Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникативных потребностей подростков. Обращено внимание на проблему познания педагогом учащихся в рамках педагогического общения.
Ключевые слова: коммуникативные потребности; подросток: педагогическое общение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема педагогического общения приобретает в настоящее время все большое значение. Современные исследования, посвященные проблеме коммуникативным потребностям подростков и развития личности в подростковом возрасте, отмечают, что информационные технологии изменяют характер общения в межличностных отношениях. Это касается не только общения в сфере ученик-ученик, но и в сфере общения учитель-ученик.
Теоретический подход к содержанию и психологическим особенностям формирования личности подростка в социуме описан в трудах социальных психологов (Г. М. Андреева, Я. Л. Коломинский, Н. С. Мансуров, A. B. Петровский, А. А. Реан, Л. И. Уманский и др).
Доказано (В. В. Знаков, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. А. Реан), развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности, является важной целью образовательной организации и рассматривается в качестве ее системообразующего компонента.
В работах А. А. Бодалева, А. Б. Добрович, Б. Ф. Ломова, A. B. Мудрика, и др. изучен процесс общения, описана структура вербального взаимодействия на занятиях, генезис коммуникативных отношений и установлены причины социальных конфликтов (М. В. Дружинин, А. К. Зайцев, Б. Н. Краснов, Л. А. Петровская).
Однако коммуникативные потребности как неотъемлемая составляющая коммуникативной компетентности подростков в условиях общения с учителем технологии не исследовались. Это вопрос узкой направленности, однако, достаточно важен, так как уроки технологии отличаются от других уроков. Уроки технологии позволяют подростку раскрыться и с интеллектуальной стороны и показать свои творческие способности, способствовать профессиональной ориентации. В проводимые предметные олимпиады по технологии дают возможность саморазвитию, самоутверждению, самопрезентации. Это важная составляющая коммуникативной стороны общения, т. к. в практической части олимпиады необходимо быть убедительным, знать теорию и на практике доказать технологичность создаваемого изделия.
Коммуникативная потребность, как и коммуникативная деятельность, являясь в подростковом возрасте ведущей, затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, если она недостаточно развита. Чем более подросток уязвим с психологической точки зрения, тем меньше у него развиты коммуникативные навыки и, следовательно, коммуникативная потребность его выше. А. В. Болбочану отмечает «…дети, чьи родители сочетают теплоту с контролем, поддерживают в них стремление к самостоятельности, отличаются оригинальностью мышления, мотивацией к самореализации и социальными умениями. Если же родители делают ставку на постоянный контроль в сочетании с эмоциональной холодностью, то дети не уверены в себе, несамостоятельны» [1, с. 64]. Следовательно, коммуникативная потребность в общении в семье подростком не удовлетворяется, если ориентироваться на вторую часть цитаты А. В. Болбочану. Значит, удовлетворять эту потребность подросток будет в школе.
В связи с этим целью исследования явилось изучение содержания коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии и создание педагогических условий для позитивного удовлетворения этой потребности.
Объект исследования — подростки.
Предмет исследования — коммуникативные потребности подростков в условиях общения с учителем технологии в учебное время.
Для достижения цели решались следующие задачи:
– проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
– изучить содержание коммуникативных потребностей подростков;
– выявить и обосновать педагогические условия удовлетворения коммуникативных потребностей подростков.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие учащиеся седьмых — восьмых классов МБОУ СОШ № 94 г. Воронежа. Методы исследования: психологическая игра «Кто это?», педагогическая игра «Сплетни», педагогические ситуации «Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов» [2, с.242], «Ситуации самооценки» [2, с.237]. Также использовалось включенное и научное наблюдение за подростками во время урока.
По завершении исследования проводилось анкетирование «Что я знаю о себе?».
В исследовании С. В. Кондратьевой анализируется коммуникативная взаимосвязь между уровнем понимания педагогом потребностей в общении подростков и характерной для этого уровня структурой педагогических воздействий. Ученый подводит к мысли, что недисциплинированность подростков во время урока возникает не потому, что дети «анархичны и хаотичны», а потому, что их учебная деятельность бывает плохо организована [3].
Ученые исследователи А. И. Захаров, А. М. Прихожан отмечают, что в подростковом возрасте, формируется вербализация страхов, актуализируется объяснение своего проблемного общения и связанному с ним отклоняющимся поведением. В связи с этим появляются и закрепляются психологические защиты, что способствует укоренению речевой фобии на сам коммуникативный акт. Субъективные переживания подростков по поводу проблемного общения влияют содержание коммуникативных потребностей. Что и было подтверждено в педагогическом исследовании.
Результаты и их обсуждение
В качестве основы была взята структура коммуникативных потребностей Л. И. Марисовой, служащая мотивационно-потребностной основой общения. Ею выделены девять групп коммуникативных потребностей [4].
Для исследования содержания коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии были выбраны четыре группы, так как они более всего подходили в возрастным особенностям подростков:
1) коммуникативная потребность в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) коммуникативная потребность в принадлежности к социальной общности;
3) коммуникативная потребность в эмпатии;
4) коммуникативная потребность в признании и оценке со стороны других.
Обобщение полученных результатов исследования показывают, что подростки охотно общаются со взрослыми. Роль учителя технология в общении для подростка велика, т. к. учитель дает знания и практические навыки. Однако, во внеурочной деятельности советы педагога принимаются только тогда, если они аргументированы, не противоречат потребностям и не являются авторитарными. Содержание потребности в общении с учителем технологии в урочное время выражено у 28 подростков из 43-х. Это средний показатель, учитывая то, что учитель во время урока постоянно находится в коммуникативных отношениях с учащимися.
Содержание коммуникативной потребности в принадлежности в социальной общности имеет более низкий результат. Всего 22 ученика из 43-х уверенно показали, что нуждаются в социуме, что именно социум помогает им самосовершенствоваться. У остальных 21-го подростка просматривался негативизм и реакция эмансипации. Здесь есть над чем задуматься педагогу, так как психологические комплексы подросткового возраста могут быть преодолены в том случае, если подростки будут доверять взрослым.
Коммуникативная потребность в эмпатии тщательно скрывалась подростками, но все же, по этой потребности самый высокий результат. Из 43-х подростков 36 нуждаются в сочувствии и принятии их.
Коммуникативная потребность в признании и оценке со стороны других характеризуется тем, что для подростка более важно признание его сверстниками, чем учителем. Это отметили почти все подростки.
Особенно яркой и эмоционально насыщенной, информативной была игра «Сплетница». Подростки отметили, что смысл вербальной речи может изменяться и искажаться до такой степени, что приобретает обратный смысл. В этой игре для большей убедительности были использованы рисунки — нелепицы. По окончании игры подросткам предлагалось самостоятельно сделать вывод об итогах игры.
Выводы. Содержание коммуникативных потребностей подростков в условиях общения с учителем технологии в процессе учебной деятельности делает данную деятельность более привлекательной для подростка. У учащихся возникает опыт положительного эмоционального отношения к уроку технологии и к тому, что они производят на практических занятиях.
Возможность свободно вступить в общение с учителем технологии развивает у подростка интерес к технологичному труду, что формирует эмоционально положительное отношение к осуществляемой им учебной деятельности в результате удовлетворения потребности в общении и с учителем, и с одноклассниками.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что содержание коммуникативных потребностей на уроках технологии и при подготовке к олимпиадам во внеурочное время зависит от создаваемых учителем организационных и социально-психологических условий.
Для формирования у подростков потребности в общении с учителем необходимо создание педагогических условий:
– создание атмосферы сотрудничества на уроках технологии;
– использование приемов и способов для удовлетворения потребности в общении на уроках технологи и во внеурочное время;
– находить формы оптимального сотрудничества учителя и подростков;
– введение социально значимых стимулов объединения подростков в совместную деятельность.
Исследование показало, что включенность подростков в общение друг с другом и с учителем зависит от уровня сформированности коммуникативных потребностей. Следовательно, учитель, общаясь с подростками в учебной и внеучебной деятельности, обогащает содержание коммуникативных потребностей подростков.
Литература:
- Болбочану А. В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми. //Вопросы психологии//, № 4, 2006. — с.63–69
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. [Текст]. — СПб: Издательство Питер, 2000. — 304 с.
- Кондратьева С. В. Учитель — Ученик. //С. В. Кондратьева//. [Текст]. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
- Марисова, Л. И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л. И. Марисова. [Текст]. –Берлин, 1978.