агрессивностью. «Маска зайца» — послушание, не навлечь на себя гнев или насмешку сильных. «Маска клоуна» — безбашенность, простодушие. Маска уязвимости. Пример: данная фаза может проявляться в различных сферах жизни человека, это могут быть и бытовые ситуации (муж смотрит телевизор, жена рассказывает ему новости за день, муж только делает вид, что участвует в разговоре), ситуации в школе (лучше промолчать, чем ответить на вопрос учителя) и многое другое. Фаза отражения: Побуждение создать видимость контакта, чем вступить в контакт. Пример: разговор с незнакомым человеком в очереди/лифте. Фаза взаимоинформирования: Маска делается подчеркнутой, субъект «информирует» партнера о своем стремлении как можно скорее свернуть контакт. Пример: к маске прикрепляются еще и действия (надеть наушники, смотреть в телефон, начать читать книгу и т. д.). Фаза отключения: Общение деревянное, безэмоциональное, если даже вежливое, то излишне церемонное, у собеседника остается неприятное впечатление. Пример: межличностное отношение между людьми, особенно, когда люди недолюбливают друг друга.

Добрович А. Б. выделяет такой уровень, как игровой. Данный уровень располагается «над» конвенциональным, т. е. обладая полнотой и человечностью последнего, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков [1]. Фаза направленности: Живой интерес к личным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру», интерес, проникнутый симпатией к человеку. Пример: общение между людьми, которые симпатизируют друг другу. Фаза отражения: Обостренное восприятие «ролевого веера» с чувствительностью к индивидуальным ролям. Фаза взаимоинформирования: Субъекту хочется быть интересным для своего партнера, и он непроизвольно «играет», чтобы «интересно выглядеть». Пример: данная фаза очень часто проявляется среди подростков, которые пытаются влиться в новую компанию. Фаза взаимоотключения: Не требует обоюдного исполнения прощальных ритуалов; можно обойтись без них, «отпустив» друг друга взглядом, прикосновением, партнерам всё ясно без слов.

Следующий деловой уровень находится выше конвенционального. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на этом уровне. То есть, деловой уровень присутствует не только среди делового общения. Общение глубже, серьезнее [1]. Фаза направленности: Партнер вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот, кому необходима ваша помощь в интересах общего дела. Пример: работа в группе/команде в школе/университете. Фаза взаимоотражения /взаимоинформирования: Внимание привлекает степень умственной и деловой активности, включенности в общую задачу. Фаза взаимоотключения: За внешней суховатостью прощаний чувствуется теплота. Пример: межличностные отношения коллег, сотрудников.

Самым последним Добрович А. Б. рассматривает духовный уровень. Данный уровень является высшим уровнем человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению [1]. Фаза взаимонаправленности: Интерес и симпатия к собеседнику, предвкушение захватывающего разговора, вера в возможность приблизиться в беседе к постижению высочайших ценностей человечества. Фаза взаимоотражения /взаимоинформирования: Собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему «повороту» мысли друг друга. Один способен закончить фразу, начатую другим. Спонтанность. Свобода самовыражения для обоих безгранична. Расхождение для обоих мучительно и должно быть устранено. Фаза взаимоотключения: изрядно затруднена. Человек никогда не может выговориться «окончательно», и контакт прерывается из-за обоюдной усталости или неотложных житейских обстоятельствах. Пример: данный уровень характерен для духовных личностей, для людей, с высоким культурным уровнем. Профессора, ученые, философы — все относятся к данному уровню.

Разобрав уровни общения, которые были представлены в работе Добрович А. Б. [1], можно сказать, что почти все уровни встречаются в повседневной жизни, только лишь духовный уровень может стать исключением. Наиболее часто в современном обществе можно наблюдать такие уровни как примитивный, стандартизованный, игровой, манипулятивный.

В данной статье были рассмотрены определения понятия «общение» из различных источников. Был проведен анализ полученной информации. Были приведены и разобраны уровни общения и фазы общения, а также, были приведены примеры на каждый уровень общения.

Литература:

  1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  2. Коломинский Я. Л. Психология общения. М.: «Знание», 1974. — 96 с.
  3. Психологическая энциклопедия // Общение. URL: http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/psyterms/obshhenie.html
  4. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень, уровень общения, друг друга, общение, фаза направленности, фаза взаимоинформирования, фаза взаимоотключения, деловой уровень, духовный уровень, конвенциональный уровень.


Ключевые слова

общение, конвенциональный уровень, примитивный уровень, манипулятивный уровень, стандартизованный уровень, игровой уровень, деловой уровень, духовный уровень

Похожие статьи

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Разбор структуры парциальной оценки по Ананьеву Б. Г.

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «парциальная оценка». Представлен обзор работы Ананьева Б. Г. «Избранные психологические труды», на примере данной работы автора были рассмотрены виды парциальных оце...

Роль стилей общения в педагогической деятельности

В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педаго...

Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «личность». Представлен обзор работ отечественных авторов, направленных на исследование личности. Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подхо...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе

В статье раскрываются теоретические аспекты понятий «индивидуализация» и «дифференциация». Анализируются сходство и различия между данными понятиями в различных научных источниках. Делается вывод о том, какое именно определение данных понятий наиболе...

Развитие метафоры: от античности до когнитивной лингвистики

В статье рассматриваются различные подходы к понятию «метафора» сквозь призму времени, дается определение понятию «метафора». Определяются труды, в которых метафора рассматривается с точки зрения мыслительного процесса. Основным трудом является стать...

Технические инновации и их значение для экономики

В статье приводится понятие, общая характеристика инновационных разработок в сфере экономики. Обосновывается преимущества использования технологии Блокчейн, раскрывается содержание этого понятия. Аргументировано, что применение децентрализованной баз...

Культура полилога как одна из составляющих современного специалиста

В статье описываются новые требования, предъявляемые к современному специалисту. Также доказывается необходимость развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка. Приведены наиболее распространенные опреде...

Особенности рифмованного сленга английского языка со значением «интеллектуально несостоятельный человек»

Статья рассматривает один из актуальных вопросов в современной английской лингвистике, а именно сленг. Раскрывается теоретическая трактовка рифмованного сленга, описывается история его возникновения и развития, особенности употребления в живой речи. ...

Похожие статьи

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Разбор структуры парциальной оценки по Ананьеву Б. Г.

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «парциальная оценка». Представлен обзор работы Ананьева Б. Г. «Избранные психологические труды», на примере данной работы автора были рассмотрены виды парциальных оце...

Роль стилей общения в педагогической деятельности

В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педаго...

Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «личность». Представлен обзор работ отечественных авторов, направленных на исследование личности. Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подхо...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе

В статье раскрываются теоретические аспекты понятий «индивидуализация» и «дифференциация». Анализируются сходство и различия между данными понятиями в различных научных источниках. Делается вывод о том, какое именно определение данных понятий наиболе...

Развитие метафоры: от античности до когнитивной лингвистики

В статье рассматриваются различные подходы к понятию «метафора» сквозь призму времени, дается определение понятию «метафора». Определяются труды, в которых метафора рассматривается с точки зрения мыслительного процесса. Основным трудом является стать...

Технические инновации и их значение для экономики

В статье приводится понятие, общая характеристика инновационных разработок в сфере экономики. Обосновывается преимущества использования технологии Блокчейн, раскрывается содержание этого понятия. Аргументировано, что применение децентрализованной баз...

Культура полилога как одна из составляющих современного специалиста

В статье описываются новые требования, предъявляемые к современному специалисту. Также доказывается необходимость развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка. Приведены наиболее распространенные опреде...

Особенности рифмованного сленга английского языка со значением «интеллектуально несостоятельный человек»

Статья рассматривает один из актуальных вопросов в современной английской лингвистике, а именно сленг. Раскрывается теоретическая трактовка рифмованного сленга, описывается история его возникновения и развития, особенности употребления в живой речи. ...

Задать вопрос