МЧС России в системе ее национальной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 14.05.2018

Статья просмотрена: 1733 раза

Библиографическое описание:

Баршов, В. И. МЧС России в системе ее национальной безопасности / В. И. Баршов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 271-275. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50294/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время Российская Федерация столкнулась с большим количеством внешних угроз ее национальной безонасности. Это связано прежде всего с событиями на Украине, обеспечением безопасности Республики Крым и строящегося моста. Так же большую опасть представляют международные радикальные группировки, с которыми ведут борьбу военно-космические силы России на территории Сирии. Необходимо отметить, что систему национальной безопасности России формируют не только вооруженные силы, но и силы Министерства Чрезвычайных Ситуаций. В настоящей статье автором будут рассмотрены вопросы обеспечения национальной безопасности России силами МЧС.

Ключевые слова: МЧС России, национальная безопасность, международные конфликты, военные угрозы, международная политика.

Окончание противостояния двух сверхдержав — СССР и США в конце ХХ столетия — не привело к ликвидации источников конфликтности. За резким сломом общественного устройства в странах Центральной и Восточной Европы, развалом Варшавского Договора не последовал роспуск военных структур НАТО, несмотря на то, что источники декларированных Западом «угроз» безопасности странам-членам этой организации со стороны СССР были ликвидированы.

Эскалация конфликтов на межэтнической почве, террористические акты, быстрое распространение инфекционных заболеваний, участившиеся стихийные бедствия, ухудшение состояния окружающей среды — все это и многое другое стало рассматриваться как невоенные угрозы национальной безопасности Российской Федерации [8].

Создание МЧС в составе исполнительной власти России и наделение этого ведомства большим административным весом были в значительной степени обусловлены необходимостью реагировать на вызванные кризисом государственной системы внутренние угрозы национальной безопасности, которые в постсоветской России получили первостепенное значение. Поэтому, определяя роль МЧС России в обеспечении безопасности страны и в урегулировании различного рода конфликтов, необходимо рассматривать российскую безопасность с двух точек зрения: как безопасность мировой державы и, в значительной степени, как безопасность развивающегося государства [6].

XXI век внес свои коррективы в систему международных отношений, подведя ее вновь к опасной черте. Объявление США войны «терроризму», после трагических событий в 11 сентября 2001 г., расширение НАТО на Восток, эскалация войны на Ближнем Востоке и как следствие: миграционный кризис в Европе и возросшая угроза террористических атак, участившиеся попытки некоторых европейских стран поставить под сомнения итоги Второй мировой войны, кризис в отношениях с Украиной, введение экономических санкций, беспрецедентная информационная война против нашей страны, подогреваемая откровенной русофобией, и многое другое — все это изменило направление внутреннего и внешнего векторов современной российской политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

МЧС России для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации руководствуется следующей законодательной основой: «О военном положении» от 30.01.2002 г. [3], Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05. 2001 г. [4], федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12. 1994 г. [1], федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35 от 06.03.2006 г [2].

Нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение специальных административно-правовых режимов, действуют лишь на время их введения и осуществления, утрачивая свою силу в момент их прекращения или отмены.

В нормативно-правовых актах, устанавливающих порядок введения специальных административно-правовых режимов, применяют ряд терминов и понятий.

Чрезвычайным положением является вводимый согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону на территории всей Российской Федерации или на ее отдельных территориях особый правовой режим функционирования государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, должностных лиц и общественных объединений, которым допускаются отдельные ограничения свобод и прав граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан, прав общественных объединений и организаций, а также возлагаются на них дополнительные обязанности [9].

Режим чрезвычайной ситуации представляет собой собирательное понятие, которое включает различные режимы, опосредующие экстремальные ситуации «регионального бедствия», требующие принятия особых мер, которые подобны используемым при введении режима чрезвычайного положения. Устанавливать режим чрезвычайного положения могут федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Процедура введения и осуществления специального административно-правового режима может быть разделена на следующие этапы.

  1. Этап введения специального режима. Заинтересованные субъекты информируются о введении режима.
  2. Этап осуществления специального режима.
  3. Прекращение или отмена специального административного режима. Заинтересованные субъекты получают информации о прекращении или отмене специального административно-правового режима.

Введение и осуществление специального режима начинается с первого этапа — введения режима. На примере военного и чрезвычайного положения, контртеррористической операции рассмотрим этап введения специального режима.

Введение чрезвычайного положения на всей территории России или в ее отдельных местностях осуществляется указом Президента Российской Федерации с немедленным оповещением об этом Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» устанавливается, что введение чрезвычайного положения возможно только в обстоятельствах, которые несут прямую угрозу безопасности и жизни граждан, а также конституционному строю РФ, и устранение которых требует принятия чрезвычайных мер. Такими обстоятельствами являются:

а) попытки насильственного присвоения или захвата власти, изменения конституционного строя Российской Федерации, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, террористические акты, региональные, межконфессиональные и межнациональные конфликты, которые сопровождаются насильственными действиями, создают непосредственную угрозу безопасности и жизни граждан, нормальной работе органов местного самоуправления и государственных органов власти;

б) чрезвычайные экологические ситуации, ситуации техногенного и природного характера, эпизоотии и эпидемии, возникающие в результате катастроф, опасных природных явлений, стихийных бедствий, аварий, могущие повлечь или повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, нанесение ущерба окружающей среде, значительный материальный ущерб, нарушение нормальных условий жизни населения, которые требуют проведения значительных аварийно-спасательных, а также других работ.

Принятый Президентом Российской Федерации указ о введении чрезвычайного положения должен быть незамедлительно передан в Совет Федерации Федерального Собрания для утверждения. Указ Президента РФ о чрезвычайном положении должен содержать в себе:

1) обстоятельства, на основании которых принято решение о введении чрезвычайного положения и обоснование необходимости его введения;

2) границы территории действия режима чрезвычайного положения;

3) средства и силы для обеспечения режима чрезвычайного положения;

4) исчерпывающий перечень чрезвычайных мер и рамки их действия, перечень временных ограничений свобод и прав граждан России, лиц без гражданства и иностранных граждан, прав общественных объединений и организаций;

5) должностные лица (государственные органы), которые несут ответственность за меры, применяемые в условиях режима чрезвычайного положения;

6) срок действия режима чрезвычайного положения и время вступления в силу указа.

Указ Президента РФ, которым вводится режим чрезвычайного положения, должен быть незамедлительно обнародован по каналам телевидения и радио, а также незамедлительно официально опубликован.

Члены Совета Федерации после обнародования указа обязаны в кратчайшие сроки не дожидаясь специального вызова прибыть на заседание палаты. Утверждение указа Президента РФ о введении режима чрезвычайного положения Советом Федерации Федерального Собрания РФ осуществляется в первоочередном порядке.

Решение вопроса об утверждении Советом Федерации указа Президента РФ о чрезвычайном положении и принятие соответствующего постановления должно быть осуществлено не позднее 72 часов после опубликования указа.

Если указ Президента РФ о чрезвычайном положении не утвержден Советом Федерации, то через 72 часа с момента обнародования от утрачивает силу, о чем население соответствующей территории оповещаются таким же образом, каким осуществлялось оповещение о введении режима чрезвычайного положения.

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от 21.12.1994 г. и постановлением Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.2003 г [7]. регламентируется порядок организации работы органов управления, а также сил государственной единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные мероприятия, которые проводятся указанными силами и органами как в повседневном режиме, так и в режимах повышенной готовности и в чрезвычайных ситуациях.

В зависимости от характера последствий чрезвычайной ситуации, средств и сил государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых к ликвидации, классификации чрезвычайной ситуации и характера ее развития, других факторов, которые оказывают влияние на безопасность населения и требуют осуществления дополнительных мероприятий по его защите, а также по защите территории от чрезвычайной ситуации, при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации могут устанавливаться следующие уровни реагирования [5]:

1) объектовый уровень — устанавливается решением руководства организации в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации средствами и силами организации, которая оказалась в зоне действия чрезвычайной ситуации, если эта зона расположена в границах территории этой организации;

2) местный уровень:

– устанавливается решением главы населенного пункта в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации средствами и силами организаций и органов местного самоуправления, попавших в зону чрезвычайной ситуации, охватывающей территорию одного населенного пункта;

– устанавливается решением руководства муниципального района в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации средствами и силами органов местного самоуправления и организаций, оказавшихся в границах действия чрезвычайной организации, затрагивающей территорию двух или более поселений, либо межселенную территорию, межселенную территорию и территорию поселений, если эта зона располагается в границах одного муниципального района;

– устанавливается решением руководителя городского округа в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации средствами и силами органов местного самоуправления и организаций, находящихся в зоне действия чрезвычайной ситуации, если эта зона расположена в границах соответствующего городского округа;

3) межмуниципальный (региональный) уровень — устанавливается решением высших должностных лиц субъектов Федерации (руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации средствами и силами организаций, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Федерации, которые оказались в зоне действия чрезвычайной ситуации, затрагивающей территории более одного муниципального района или территорию городского округа и муниципального района, если зона чрезвычайной ситуации расположена в границах одного субъекта Федерации;

4) федеральный уровень — устанавливается по решению Правительства РФ в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации средствами и силами исполнительных органов власти субъектов Федерации, которые оказались в зоне действия чрезвычайной ситуации, затрагивающей территории более одного субъекта Федерации.

Особый уровень реагирования своим решением устанавливает Президент Российской Федерации в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации, требующей привлечение согласно законодательству Российской Федерации средств и сил федеральных исполнительных органов власти, включая специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований.

Заинтересованные субъекты получают информацию о введении специального режима следующим образом.

При введении военного или чрезвычайного положения федеральный исполнительный орган власти, в чьем ведении находятся вопросы иностранных дел, в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации, которые вытекают из таких международно-правовых актов, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Международный пакт о гражданских и политических правах, уведомляет в трехдневный срок Генерального секретаря ООН, а также Генерального секретаря СЕ (Совет Европы) о введении временных ограничений свобод и прав граждан, что является отступлением от обязательств, взятых Российской Федерацией на себя согласно указанным международным актам, о причинах принятия подобного решения (статья 22 ФКЗ «О военном положении»; статья 37 ФКЗ «О чрезвычайном положении») и объеме этих отступлений.

При введении режима чрезвычайного положения на отдельных территориях Российской Федерации федеральный исполнительный орган власти, в чьем ведении находятся вопросы иностранных дел, должен в течение суток после утверждения соответствующего указа Президента РФ Советом Федерации уведомить сопредельные страны об обстоятельствах, которые послужили причиной введения режима чрезвычайного положения (статья 38 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

Второй этап — осуществление специального режима.

Прежде всего, режим чрезвычайного положения предусматривает применение временных ограничений и мер, перечисленных в статьях 11–13 ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Президент Российской Федерации имеет право приостанавливать действие правовых актов государственных органов власти субъектов Федерации, правовых актов местного самоуправления, если данные акты противоречат положениям указа Президента России о введении на соответствующей территории режима чрезвычайного положения.

На территориях, находящихся в зоне действия режима чрезвычайного положения, не проводятся референдумы и выборы.

На территориях, на которых распространяется режим чрезвычайного положения могут быть созданы органы особого управления. Особое управление территориями может вводиться указом Президента РФ путем формирования:

а) специальных временных органов управления территориями, на которых введен режим чрезвычайного положения;

б) федеральных органов управления территориями, на которых действует режим чрезвычайного положения;

Режим чрезвычайного положения обеспечивается средствами и силами органов внутренних дел, федеральных органов безопасности, уголовно-исполнительной системы, внутренних войск, а также средствами и силами органов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В исключительных случаях привлекаются Вооруженные Силы РФ, а также другие органы, войска и воинские формирования.

На межрегиональном уровне (в границах соответствующего федерального округа) задачи и функции по обеспечению координации федеральных исполнительных органов власти, а также организации взаимодействия между государственными органами власти субъектов Федерации и федеральными исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями в сфере защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке осуществляется представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

Третий этап — прекращение или отмена специального административно-правового режима.

Чрезвычайное положение отменяется в 30-дневный срок с момента объявления, если оно вводилось по всей территории России, или в 60-дневный срок при его введения на ее отдельных территориях. После окончания этих сроков чрезвычайное положение прекращается. Если за указанное время не удалось достичь целей введения чрезвычайного положения, Президент РФ своим указом вправе продлить срок его действия.

Если обстоятельства, послужившие основанием для введения режима чрезвычайного положения, устранены, Президент РФ частично или полностью чрезвычайное положение отменяет.

Решение, отменяющее чрезвычайное положение, подлежит опубликованию.

Указ Президента Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов Российской Федерации, которые были приняты с целью обеспечения чрезвычайного положения, относящиеся к временным ограничениям свобод и прав граждан и организаций, утрачивают свою силу вместе с прекращением действия чрезвычайного положения, что не требует специального уведомления.

Согласно статье 33 Закона «О чрезвычайном положении», прекращение действия чрезвычайного положения является основанием для прекращения административного производства за нарушение режима чрезвычайного положения с немедленным освобождением лиц, которые были подвергнуты по этим основаниям административному аресту или задержанию.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция)
  3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении»
  4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»
  5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 370
  6. Кувшинов А. В. Сотрудничество Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Европейского Союза в области борьбы с катастрофами // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». — 2011. — № 3. — С. 13.
  7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 17.05.2017) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  8. Романов А. А. МЧС России готово реагировать на различные ЧС и происшествия в мире в пять раз быстрее стандартов ООН: Интервью «Интерфакс», 1 марта 2018 г.
  9. Смирнов Г. Н. Национальное государство в глобальном мире // Геополитический журнал. 2014. № 3. C. 30.
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, Российская Федерация, местное самоуправление, введение режима, ходя ликвидации, специальный режим, Совет Федерации, территория, муниципальный район.


Похожие статьи

Конфликты между политической властью КНР и религиозными движениями: возможность представления угрозы национальной безопасности России

В статье рассматривается государственная политика КНР в вопросах религии. Данные материалы показали, что установление полного государственного контроля над религией является важной задачей китайского руководства, приобретающей особое значение ввиду т...

Вооруженные Силы Российской Федерации: состав и предназначение

Прогноз развития военно-политической обстановки в мире с высокой вероятностью позволяет предположить, что в перспективе, распространяющейся на ближайшее десятилетие, Россия окажется втянутой в вооруженные конфликты различного характера и масштаба, т....

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере

Научная статья посвящена проблемам реализации мер по обеспечению экономической безопасности как приоритетного вида национальной безопасности Российской Федерации. В области внешнеэкономических отношений возникают наиболее очевидные внешние угрозы эко...

Организационно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. В настоящее время, когда Рос...

Основные национальные интересы Румынии в контексте европейской и евроатлантической безопасности

В статье рассматривается вопрос национального интереса в контексте безопасности и современной оперативной обстановки. Для лучшего понимания этого, необходимо очень хорошо знать понятие национального интереса, категории и формы проявления в целом, а т...

Правовые, социально-экономические и финансовые меры профилактики коррупционной преступности в правоохранительных органах

В данной статье автор рассматривает коррупционные правонарушения в системе правоохранительных органов с точки зрения экономики. Соответственно, как предлагает автор, для предупреждения совершения таких правонарушений огромное значение имеют именно ме...

Проблемы применения уголовного закона в отношении коррупционных преступлений в России

В данной научной статье рассматриваются проблемы, связанные с применением уголовного законодательства в отношении коррупционных преступлений в России. Коррупционные преступления представляют все большую общественную опасность и в настоящее время пред...

Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте

Европейский союз давно включил Ближний Восток в перечень приоритетных направлений своей внешней политики. В связи с этим ЕС прилагает особые усилия для развития экономических и политических отношений с регионом. В последнее время, в связи с политичес...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Актуальной задачей любого государства является признание, соблюдение прав и свобод личности. В Российской Федерации одним из специализированных органов, которые осуществляют в этих целях надзорную деятельность, является прокуратура. Одной из ключевых...

Похожие статьи

Конфликты между политической властью КНР и религиозными движениями: возможность представления угрозы национальной безопасности России

В статье рассматривается государственная политика КНР в вопросах религии. Данные материалы показали, что установление полного государственного контроля над религией является важной задачей китайского руководства, приобретающей особое значение ввиду т...

Вооруженные Силы Российской Федерации: состав и предназначение

Прогноз развития военно-политической обстановки в мире с высокой вероятностью позволяет предположить, что в перспективе, распространяющейся на ближайшее десятилетие, Россия окажется втянутой в вооруженные конфликты различного характера и масштаба, т....

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере

Научная статья посвящена проблемам реализации мер по обеспечению экономической безопасности как приоритетного вида национальной безопасности Российской Федерации. В области внешнеэкономических отношений возникают наиболее очевидные внешние угрозы эко...

Организационно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. В настоящее время, когда Рос...

Основные национальные интересы Румынии в контексте европейской и евроатлантической безопасности

В статье рассматривается вопрос национального интереса в контексте безопасности и современной оперативной обстановки. Для лучшего понимания этого, необходимо очень хорошо знать понятие национального интереса, категории и формы проявления в целом, а т...

Правовые, социально-экономические и финансовые меры профилактики коррупционной преступности в правоохранительных органах

В данной статье автор рассматривает коррупционные правонарушения в системе правоохранительных органов с точки зрения экономики. Соответственно, как предлагает автор, для предупреждения совершения таких правонарушений огромное значение имеют именно ме...

Проблемы применения уголовного закона в отношении коррупционных преступлений в России

В данной научной статье рассматриваются проблемы, связанные с применением уголовного законодательства в отношении коррупционных преступлений в России. Коррупционные преступления представляют все большую общественную опасность и в настоящее время пред...

Роль Европейского союза в ближневосточном конфликте

Европейский союз давно включил Ближний Восток в перечень приоритетных направлений своей внешней политики. В связи с этим ЕС прилагает особые усилия для развития экономических и политических отношений с регионом. В последнее время, в связи с политичес...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Актуальной задачей любого государства является признание, соблюдение прав и свобод личности. В Российской Федерации одним из специализированных органов, которые осуществляют в этих целях надзорную деятельность, является прокуратура. Одной из ключевых...

Задать вопрос