Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Грамотно выстроенная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу стимулирует его рост, развитие и совершенствование. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Одной из главных задач государственного регулирования данной сферы должно быть создание эффективных мер финансовой поддержки субъектов малых и средних форм предпринимательской деятельности.
Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное значение малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство объективно ведет свою деятельность и прогрессирует как более или менее самостоятельная отрасль нынешней рыночной экономики. МСП имеет немаловажную социально-экономическую роль, ведь оно поддерживает как социальную, так и политическую устойчивость, формирует рациональную структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, наиболее оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка, содействует развитию регионов страны, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней, создает и применяет инженерные, промышленные, а также управленческие новшества.
Цель исследования — проанализировать роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории.
В качестве методов исследования были использованы общетеоретические и эмпирические методы, такие как: аналитический метод, исследование и детальный анализ.
Благодаря малому бизнесу появляются новые рабочие места, которые повышают экономическую активность населения, а это необходимо для развития экономики России. Появление новых вакансий обеспечивается за счет образования новых субъектов МСП, а не за счет компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Пропорция разных категорий трудящихся в малом и среднем бизнесе РФ выражена наибольшим количеством постоянно занятых работников, то есть МСП почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость.
Общемировой тенденцией становится создание специализированных структур, ведающих делами малого бизнеса; реализация государственных программ финансового, технологического, инфраструктурного, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям. При этом меры поддержки не направлены на сдерживание естественных изменений рыночных условий в среднесрочной и долгосрочной перспективе и защиту неконкурентных малых предприятий, а на создание среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране, регионе, либо совокупности стран (например, в Европейском Союзе) [5].
Малый и средний бизнес сегодня сталкивается с рядом барьеров, которые прежде всего выражены невнятностью и несовершенством политики государства по отношению к субъектам МСП. Из года в год определенные трудности у предпринимателей не изменяются:
‒ большая налоговая нагрузка и неоднократные внесения поправок в налоговое законодательство и налоговую отчетность;
‒ изменчивое и непрозрачное законодательство, которое регламентирует деятельность малых форм хозяйствования в различных сферах: непрерывное осуществляется корректирование правил работы компаний (особенно, касаемо налогообложения и внешнеэкономической деятельности);
‒ наличие слабых мест в законодательстве: неполноценность обеспечения равноправия различных форм собственности и защиты частной собственности;
‒ частые проверки контролирующих органов;
‒ невысокий покупательский спрос.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
‒ численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
‒ вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
‒ вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
‒ ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
‒ насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
‒ навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др. [2, c. 208].
Повышение значимости малого и среднего бизнеса в российской экономике осуществляется за счет роста количества выпуска продукции (работ, услуг).
Для субъектов МСП успешным фактором их деятельности служит увеличение такого показателя, как среднесписочная численность работников. Такая ситуация говорит о том, что малый и средний бизнес эффективен в общих экономических процессах.
Увеличение роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны характеризуется еще и повышением инвестиционной активности компаний, а также поступлением инвестиций в основной капитал малых форм хозяйствования.
Малый и средний бизнес наиболее рационально применяет находящиеся в их распоряжении следующие факторы производства: основные средства, сырье, материалы, топливо, энергия, а также рабочая сила. Благодаря этому, зачастую, на малых предприятиях рентабельность значительно выше в соответствии со среднедостигнутой в той или иной отрасли экономики.
При развитии малых форм хозяйствования успешно решаются следующие вопросы:
‒ формируются конкурентных условия, позволяющие обеспечить оптимальную цену товаров (работ, услуг);
‒ обеспечивается лучшее удовлетворение покупательского спроса в товарах (работах, услугах);
‒ увеличивается ассортимент, а также повышается качества предлагаемых на рынке товаров, работ, услуг [4].
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам.
Во-первых, МСП первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний.
Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании. Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах.
В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос. Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предпринимательской среды, ведь если использовать общий принцип, тогда результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, а это недопустимо, тем более в условиях экономического кризиса, при котором все решения должны быть максимально продуманы, точны и конкретны.
Общегосударственная поддержка субъектов МСП также крайне необходима. Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при создании комплекса мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса поспособствует развитию, совершенствованию, а также расширению малого и среднего предпринимательства, как одного из наиболее значимых элементов рыночной экономики, необходимых для ее развития [3].
Малое предпринимательство является одной из наиболее эффективных и часто встречающихся в различных странах мира форм экономической активности. МСП в России должно быть опорой государства в пределах осуществляемых социально-экономических реформ, а не являться не более, чем дополнением крупного предпринимательства, обеспечивающим только десятую часть ВВП государства. Малый бизнес — неотделимая составляющая воспроизводственного процесса при переходе цивилизации на постиндустриальный путь развития, который обеспечивает присутствие мобильного инновационного потенциала, который оказывает преобразующее влияние на характер и уровень региональной конкуренции.
Литература:
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.: [ред. от 27.11.2017 г.]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Босчаева, З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З. Н. Босчаева — М.: Экономика, 2013. — 254 c.
- Драчева, Н. Малое предпринимательство как объект наблюдения в новейшей истории России // Предпринимательство. — 2014. — № 6. — С. 32–41.
- Каленская, Н. В. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н. В. Каленская, Р. М. Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 2 (19). — С. 3–8.
- Кривопал, М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России / М. Ю. Кривопал, Н. Е. Шмелева // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». — 2017. — С. 184–188.