В статье анализируется конституционное закрепление принципов статуса судей в Российской Федерации и в зарубежных странах. Рассматриваются принципы: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, назначаемость судьи.
Ключевые слова: статус судьи, принцип, несменяемость, независимость, несовместимость, неприкосновенность, назначаемость.
Principles of the status of judges in the Russian Federation and foreign countries
The article analyzes the legal consolidation of the principles of the status of judges in the Russian Federation and in foreign countries. The principles of independence, irremovability, inviolability, incompatibility, and appointment of a judge are considered.
Keywords: judge's status, principle, irremovability, independence, incompatibility, inviolability, appointment.
Деятельность судей взаимосвязана с их положением в обществе, то есть статусом судей. При этом статус судьи определяется как его правовое положение в обществе закрепленное в нормативных правовых актах. Одним из элементов статуса судьи являются основополагающие принципы, такие как: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, назначаемость судей. Особенностью действия всех принципов независимо от правовых систем государств является то, что они одновременно выступают гарантией прав и обязанностей судьи.
Независимость — важнейший принцип определяющий особый статус судей. Сущность принципа заключается в том, что исключается любое воздействие на судью со стороны других лиц и субъектов при разрешении дела. Независимость судей определяет отделение судебной власти от других ветвей власти. Данный принцип «гарантирует» правосудие, поскольку только беспристрастный независимый судья может обосновывать свое решение материальным правом и справедливостью. Нельзя не согласиться с мнением А. Ф. Скутина: «если судья при осуществлении правосудия независим, то он и не коррумпирован, и наоборот, коррумпированный судья всегда прислушивается к мнению других». [1, с.79]
Согласно части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». [2, с. 27] Стоит подчеркнуть, что основной гарантией независимости судей является уровень их материального обеспечения. Данная гарантия обеспечивается во многих государствах, в том числе и в России.
Не зависимо от государственного устройства и форм правления данный принцип так или иначе устанавливается в большинстве стран мира и закрепляется в Конституциях. В статье 76 Конституции Японии принцип трактуется, как: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами». [3]
Рассматривая принцип независимости судей в Соединенных Штатах Америки (далее — США) подчеркнем, что первоосновой закрепления данного принципа является защита судей. Статья III Конституции США предусматривает, что федеральные судьи «занимают свои должности, пока ведут себя безупречно», и что они «получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности». [4] Эти положения гарантируют невмешательство Конгресса или Президента в судопроизводство. Независимость судей в англосаксонской системе права обеспечивается их высоким статусом, малочисленностью судейского корпуса и значительными окладами.
Принцип закреплен не только в национальном законодательстве большинства государств, но и на международном уровне. Во Всеобщей декларации прав человека, статье 10, говорится: «каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». [5] Принимая во внимание этот факт, в странах разных правовых систем обеспечение независимости и беспристрастности суда рассматривается в качестве основного направления деятельности государства путем выработки мер, направленных на защиту прав граждан и противодействие коррупции.
Нет сомнения в том, что принципы взаимосвязаны и гарантируют друг друга. Таким образом принцип независимости гарантируется принципом несменяемости.
В юридической литературе термин «несменяемость судей» отделяется от термина «несменяемость судей в Российской Федерации». Прежде всего «несменяемость» толкуется как конституционный принцип судоустройства, заключающийся в том, что судья, будучи назначен, занимает свою должность пожизненно или до достижения определенного возраста. А «несменяемость судей в Российской Федерации» определяется, как «конституционный принцип судоустройства, заключающийся в том, что судья, избранный на определенный срок, не может быть произвольно смещен со своего поста до истечения этого срока». [6, с. 369–370]
В соответствии с Конституцией Российской Федерации судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи в Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом. [2, с. 27]
В настоящее время данный принцип признан законодательствами большинства стран. Одним из характеристик его выражения и не доведения до неограниченности является установление сроков полномочий пребывания судьи на должности или в предельном возрасте судьи на занимаемой должности.
Согласно нормам закона «О статусе судей Российской Федерации» полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Однако это вовсе не означает, что судья назначается на должность на неопределенное время. Законом устанавливается предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. [7] В Российской Федерации так же действуют конституционные (уставные) суды субъектов. Они предусмотрены законами большинства субъектов и входят в общую судебную систему Российской Федерации. [8] Для таких судов возраст устанавливается законами соответствующих субъектов. [7] Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность конституционных (уставных) судов показывает, что предельный возраст судьи варьируется от 60 до 70 лет. Срок полномочий судей устанавливается самостоятельно субъектами Российской Федерации. В законодательстве субъектов отмечаются различные подходы к данному вопросу. Судьи назначаются либо на определенный срок (Республика Тыва, Республика Дагестан, Свердловская область и другие) чаще всего от 10 до 12 лет, либо на неограниченный срок (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия) и другие). Но предельный возраст судьи закреплен во всех нормативных правовых актах субъектов.
Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. [2, с. 27]
В статье 78 Конституции Японии говорится, что судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. При этом Судьи Верховного суда не являются пожизненными и «выходят» в отставку по достижении возраста, установленного законом. [3]
Конституция Республики Польши содержит положение о том, что судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всепольского Судебного Совета на неопределенное время. Далее в Конституции отмечается, что смещение с должности и отставка, регулируются законом. При этом законом все же определяются границы возраста в соответствии с которыми судьи уходят в отставку. [9]
В Конституции Италии в статье 107 отмечается, что Магистраты (судьи) несменяемы. Они не могут быть ни уволены или отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей». [10]
Не смотря на то, что принцип достаточно распространен, не везде он действует одинаково и в одинаковой форме. Судьи во многих штатах США избираются, а не назначаются. В ряде штатов предусмотрен институт отзыва путем народного голосования. Другими словами, в тех штатах, где существует институт отзыва, не признается гарантия несменяемости судей как важнейшего средства обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти. Так же в США судьи подлежат отстранению от должностей не иначе как по приговору суда. В других государствах увольнение судей возможно и в дисциплинарном порядке, как например в Российской Федерации. Здесь одним из видов дисциплинарных взысканий является досрочное прекращение полномочий судьи — мера юридической ответственности в виде увольнения лица, совершившего дисциплинарный проступок.
Наиболее ограждена несменяемость судей в Англии. Согласно «Акту об устроении» 1701 года, «патенты на должность судей будут выдаваться, пока они будут вести себя хорошо... но в случае представления обеих палат парламента признается допустимым их смещение». [11]
Рассматриваемый принцип служит защитой от произвола исполнительной власти. Однако если понимать принцип в буквальном смысле, то однажды назначенный судья может занимать свою должность пожизненно или до достижения преклонного возраста. Его невозможно будет сместить с должности или отозвать. Другой стороной абсолютизации этого принципа является возможность превращения судей в касту неприкосновенных. [12, с. 787] В настоящее время данный принцип не может быть доведен до абсурда. Так как при нарушении закона, злоупотреблению власти, в отношении судей должны приниматься надлежащие меры.
Дискуссионным является вопрос о соблюдении принципа неприкосновенности судей, поскольку его использование в своих личных целях может привести к беспорядку, нарушению прав и свобод граждан, а также к безнаказанности за совершение противоправных действий со стороны судьи.
По мнению многих современных ученых неприкосновенность — это необходимое условие для осуществления правосудия в демократическом обществе. Данную позицию также отстаивает В. А. Терехин. Он убежден, что неприкосновенность судей не исключает, а наоборот, предполагает их повышенную ответственность за выполнение ими своих должностных обязанностей. [13]
Принцип неприкосновенности закреплен в статье 122 Конституции Российской Федерации и трактуется как: «Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом». [2, с. 27] Неприкосновенность судьи так же включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). [7]
Не во всех конституциях современных стран закрепляется данный принцип. Анализ конституции Португальской Республики показывает отсутствие закрепления принципа. [14]
Конституции США, Японии не закрепляют рассматриваемый принцип, но предусматривают, что судья может быть лишен неприкосновенности только в порядке импичмента. Например, в статье 78 Конституции Японии установлено, что «судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента». [3] Установка судейского иммунитета, как и других принципов правового статуса судей имеет целью обеспечение их независимости при рассмотрении судебных дел.
В большинстве конституций стран СНГ и государств Европейского Союза принцип неприкосновенности судей отражен. Так, например, в Азербайджанской Республике согласно отдельной статье Конституции «Неприкосновенность судей» все судьи неприкосновенны и к уголовной ответственности могут быть привлечены только в предусмотренном законом порядке. [15]
Один из правовых принципов — принцип несовместимости, который формируется на основании теории разделения властей. Его целью является содействие независимости судей при осуществлении ими правосудия. Принцип заключается в запрете судьи состоять на иной государственной или муниципальной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность.
Большинство конституций не отражают принцип несовместимости. Зачастую это положение содержится в законах (специальных разделах или статьях), регулирующих судебную деятельность. В Конституциях Российской Федерации и Японии рассматриваемый принцип не закрепляется.
Статья 216 Конституции Португальской республики гласит, что судьи, выполняя свои служебные обязанности, не могут одновременно выполнять какие-либо иные функции в публичных или частных организациях, за исключением преподавания и научно-исследовательской работы в сфере юриспруденции без получения вознаграждения, согласно закону. [14]
Конституция Греции закрепляет двойной запрет: предоставлять судьям всякую иную оплачиваемую должность и самим судьям заниматься иной профессией. Из этого правила в порядке исключения разрешается избрание судей членами Академии и профессорами, а также участие их в специальных административных судах и комиссиях. Специально оговаривается, что запрещается участие судей в правительстве. [16]
В некоторых странах так же закрепляется такой принцип, как назначаемость судей. К таким государствам можно отнести Японию и Португальскую республику. Конституция Португальской республики гласит: «назначение на должность членов Верховного суда осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого среди магистратов, работающих в судах и в прокуратуре, и среди других заслуженных юристов, согласно закону». [14]
В соответствии с Конституцией Японии судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом, все судьи верховного суда, за исключением главного судьи так же назначаются. Главный судья назначается Императором. [3] В США принципы выборности и назначаемости судей сочетаются: судьи Верховного Суда назначаются Президентом по совету и с согласия Сената, а в большинстве штатов судьи избираются гражданами.
В Российской Федерации этот принцип, обособленно вытекает из положения статьи 128 Конституции Российской Федерации, где судебный корпус формируется путем назначения гражданина на должность судьи. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи федеральных судов назначаются Президентом России в установленном порядке. [2, с. 28] Однако, мировые судьи могут как назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, так и избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. [17] Таким образом, принцип назначаемости в Конституции Российской Федерации закреплён частично.
По мнению многих ученых принцип назначаемости судей, в большей мере обеспечивает профессионализм судебной деятельности, чем выборность, поскольку избиратели больше учитывают политический фактор, а не профессиональные критерии кандидата.
Сравнивая порядок закрепления положений о принципах статуса судей в Российской Федерации и зарубежных странах, можно говорить о их сходстве. В зависимости от типа правовых систем различаются источники закрепления принципов. В большинстве случаев основным источником выступают Конституции государств, однако некоторые принципы закрепляются и в отраслевом законодательстве. Конституция Российской Федерации в сравнении с другими Конституциями стран мира, объективно и полно закрепила основополагающие принципы, такие как: независимость, несменяемость, неприкосновенность, при этом раскрыв их сущность в отраслевых нормативных правовых актах. Такое, сравнительно небольшое количество принципов, отраженных в высшем законодательном акте России, позволяет выявить элементы конституционно-правового статуса судьи, а также обеспечить независимый и беспристрастный суд.
Литература:
- Скутин А. Ф. Судебная реформа и проблемы коррупции в судах // Российское правосудие. 2008. № 10. С. 109.
- Конституция Российской Федерации (с гимном России). — Москва: Проспект, 2016. — 32 с.
- Конституция Японии // legalns. URL: https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf (дата обращения: 30.04.2018).
- Конституция Соединенных Штатов // Constitution Facts — Official U. S. Constitution Website. URL: https://www.usconstitution.cc/ (дата обращения: 30.04.2018).
- Всеобщая декларация прав человека // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/ (дата обращения: 30.04.2018).
- Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2- е изд. М.: ИНФРА, 2001. С. 858.
- О статусе судей в Российской Федерации: федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132–1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // справочная правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/ (дата обращения: 30.04.2018).
- О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 (ред. от 05.02.2014) // справочная правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 30.04.2018).
- Конституция Республики Польша // legalns. URL: https://legalns.com/download/books/cons/poland.pdf (дата обращения: 30.04.2018).
- Конституция Итальянской Республики // Самарский государственный университет Факультет послевузовского профессионального образования. URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/italy.htm#01.03.09.00.00.00.00.00.00 (дата обращения: 30.04.2018).
- Акт об устроении 1701 года // Средневековые исторические источники востока и запада. URL: hhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVIII/1700–1720/Akty_Parlament/akt_ustroenii_12_06_1701.phtml (дата обращения: 30.04.2018).
- Маклаков, Вячеслав Викторович. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: М.:Волтерс Клувер, 2006–896 с.
- Судейская дисциплина и ответственность — гарантия прав и свобод граждан. «Журнал российского права», 2001, № 8 // Право. Библиотека: TXT. URL: http://www.pravobooks.ru/pravolibraryfree/1178.html#.Wub7qe-FPDc (дата обращения: 30.04.2018).
- Конституция Португальской Республики // legalns. URL: https://legalns.com/download/books/cons/portugal.pdf (дата обращения: 30.04.2018).
- Конституция Азербайджанской Республики // Официальный интернет сайт Президента Азербайджанской Республики. URL: https://static2.president.az/media/W1siZiIsIjIwMTgvMDMvMDkvY3dodDN2dzF0X0tvbnN0dXRpc3lhX1JVUy5wZGYiXV0?sha=83f38924a4086483 (дата обращения: 30.04.2018).
- Конституция Греческой Республики // legalns. URL: https://legalns.com/download/books/cons/greece.pdf (дата обращения: 30.04.2018).
- О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188 — ФЗ (ред. от от 05.04.2016) // справочная правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 30.04.2018).