Самосознание в дошкольном возрасте является важнейшим достижением в развитии, которое оказывает влияние на дальнейшее формирование и развитие личности детей. Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого — педагогических условий, способствующих развитию самосознания.
Самосознания является одним из важных направлений в психолого-педагогических науках. Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. Самосознание является общественным явлением, поэтому, оказывает влияние на процесс социализации. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Формирование адекватной самооценки является условием для гармоничного осознания детьми себя и своего внутреннего мира, что в свою очередь, позволяет гармонично приобщаться к окружающей действительности.
Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем. Самосознание начинает развиваться, начиная с трех лет, когда начинает формироваться самооценка, хотя основы самосознания закладываются еще с раннего возраста. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками.
На основе полученных результатов исследования была выявлена специфика развития самосознания:
– формирование адекватной самооценки детей;
– формирование активность и инициативности;
– формирование положительных представлений о себе, о своих положительных сторонах;
– формирование понятия ценности каждого человека;
– формирование у детей представлений о положительных и отрицательных личностных качествах;
– формирование у детей позитивного представления о себе, учить рассказывать о себе;
– формирование представлений о полоролевых признаках.
Формирование положительного самосознания у детей необходимо специально организовывать, т. е. для того, чтобы сформировать у детей положительное отношение к себе и окружающим, нельзя пускать этот процесс на самотек, взрослые должны стать источником и условием воспитания и развития детей.
Современные дошкольники усваивают социальные роли, не до конца осознавая свою индивидуальность. Результаты исследования должны стать условием для разработки психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию интереса к себе не только как к объекту и носителю социальной роли, но и как к субъекту — ребенку, обладающему внешними и внутренними достоинствами.
При развитии самосознания у детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, педагоги дошкольных учреждений должны построить активную и эффективную совместную работу с родителями. Известно, что семья является первым и главным условием развития и воспитания детей, в том числе развития самосознания детей. Поэтому, педагоги должны анализировать особенности семейного воспитания, и на основе этого, оказывать родителям психолого-педагогическую помощь. Помощь должна основываться на особенностях каждой семьи. Для этого, педагогам необходимо выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи.
Таким образом, развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов современности. На основе чего, перед педагогами дошкольных учреждений встает задача эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Работа по развитию самосознаний у детей должно осуществляться не только в рамках дошкольных учреждений, но также в условиях семейного воспитания. Поэтому, дошкольные учреждения должны организовывать совместную работы с семьей.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет/Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова// Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2017.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 2011. — 349 с.
- Назаренко Г. Познание ребенком собственного «Я»/Г. Назаренко//Психолог. — М., 2014. — № 43. — С. 16–18.
- Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2013. — 427с.