Последние десятилетия сфера услуг развивается ускоренными темпами практически во всем мире. Благодаря этому на сегодняшний день одним из самых быстро растущих элементов международной торговли является сфера услуг. Она занимает примерно две трети мировой экономики, и соответственно становится все более и более значимой для экономического развития. При создании Европейского Экономического Сообщества услуги были далеко не основным сектором торговли, а сейчас на территории внутреннего рынка Европейского Союза (далее ЕС) они составляют более 60 % экономической деятельности.
Чем большую значимость приобретают услуги, тем больше возникает потребность в совершенствовании и повышении эффективности правового регулирования в данной области.
В современном мире глобализаций и интеграций все более значимыми становятся интеграционные процессы регионального характера. Наиболее разработанным механизмом с точки зрения правового регулирование интеграционных вопросов является такое образование как Европейский Союз, имеющий свое особое место среди важнейших субъектов мирового экономического и не только развития. Свобода предоставления услуг, являющаяся одной из четырех свобод, реализуемых благодаря созданию единого внутреннего рынка ЕС, впервые была закреплена в европейских актах 1957 года, также как и свобода передвижения лиц, товаров и капиталов.
В этой статье мы попытаемся выявить некоторые особенности правового регулирования услуг в Европейском Союзе и постараемся раскрыть важность этой темы с точки зрения интересов Российской Федераций (далее РФ) и деятельности Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС).
Одним из особенностей регулирования услуг в тех или иных международных экономических объединениях, является разное определение термина «услуг». Эта же особенность касается и отдельно взятых государств, так как мы собираемся рассмотреть вопрос, в том числе с точки зрения интересов РФ.
В первую очередь предстоит проанализировать определение «услуг» в законодательстве РФ. На современном языке законодателя определение «услуга» содержится в п.5 ст.38 Налогового кодекса РФ (ч.1): «Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [1]. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1), понятие «услуга» упоминается в ст.128 [2], в которой говорится об объектах гражданских прав: «это означает, что «услуги» по своей природе имеют имущественную ценность, которая позволяет им находиться в гражданском обороте». В п.1 ст.779 ГК РФ (ч. 2) содержится: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» [3]. Из анализа нормативно-правовых актов мы видим, что понятие «услуг» в законодательстве РФ трактуется по-разному и ГК РФ не вносит ясности в определение термина «услуга». Исходя из этих данных, мы можем только определить некоторые признаки, которые содержит понятие «услуга».
Что касается определения услуг в ЕАЭС, то в учредительных договорах, в том числе в Договоре о Евразийском экономическом союзе таковое вообще отсутствует. Это более чем странно, так как согласно 4 статье Договора о Евразийском экономическом союзе одним из основных целей Союза является: «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза» [4].
Если обратиться к опыту ЕС, то мы можем увидеть, что среди источников первичного права, точнее в Римском договоре об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 года, имеется целая глава, посвященная услугам. Хотел бы отметить, что названный Договор представляет собой первое международное соглашение, предусматривающее либерализацию торговли услугами. Первый вывод из этого можно сделать таковой, что на практике ЕС с самого начало фигурировало определение «услуг». Оно не было всеобъемлющим, и оставляла некоторые пробелы, которые способствовали дальнейшему возникновению спорных вопросов. Несмотря на это, многие коллизионные вопросы относящиеся того является ли определенное действие услугой или нет, отпадали на стадий зарождения. А остальные восполнялись и восполняются практикой Суда ЕС.
В статье (абзац 1) 57 Договора содержится Определение термина «услуги»: «Услуги должны считаться «услугами» в значении настоящего Договора там, где они обычно предоставляются за вознаграждение, они не подпадают под действие положений о свободе движения товаров, капиталов или лиц.
«Услуги» включают, в частности:
a) деятельность промышленного характера;
b) деятельность торгового характера;
c) деятельность ремесленников;
d) деятельность лиц свободных профессий» [5].
Из данной статьи следует, что предоставление услуг по смыслу Договора должно осуществляться в рамках экономической деятельности, и что услуги отнесены к остаточной категории по отношению к другим основным свободам. Согласно абзацу 1 статьи 57 для того, чтобы услуги были таковыми в понимании Договора, они должны предоставляться за вознаграждение. Понятие вознаграждения толкуется очень широко. Оно не обязательно должно передаваться непосредственно получателем услуг, но должно быть реальным и эффективным. Также добавим, что вознаграждение может иметь место и без передачи денег, но должна быть возможность его исчисления в денежном выражении.
Помимо возмездного характера услуг из данной статьи следует, что услуги считаются услугами постольку, поскольку они не подпадают под действие положений о свободе движения товаров, капиталов или лиц. Несмотря на это Суд подчеркивал, что не должно быть никакой иерархии между положениями Договора, касающимися различных экономических свобод.
В Договоре услуги рассматриваются как остаточная категория по отношению к другим объектам основных свобод, поэтому для более полной характеристики такого понятия как услуга, необходимо выявить признаки, которые отличают услугу от других объектов свободного перемещения. В частности, это позволит разграничить сферу действия свободы предоставления услуг от свобод движения товаров, лиц и капиталов. В некоторых отдельных случаях определить, о чем идет речь: об услуге или товаре или учреждении или иной категории, бывает далеко непросто. На этот счет имеется практика Суда, которая позволяет провести эти разграничения.
Необходимо также иметь ввиду, что по мере развития сектора услуг и экономики в целом, появляются новые виды услуг, на которые распространяют свое действие положения Договора. Это становится возможным благодаря тому, что Договор не содержит исчерпывающего перечня услуг, а относит услуги к остаточной категории и упоминает лишь о некоторых сферах деятельности, в рамках которых могут предоставляться услуги.
Итак, из статей 56 и 57 Договора следует, что услуга должна иметь трансграничный характер, быть предоставленной за вознаграждение, а также не подпадать под действие положений Договора, регулирующих свободы движения товаров, лиц и капиталов. Следует также назвать и такую существенную черту услуги, как ограниченность во времени, которая является ключевой при разграничении свободы предоставления услуг от свободы движения лиц, а также свободы учреждения.
Как мы видим в учредительных актах и в практике суда ЕС, дается довольно полное определение понятию «услуга». Конечно, оно не является единственно правильным и не решает все вопросы по поводу определения термина «услуга». Но в целом это очень большой опыт, накопленный с самого 1957 года до настоящего времени. И мы должны и можем воспользоваться им для дальнейшего улучшения правового регулирования такой важной сферы в настоящее время, как «услуги».
Различие в определениях термина «услуг» приведет к многочисленным коллизиям права как в отношении между РФ и ЕС, так и между странами участницами ЕАЭС. Четкое и всеобъемлющее определение понятия «услуги» является необходимым элементом правового регулирования свободы предоставления услуг, в частности, для разграничения сферы действия свободы предоставления услуг и других основных свобод.
Изучение права ЕС, в том числе, особенностей и тенденций правового регулирования предоставления услуг, представляет интерес для Российской Федерации с точки зрения интеграционных процессов, разработки и совершенствования правовых основ сотрудничества с Европейским Союзом. Идеология ЕАЭС во многом аналогична тем идеям, которые когда-то легли в основу Европейского союза, и базируется на обеспечении «четырех свобод»: свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Ликвидация барьеров на пути их следования внутри ЕАЭС началась с созданием Таможенного союза (2010 г.) и Единого экономического пространства (2012 г.). Для ЕАЭС также представляет интерес с точки зрения развития предоставления «четырех свобод» и ликвидаций препятствий на этом пути.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации 1998 года (часть первая) (с изменениями на 30 ноября 2016 года).
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года (ч. 1) (с изменениями на 3 июля 2016 года)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации 1995 года (ч. 2) (с изменениями на 23 мая 2016 года).
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года) (редакция, действующая с 1 октября 2015 года).
- Договор о функционировании европейского союза.