Понятие дознания в уголовном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 14.05.2018

Статья просмотрена: 2534 раза

Библиографическое описание:

Цеков, М. А. Понятие дознания в уголовном процессе / М. А. Цеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50257/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор обращается к вопросам понятия дознания в уголовном процессе и определения круга полномочий органов дознания.

Ключевые слова: уголовный процесс, дознание, орган дознания, полномочия.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «дознание» определяется в качестве предварительного административного расследования. «Дознавать» значит узнавать, допытываться, разведывать, разузнавать, разыскивать, доведываться, осведомляться, подходить розыском; удостовериться в чем-либо, точно разузнать; выяснить, выведать. И правда, в прошлом дознание появилось непосредственно в качестве полицейской административной деятельности на начальной стадии досудебного производства, осуществляемой не в соответствии с процессуальными правилами, которые были обязательны лишь для осуществления предварительного следствия.

В ст.150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из двух форм: дознания или предварительного следствия, при этом осуществление предварительного следствия, как и ранее, обязательно по любому уголовному делу, кроме тех, по которым осуществляется дознание.

Дознание после того, как уголовно-процессуальное законодательство было изменено, действует лишь в качестве формы предварительного расследования по уголовным делам, указанным вч.3 ст.150 УПК РФ, которые возбуждаются в отношении определенных лиц, совершивших преступления средней либо небольшой тяжести (ст.15 УК РФ). Можно считать дознание укороченной по срокам и упрощенной формой расследования, которая предусматривает особые указанные в гл.32 УПК РФ правила производства по уголовному делу [5, c. 409].

Как видно, следователи никогда не будут «обслуживать» некоторые общественно опасные деяния. Данному довольно много причин. Например, несложность объективной стороны преступных деяний, а значит — простота доказывания. Кроме того малый вред для общественных отношений, небольшая общественная опасность и процессуальная экономия. В конце концов, тривиальная нехватка следователей. В абсолютном большинстве случаев подобная категория дел подсудна мировым судьям.

Вину правонарушителя по указанным делам тоже приходится доказывать, хотя и в упрощенной форме и ускоренном режиме. Международная практика и исторический опыт свидетельствуют, что расследование подобных дел являлось, является и будет являться полномочием органов, которые имеют процессуальную компетенцию, а именно право производить дознание.

Проанализировав ст.40 УПК РФ, можно заключить: обозначенные в рассматриваемой статье участники уголовного судопроизводства, исходя из объема полномочий, классифицируются на 2 группы. В первой находятся органы дознания, имеющие право на возбуждение уголовных дел и осуществление в полном объеме дознания по уголовным делам, для которых предварительное следствие не является обязательным. Во вторую группу входят субъекты уголовно-процессуальной деятельности, обладающие полномочием по возбуждению уголовных дел и осуществлению срочных следственных действий по уголовным делам, для которых предварительное следствие является обязательным (ч.2 ст.40 УПК РФ). Причем у второй группы есть и своя специфика — а именно субъектный состав. Он значительно больше в сравнении с субъектным составом предыдущей группы. Данное обстоятельство предопределено тем фактом, что осуществлять неотложные следственные действия имеют право не одни лишь органы дознания, а именно, органы таможни, органы внутренних дел, судебные приставы и пр., но также некоторые должностные лица. В частности, главы дипломатических консульств, капитаны речных и морских судов, которые находятся в дальнем плавании и пр. (ст.157, ч.2, ч.3 ст.40 УПК РФ).

Помимо этого, такие уполномоченные должностные лица и органы дознания, исходя из своих полномочий, классифицируются так же на 2 группы. В первую из них входят те, кто обладает полномочием на возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий в рамках их полномочий: пограничные органы ФСБ, органы внутренних дел, начальники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, командиры воинских соединений и частей и пр. [1, c. 9]

Во вторую группу входят субъекты уголовно-процессуальной деятельности, имеющие право на возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий лишь на конкретной территории. В частности, капитаны речных и морских судов, которые находятся в дальнем плавании, если преступления были совершены на упомянутых судах; начальники геологоразведочных партий и зимовок, которые удалены от органов дознания, если преступления были совершены по месту нахождения указанных зимовок и партий; главы консульских учреждений и дипломатических представительств РФ, если преступления были совершены в границах территории упомянутых учреждений и представительств.

Нужно выделить и более обширную подследственность субъектов первой группы, если сравнивать с подследственностью субъектов второй. В первую входят по меньшей мере 2 признака: территориальный и родовой. Во вторую — только территориальный.

Тем не менее, вне зависимости от принадлежности к одной либо другой категории (группе) органов дознания саму функцию дознания выполняют дознаватели. Укажем, что упомянутое понятие стало использоваться в обороте лишь в 2001 г. в УПК РФ. До данного момента использовалось понятие «лицо, производящее дознание». В ч.7 ст.5 УПК РФ устанавливается, что дознаватель представляет собой должностное лицо органа дознания, которое уполномочено руководителем органа дознания либо правомочно вести в форме дознания предварительное расследование, а кроме того осуществлять другие полномочия, указанные в настоящем Кодексе [4, c. 64].

При обращении к изначальной редакции рассматриваемой нормы, можно заметить, что дознавателем называлось то лицо органа дознания, которое было правомочно вести в форме дознания предварительное расследование. Это понятие не действовало в отношении лица, которое было назначено на должность дознавателя, а кроме того, в отношении лица, которое осуществляло неотложные следственные действия в связи с поручением главы органа дознания по тем уголовным делам, которые подследственны органам предварительного следствия. Потребность в подобном поручении объективно существовала. Она имеется и по сей день. Данное предопределено тем фактом, что, в частности, в штате уголовно-исполнительной системы Минюста РФ нет должности дознавателя. Глава органа либо учреждения УИС Минюста РФ, который уполномочен на осуществление неотложных следственных действий, по определенным объективным причинам не станет самостоятельно расследовать преступления. Практика показывает, что он поручает осуществление неотложных следственных действий максимально компетентному в правовом аспекте сотруднику своего органа либо учреждения. В какой степени законным выступает передача главой органа (учреждения) УИС Минюста РФ данных уголовно-процессуальных полномочий подчиненному ему сотруднику, можно ли считать доказательства, установленные при расследовании преступлений последним, приемлемыми — эти вопросы однозначно не истолковывались и являлись предметом множества научных диспутов. Помимо этого, изначальное понятие не распространялось на дознавателя, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.

Принятый 29 мая 2002 г. Федеральный закон внес в редакцию ч.7 ст.5 УПК РФ изменения, согласно которым перечень лиц, обозначаемых термином «дознаватель» был расширен. Им также стало называться лицо, которое обладает правомочием на реализацию других полномочий, указанных в УПК РФ. Однако эта редакция указанной части была несовершенной, так как все также усложняла осуществление неотложных следственных действий некоторыми лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве, в частности главами подразделений УИС Минюста РФ. Вследствие этого в 4 июля 2003 г. в вышеуказанную норму внесена была новая поправка, которая сделала ее более удобной в части правоприменения.

В ч.3 ст.151 УПК РФ сказано, что должность дознавателя предусматривается в штате следующих органов: пограничных органов ФСБ, органов внутренних дел, органов таможни, службы судебных приставов Минюста РФ, органов Государственной противопожарной службы, органов Государственного комитета по контролю над оборотом психотропных веществ и наркотических средств. Все дознаватели вне зависимости от ведомственной принадлежности имеют аналогичный процессуальный статус. Их полномочия отличаются лишь на основании разной подследственности уголовных дел.

В форме дознания осуществляется предварительное расследование в общем порядке, определенном в отношении предварительного следствия. В ходе принятия дознавателем решения по делу, которое находится в его производстве, он исходит из тех же предписаний, что и следователь, а кроме того, другие участвующие в уголовном судопроизводстве лица, которые выполняют функцию расследования. Данные предписания указаны в самостоятельных нормах гл.21 с названием «Общие условия предварительного расследования», гл.22 «Предварительное следствие», и гл.гл. 24- 29, регулирующих порядок и основания осуществления некоторых следственных действий. Причем законодатель не ограничивает список средств доказывания. Право осуществлять всяческие следственные действия, необходимые в конкретной следственной ситуации предоставлено именно дознавателю.

Дознаватель, приняв решение возбудить уголовное дело, применяет все процессуальные и следственные средства, призванные закрепить доказательства. Данные действия имеют целью выявление всех нужных признаков состава преступления и обстоятельств события, других обстоятельств дела [2, c. 182].

Относительно подозреваемого при дознании может выбираться определенная мера пресечения. Принимается подобное решение в таком порядке: дознавателем предварительно согласовывается ходатайство о выборе такой меры пресечения, как содержание под стражей, с прокурором, потом оно заявляется им перед судом. Принимается соответствующее решение в соответствии со ст.108 УПК РФ.

Дознаватель после завершения дознания составляет обвинительный акт, утверждаемый главой органа дознания, и лишь после данного действия передается прокурору с материалами дела. Содержание указанного акта указано в ч.1 ст.225 УПК РФ.

Защитник и обвиняемый обязательно должны быть ознакомлены с материалами дела и обвинительным актом. Защитнику потерпевшего и ему самому обвинительный акт и материалы уголовного дела предъявляются с целью ознакомления на основании заявленного ими ходатайства [3, c. 96].

В ст. 226 УПК РФ установлены действия прокурора по уголовному делу, которое поступило ему от органа дознания. А именно, прокурор вправе: вернуть в орган дознания уголовное дело с целью производства дополнительного дознания или составления нового обвинительного акта; утвердить данный акт и направить в суд уголовное дело; прекратить уголовное дело, если есть основания, указанные в ст.ст. 24–28 УПК РФ; направить с целью осуществления предварительного следствия уголовное дело. В ходе решения вопроса об утверждении обвинительного акта прокурор имеет право изменения квалификации обвинения на менее тяжкое или исключения из обвинения некоторых пунктов. Прокурор в конкретной ситуации выносит особое постановление.

Утвержденный прокурором обвинительный акт, а кроме того приложения к нему вручаются потерпевшему, обвиняемому и его защитнику представителями прокурора.

Срок дознания является временным ограничением осуществления дознания либо процессуальных действий участников уголовного судопроизводства с ним связанных. Он бывает дополнительным и основным.

Согласно требованиям ст.223 УПК РФ дознание осуществляется на протяжении 20-ти дней с того дня, как было возбуждено уголовное дело. Данный срок дознания можно продлить на срок, который не должен превышать 10 дней. Соответствующее решение принимает прокурор в связи с мотивированным постановлением дознавателя.

Какой-то процедуры продления совокупного месячного срока закон не устанавливает, и он является окончательным.

Подобное правило УПК РФ служит основанием для направления дознанием уголовного дела в значительном числе в органы предварительного следствия на основании окончания предельного срока осуществления дознания.

При наличии у прокурора оснований для передачи дела на составление нового обвинительного акта либо дополнительное дознание согласно ст. 226 УПК РФ, он вправе продлить срок дознания, соответственно, не более, чем на 3 дня и не более чем, на 10 дней.

Литература:

  1. Аргунова Ю. Дознание в уголовном процессе // Российская юстиция. — 2012. — № 2. — С. 9.
  2. Задерако В. Г., Семенцова И. А. Уголовно-процессуальное право для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. — С. 182.
  3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2012. — С. 96.
  4. Лазарева В. Новый УПК: правовое положение дознавателя // Уголовное право. — 2005. — № 2. — С. 64.
  5. Уголовный процесс: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2012. — С. 409.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, орган дознания, предварительное следствие, обвинительный акт, предварительное расследование, дело, возбуждение уголовных дел, действие, уголовное дело, уголовное судопроизводство.


Похожие статьи

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

Сущность функций прокурора в уголовном процессе

В статье автор пытается определить роль функций прокурора в уголовном процессе.

Актуальные проблемы деятельности органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации

В статье автор рассматривает особенности института дознания и деятельности компетентных в данной сфере органов. Автором определяются основные проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания в уголовном процессе России.

Проблемы и перспективы функционирования органов дознания в уголовном судопроизводстве

В статье рассматривается понятие компетенции органа дознания как участника уголовного судопроизводства. Кроме того, автором рассматриваются проблемы субъектного состава органа дознания, полномочного на осуществление процессуальной деятельности, возмо...

К вопросу о понятии предварительного расследования

В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «предварительное расследование», оценены сильные и слабые стороны приведенных подходов; обобщена роль данной стадии уголовного судопроизводства и соответствующей деятельности; обращено...

Проблемы и перспективы функционирования органов дознания в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматривается понятие компетенции органа дознания как участника уголовного судопроизводства. Также автором рассматриваются проблемы субъектного состава органа дознания, полномочного на осуществление процессуальной деятельности, а та...

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Проблемы производства следственного осмотра

В статье рассмотрены проблемы следственного осмотра и особенности производства данного следственного действия.

Судебный контроль как форма осуществления судебной власти

Рассматривается сущность и значение судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам. По результатам рассуждений обоснована необходимость расширения предмета судебного контроля в досудебном производстве.

Функции и полномочия следователя в российском уголовном процессе

В статье автор анализирует дискуссионный вопрос относительно функций следователя в российском уголовном процессе, а также рассматривает полномочия указанного субъекта. Анализируются точки зрения различных ученых по данному вопросу, на основании чего ...

Похожие статьи

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

Сущность функций прокурора в уголовном процессе

В статье автор пытается определить роль функций прокурора в уголовном процессе.

Актуальные проблемы деятельности органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации

В статье автор рассматривает особенности института дознания и деятельности компетентных в данной сфере органов. Автором определяются основные проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания в уголовном процессе России.

Проблемы и перспективы функционирования органов дознания в уголовном судопроизводстве

В статье рассматривается понятие компетенции органа дознания как участника уголовного судопроизводства. Кроме того, автором рассматриваются проблемы субъектного состава органа дознания, полномочного на осуществление процессуальной деятельности, возмо...

К вопросу о понятии предварительного расследования

В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «предварительное расследование», оценены сильные и слабые стороны приведенных подходов; обобщена роль данной стадии уголовного судопроизводства и соответствующей деятельности; обращено...

Проблемы и перспективы функционирования органов дознания в уголовном судопроизводстве

В данной статье рассматривается понятие компетенции органа дознания как участника уголовного судопроизводства. Также автором рассматриваются проблемы субъектного состава органа дознания, полномочного на осуществление процессуальной деятельности, а та...

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Проблемы производства следственного осмотра

В статье рассмотрены проблемы следственного осмотра и особенности производства данного следственного действия.

Судебный контроль как форма осуществления судебной власти

Рассматривается сущность и значение судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам. По результатам рассуждений обоснована необходимость расширения предмета судебного контроля в досудебном производстве.

Функции и полномочия следователя в российском уголовном процессе

В статье автор анализирует дискуссионный вопрос относительно функций следователя в российском уголовном процессе, а также рассматривает полномочия указанного субъекта. Анализируются точки зрения различных ученых по данному вопросу, на основании чего ...

Задать вопрос