Совершенствование администрирования таможенных платежей — это важная цель, которую необходимо последовательно реализовать, ведь в настоящее время, в том числе и от эффективности деятельности таможенной системы зависит устойчивость развития экономики России, посредством развитости комфортной среды для бизнеса.
Ключевые слова: администрирование таможенных платежей, участники внешнеэкономической деятельности, таможенная система, федеральный бюджет, бизнес, зарубежный опыт.
Для любой страны важно повышать жизненный уровень населения, путем развития национальной экономики, умножения их конкурентных преимуществ на мировой арене. Для этого, в том числе, необходимо стимулировать развитие бизнеса, путем расширения внешнеэкономической деятельности. Хотя зачастую интеграционные процессы могут оказывать негативное влияние на экономику государства, ввиду формирования различных таможенных льгот и преференций. Ведь это напрямую влияет на пополнение доходной части федерального бюджета, так как доля таможенных платежей в бюджете страны играет значительную роль табл. 1.
Таблица 1
Процентное содержание таможенных платежей вфедеральном бюджете РФ за 2015–2017гг.*
Год |
Всего таможенные платежи |
Всего федеральный бюджет |
||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
|
2015 |
5008,2 |
36,66 |
13659,2 |
100 |
2016 |
4406,9 |
32,74 |
13460 |
100 |
2017 |
4575,7 |
30,32 |
15089,5 |
100 |
* Примечание: составлена по данным официального сайта Федеральной таможенной службы и официального сайта Министерства финансов РФ [4,5]
То есть фискальная функция так же, как и функция обеспечения безопасности страны не теряет на современном этапе, в условиях кризиса и санкций, своей значимости. И здесь возникает вопрос, как повысить уровень бизнеса в рамках таможенной системы, затрагивая в меньшей степени проблемы тарифной составляющей.
В настоящее время нарастает необходимость создания более комфортных условий для участников ВЭД, путем совершенствования администрирования таможенных платежей. Процесс администрирования таможенных платежей включает взимание таможенных платежей (в том числе их принудительное взыскание), контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты, а также деятельность Евразийской экономической комиссии по зачислению и распределению сумм ввозных таможенных пошлин, в целях пополнения доходной части федерального бюджета [3].
Механизм администрирования таможенных платежей совершенствуется с правовой точки зрения, ввиду вступления в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В новом Таможенном кодексе затрагиваются многие вопросы администрирования таможенных платежей, как путем расширения ранее установленных норм, так и путем введения новых. Например, включение норм, в которых регламентируется приоритет электронного таможенного декларирования и электронного документооборота [1]. И данное нововведение затрагивает интересы участников ВЭД, то есть электронное таможенное декларирование и электронный документооборот ускоряют и облегчают совершение таможенных операций.
Мы приходим к тому, что в перспективе администрирование таможенных платежей должно быть неразрывно связано с информационной, технологической составляющей. Целесообразно создать понятную и удобную систему для участников ВЭД. Это необходимо для того, чтобы привлечь новых участников, при этом предполагается снижение количества нарушений участниками ВЭД.Скорость таможенных операций должна повыситься (хотя стоит отметить, что за последние годы данный показатель в целом стал эффективнее). То есть, приоритетом должно стать реформирование системы управления таможенными услугами в рамках совершенствования администрирования таможенных платежей.
Для того, чтобы понять, как развить данное направление в России необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран. И здесь основными задачами при обслуживании международной торговли можно выделить:
– достижение благоприятного взаимодействия бизнеса и таможенной системы, впоследствии с обеспечением эффективного сбора таможенных платежей в бюджет;
– создание наиболее упрощенных процедур для ответственных и легитимных участников ВЭД;
– формирование условий для более качественного обслуживания потребностей участников ВЭД.
То есть, на современном этапе приоритетом является внедрение качественного таможенного менеджмента. В России сейчас с организационной точки зрения сформирована классическая схема управления таможенными услугами (рисунок 1).
Рис. 1. Схема управления таможенными услугами в РФ
На сегодняшний день в России нет единой системы управления таможенными услугами, ввиду отсутствия четкой теоретической и методологической составляющей данной сферы деятельности. Однако считаем, таможенные услуги — это направление, которое следует развивать и совершенствовать в рамках администрирования таможенных платежей во взаимосвязи с потребностями бизнеса, торговой среды.
Рассмотрим три наиболее эффективные зарубежные модели управления таможенными услугами. Во-первых, это сингапурская модель, которая включает электронную систему Единого окна TradeNet. Суть работы данной модели заключается во взаимодействии субъектов ВЭД через отдельный уполномоченный государственный орган. При этом участники ВЭД получают выгоды в виде сокращения потерь временных и материальных ресурсов, что способствует экономии капитала и росту товарооборота, государство получает выгоды в виде обеспечения экономической безопасности страны, в виде дополнительных налоговых доходов за счет роста товарооборота. Эффективной работе таможенной системы в Сингапуре способствует сложенный порядок информирования субъектов ВЭД по разным вопросам оформления товаров на таможенной границе. На сайте в доступной форме изложена вся необходимая информация для участников ВЭД, а также таможенная служба Сингапура создала специальное игровое приложение для участников ВЭД, с помощью которого они смогут выучить правила перемещения товаров и транспорта через таможенную границу страны. Информирование и прозрачность — одни из основных рычагов борьбы с коррупцией, которая велась в Сингапуре. Именно посредством современной и доступной системы онлайн-информирования сингапурская таможенная служба становится прозрачной для субъектов ВЭД [2].
Во-вторых, это швейцарская модель, в которой все отношения субъектов ВЭД организованы непосредственно через таможенную службу страны. Система таможенных услуг организована по принципу Единого электронного окна. Все данные от субъектов ВЭД консолидируются через государственный таможенный орган, а потом по запросам направляются в службу ветеринарного и фитосанитарного контроля, государственную налоговую и банковскую системы. Стоит отметить, что в Швеции участник ВЭД может отправить таможенную декларацию путем SMS-сообщения [2].
Третья модель — американская, именно она признана самой передовой и развитой. Важной отличительной чертой американского опыта является применение таможенных услуг в условиях высокой технологичности таможенной службы на базе автоматизированной системы ACS (AutomationCommercialSystem). Благодаря внедрению автоматизированной системы ACS вырос объем оформляемых товаров, причем численность таможенной службы не изменилась. Также в США используют различные технологические разработки, способствующие упрощению и ускорению таможенных процедур, например, использование специальных штрих-кодов, ввиду чего далее принимается оперативное решение в пункте пропуска [2].
Итак, для совершенствования администрирования таможенных платежей в рамках развития бизнеса необходимо использовать зарубежный опыт в части таможенного менеджмента (сервисное обслуживание).
Предлагаем создать определенную комиссию, которая проведет широкий анализ зарубежного опыта в сфере предоставления таможенных услуг в рамках администрирования таможенных платежей, который далее можно будет применить к российским реалиям. На сегодняшний день также предлагаем, во-первых, усовершенствовать официальный сайт ФТС, а также РТУ, в качестве эксперимента реформировать сайт Сибирского таможенного управления. Во-вторых, в качестве также эксперимента создать приложение-аналог для участников ВЭД на примере сингапурского опыта и внедрить его в рамках сферы деятельности Бурятской таможни. Что касается автоматизированной и высокотехнологичной системы таможенной службы, то здесь также необходимо провести отбор наиболее современных и подходящих для России, при необходимости подать запрос на создание уникальной системы, учитывающей особенности РФ.
Таким образом, совершенствование администрирования таможенных платежей в рамках реформирования системы предоставления таможенных услуг должно привести к более эффективному развитию бизнеса, увеличению товарооборота и как следствие более полному пополнению доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»
- Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М. В. Бойкова; под общ.ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. — 130 с.
- Цидилина И. А. Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства: моногр. — Изд-во: «Юстиц-Информ», 2016. — 337 с.
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http: //www.customs.ru
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.minfin.ru