Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений.
Происходящие изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Изменились ценностные ориентации молодежи, деформировались ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащейся молодёжи.
Проявление негативных явлений в обществе оказало существенное влияние на воспитательную работу в общеобразовательных школах по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.
Социальное расслоение общества, безработица, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада привело к тому, что российская семья переживает весьма тяжелый кризис.
Увеличилось количество трудных детей и подростков, растет число необучающихся. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Изменилось информационное поле, которое влияет на воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию.
Исследования современных ученых Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, А. П. Тряпицыной, Н. Е. Щурковой и личный педагогический опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников укрепляется любовь к Родине, патриотизм, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, развивается гражданское достоинство.
Анализ психолого-педагогических исследований и Концепции Духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России показал, что формирование духовно-нравственных ценностей школьников посредством литературного образования основывается на принципах личностно-ориентированного обучения, гуманизации, доступности образования, индивидуализации обучения, что представляет собой образовательную среду, обладающую высоким образовательным потенциалом, через которую происходит формирование духовно-нравственных ценностей школьников.
Духовно-нравственное воспитание способствует приобщению школьников к системе духовных ценностей, созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, развивает стремление и готовность действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями и ориентировано на создание условий для гармонизации двух составляющих
Одним из важнейших принципов, как подчеркивает Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине» (1).
В достижении этих целей немалая роль принадлежит урокам литературы: слову, художественной речи, книге. Общаясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляют компьютер, несколько телевизионных каналов и жёлтая пресса, которые нередко являются для ученика более предпочтительным источником информации. Результатом негативных влияний этого выступает несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности ребенка, представлений у ребят о необходимости личной ответственности за поступки.
В связи с этим возникает необходимость поиска путей обновления процесса обучения литературе как основному учебному предмету в формировании духовно — нравственных ценностей у учащихся и развитию у них гуманитарного мышления.
Как показал наш опыт работы в школе, для решения этой проблемы необходимо использовать технологию личностно-ориентированного обучения, основой которой является педагогика сотрудничества и личностный подход к школьнику. Целевые ориентации личностно-ориентированной технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
Сущностными характеристиками личностно-ориентированного подхода являются:
‒ выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса;
‒ развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей — основная цель образования.
Таким образом, принципы проектирования личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе предполагает признание ученика основным субъектом процесса обучения.
Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию активной жизненной позиции.
Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать проблемы образования в школе, повышать мотивацию учащихся к самостоятельной творческой деятельности, дает возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, проявить творческие способности, откликаться на мысли и переживания автора, быть толерантным, т. е. имеющим свои ценности и интересы и одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Главный приём при изучении художественных произведений, который мы используем на уроках литературы — это опора на текст. Общечеловеческая идея — сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков — это доброе впечатление, которое способно пробудить у учащегося желание самосовершенствования, саморазвития.
Таким образом, уроки литературы в школе должны способствовать реализации важнейшего принципа государственного заказа в области образования.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Норматика, 2013.-128с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования — М.: Просвещение, 2011. — 32с. — (Стандарты второго поколения).
- Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2013. — 256с.
- Бондаревская Е. В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе.– Ростов –на — Дону.: // — № 1. 2011. С. 21–30
- В. А. Сластенин. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина — М: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Тряпицына А. П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. — Спб.: Образование, 1997. — № 3. — С.3–27