Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 1831 раз

Библиографическое описание:

Симонян, М. В. Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков / М. В. Симонян, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 383-386. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50301/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье актуализируются проблемы влияния стилей детско-родительских отношений на формирование акцентуаций характера младших подростков. Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений, формируемых на основе стилей семейного воспитания. Автором выявлены особенности локализации акцентуаций характера на основе систематизации данных анализа теоретических исследований. В статье показана взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и формирования акцентуаций характера младших подростков в условиях социализации, продолжающейся в среде сверстников и окружающих взрослых. Подчеркнута важность определенных изменений стиля семейных отношений для успешной социализации подростка.

Ключевые слова: акцентуации характера, младшие подростки, социализация, детско-родительские отношения, стили семейного воспитания.

The article actualizes the influence of styles of child-parent relations on the formation of accentuations of the nature of younger adolescents. The concept of interrelation between the type of character accentuation and the type of child-parent relations formed on the basis of family education styles is substantiated. The author reveals the features of the localization of character accentuations based on the systematization of data from the analysis of theoretical studies. The article shows the relationship between the styles of child-parent relations and the formation of accentuations of the character of younger adolescents in the conditions of socialization, continuing among peers and surrounding adults. The importance of certain changes in the style of family relations for the successful socialization of the adolescent is highlighted.

Keywords: character accentuations, younger adolescents, socialization, child-parent relations, styles of family education.

Семья является тем социальным институтом, благодаря которому происходит дальнейшая интеграция личности ребенка в сложную для него систему социальных взаимодействий и отношений. Данные отношения образуют в последствии достаточно устойчивые связи, образующиеся сначала в рамках микросоциума, в котором социализируется личность, а затем переходит в процессы взаимодействия в обществе. Эти связи преломляются через состояние личности ребенка, его социальный статус и выражаются в последующей деятельности в качестве формируемого личностного отношения к окружающим. Содержательный компонент этих отношений имеет истоки, лежащие во влиянии стиля детско-родительских отношений на акцентуации характера ребенка при достижении им подросткового возраста, как наиболее трудного и нестабильного, характеризующегося всплеском физиологических изменений, а также психического и физического состояния. Тем не менее, считаем необходимым отметить, что прогностический компонент, раскрывающий аспекты влияния стилей внутрисемейных отношений на акцентуации характера младших подростков, к сожалению, не всегда преподносит положительные и обнадеживающие перспективы для дальнейшей социализации подростка.

Акцентуации характера ребенка, находящегося на этапе перехода в подростковый возраст, обусловлены тем, что данный возрастной период характеризуется особыми трудностями становления и развития характера личности, особенности которых были подробно изучены К. Леонгардом, разработавшим классификацию типов акцентуаций, А. Е. Личко, выявившим степени проявления акцентуированных черт, П. Ганнушкин, подробно описавшим классификацию психопатических проявлений, и др. [5; 6].

На сегодняшний день психологическая наука определяет 12 типов акцентуаций, принадлежность которых обосновывается следующими локациями:

– особенности высшей нервной деятельности, проявленные в темпераменте; по данному типу локации были выделены следующие акцентуации: гипертимный, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;

– характерологический концепт, опосредующий образование таких акцентуаций как демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;

– личностные особенности (экстра- и интровертированный типы) [2; 5; 6].

Необходимо отметить, что под акцентуацией характера следует рассматривать проявление чрезмерной интенсивности индивидуальных черт характера подростка, проявляющееся в психологических и психофизиологических особенностях протекания реакций на факторы, воздействующие извне или на какую-либо конкретную ситуацию. Эти особенности проявления подробно представлены в работах Л. И. Божович, Л. М. Фридман, И. С. Кона, И. Ю. Кулагиной и др., показывающих психофизиологическую реакцию организма подростка на отношения с окружающими, прямо или косвенно участвующими в социализации личности [1; 8].

В этом плане на этапе младшего подросткового возраста особое значение приобретают детско-родительские отношения, которые, как считают, ученые, должны быть перестроены одновременно с переходом ребенка во внешний мир, в среду сверстников и взрослых, изменив тем самым и стиль воспитания.

В области психологических наук детско-родительские взаимоотношения становились предметом исследования таких ученых как А. Я. Варга, В. В. Столин, А. А. Реан и др., которыми были выделены различные параметры, характеризующие тип данных отношений. Так, например, А. А. Реаном в основу определения типов детско-родительских отношений были положены такие параметры как степени принятия-отвержения, кооперации, симбиоза, авторитарной гиперсоциализации и отношению к неудачам ребенка. А. Я Варга рассматривал в основе детско-родительских отношений сформированные в процессе ранней социализации поведенческие паттерны и стереотипы и т. д. [2; 7].

Особая роль детско-родительских отношений рассматривалась через призму ценностных ориентаций в семье: например, отсутствие гибкости воспитания и излишняя требовательность могут пагубно сказываться на самооценке младшего подростка, формировании фрустрации; возложение на ребенка неоправданных надежд влияет на развитие высокой личностной и ситуативной тревожности, определяющих уровень нервно-психической устойчивости личности подростка и т. д.

Таким образом, в психологической науке была сформирована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений, формируемых на основе стилей семейного воспитания (Лично Леонгард Юстицикий и пр.). Определенные отношения в семье при определенных условиях или их несоблюдении могут влиять на развитие акцентуаций характера младшего подростка [5; 6; 9].

Так, например, гипопрекция, недостаток внимание, отстранение ребенка, эмоциональное отвержение и т. п. могут привести к формированию неустойчивого, конформного типа, а также способствовать в дальнейшем развитию психологической травмы подростка. Доминирующая гиперпротекция, проявляющаяся как чрезмерная опека, тотальный контроль, запрет на самостоятельные действия и решения усиливают у подростка реакции непослушания, протеста и приводят к формированию гипертимно-неустойчивого типа при возможности развития психастенической, сензитивной, астено-невротической акцентуаций [3; 4].

Потворствующая гиперпротекция определяет формирование истероидной акцентуации и проявляется в таких особенностях отношений как чрезмерное возвеличивание, восхищение нередко мнимыми достоинствами, необоснованным наделением прав и свобод подростка, не усвоившего нормы поведения в обществе и т. д. А жестокие взаимоотношения, в процессе которых, как правило, развиваются признаки психических травм, являются особо пагубными для эпилептоидного и конформного типов.

Таким образом, аспект детско-родительских отношений может регулироваться разными шкалами, в основе которых могут быть рассмотрены степень требований-запретов или требований-обязанностей, строгость наказаний, характер взысканий и пр. [3].

В младшем подростковом возрасте, когда акцентуации характера проявляются особенно ярко, факторы детско-родительских взаимоотношений могут сделать так называемое слабое место, относящее к соответствующей акцентуации наиболее уязвимым, что спровоцирует риск социальной дезадаптации подростка.

Сохранение комфортных взаимоотношений родителей и ребенка будет способствовать профилактике усиления акцентуированного поведения и, как следствие, психических отклонений и расстройств.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб: Питер, 2008. — 256 с.
  2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я Варга. — СПб.: Речь, 2001.
  3. Егоров, Р. Н. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) / Р. Н. Егоров, И. В. Шаповаленко // Современная зарубежная психология. — 2017. — Том 6. — № 2. — С. 54–62.
  4. Игнатьева, Н. А. Детско-родительские отношения с точки зрения подростков / Н. А. Игнатьева, И. Е. Мельникова // Семья и ребёнок: проблемы возрастного развития: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 44–49.
  5. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — М. Изд-во Феникс, 2000. — 544 с.
  6. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2010. — 256 с.
  7. Реан, А. А. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  8. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. — М., 2003.
  9. Эйдемиллер, Э. Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, акцентуация характера, семейное воспитание, акцентуация характера ребенка, конформный тип, концепция взаимосвязи типа акцентуации характера, младший подростковый возраст, младший подросток, подростковый возраст, психологическая наука.


Похожие статьи

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Цифровая социализация детей в условиях современного ДОО

В статье представлены результаты исследования современных аспектов социализации дошкольника в сложившихся социокультурных условиях развития информационно-цифрового общества, что определяет актуальность его цели  поиск оптимальных решений «цифровой с...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Связь стиля воспитания со стороны матери и отца со склонностью к отклоняющемуся поведению подростков в созависимых семьях

В статье описываются результаты эмпирического исследования связи стилей воспитания со стороны матери и отца со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению в созависимых семьях. В результате исследования получен вывод, что в созависимых семьях я...

Похожие статьи

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Цифровая социализация детей в условиях современного ДОО

В статье представлены результаты исследования современных аспектов социализации дошкольника в сложившихся социокультурных условиях развития информационно-цифрового общества, что определяет актуальность его цели  поиск оптимальных решений «цифровой с...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Связь стиля воспитания со стороны матери и отца со склонностью к отклоняющемуся поведению подростков в созависимых семьях

В статье описываются результаты эмпирического исследования связи стилей воспитания со стороны матери и отца со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению в созависимых семьях. В результате исследования получен вывод, что в созависимых семьях я...

Задать вопрос