Использование внутренней мотивации в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 979 раз

Библиографическое описание:

Лахманова, А. Д. Использование внутренней мотивации в обучении / А. Д. Лахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 369-370. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50303/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья рассматривает вопросы мотивации, а именно различия между внутренней и внешней мотивацией и их влияние на деятельность человека и ее качество.

Ключевые слова: теория самодетерминации, внутренняя мотивация, автономия.

Люди постоянно задумываются о мотивации — как заставить себя и других действовать. Зачастую они мотивированы внешними факторами, такими как система поощрений, оценки, награды, мнения людей, которых они боятся или которыми восхищаются. Мотивация изнутри встречается реже, и она включает в себя личные интересы, любопытство, ценности. Такая внутренняя мотивация не обязательно награждается извне, однако она может подкреплять интересы человека и улучшать творческое мышление. Теория самодетерминации как раз и изучает взаимодействие между внешними и внутренними мотивами. Исследование теории самодетерминации и ее составляющих позволит построить процесс обучения таким образом, чтобы студенты были мотивированы и, соответственно, показывали лучшие результаты.

Теория самодетерминации — является фундаментальным подходом к изучению человеческой мотивации, личности и психологического развития. Эта теория — плод научного сотрудничества двух психологов, профессоров факультета психологии Рочестерского университета (США) Эдварда Диси и Ричарда Райана, а также их многочисленных учеников и коллег. Эта макротеория человеческой мотивации и личности, отвечает не только на вопрос о том, почему люди делают то, что они делают, но и показывает, каковы последствия различных форм социальной регуляции и стимулирования человеческого поведения.

Теория самодетерминации содержит в себе несколько мини-теорий. Одной из которых является теория базовых психологических потребностей. Этими потребностями являются: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.

Автономия означает потребность в наличии выбора. Это потребность человека быть инициатором, деятелем в собственной жизни. Однако ощущать себя автономным в своем поведении не значит быть независимым от других.

Под компетентностью понимается потребность быть эффективным, справляться с задачами, соответствующими уровню подготовки человека.

Потребность в связанности с другими людьми означает желание иметь связь с людьми и быть ими принятым [1].

Рис. 1. Базовые потребности

Удовлетворение этих трех потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие и здоровое развитие личности. Их же неудовлетворение приводит к снижению психологического благополучия и эффективности деятельности.

При автономной мотивации люди добровольно проявляют желание и инициативу к действию. При контролируемой мотивации — наоборот, они ощущают давление, чувствуя, что что-то или кто-то побуждает их думать, чувствовать и вести себя определенным образом. И автономная, и контролируемая мотивация способствуют осуществлению деятельности, направляют действия людей, однако вторая приводит к снижению психологического благополучия человека и меньшей настойчивости.

Исследования, проведённыее в последние годы, показали, что автономная мотивация способствует лучшему пониманию материала, приводит к более высоким учебным достижениям, большей креативности, повышению настойчивости в учебной и спортивной деятельности, большей продуктивности и меньшему «выгоранию» в процессе учебы, большей вовлеченности в процесс и лучшим результатам, а также более здоровому образу жизни [2].

Человек, замотивированный изнутри, действует на основе интереса или исходя из удовольствия, получаемого от процесса. Внутренняя мотивация студентов является одним из ключевых факторов в процессе обучения и академической успеваемости. Это объясняется тем, что такое психологическое состояние ассоциируется с множеством положительных когнитивных и поведенческих результатов, например, улучшенное внимание, креативность, упорство [3].

Именно поэтому в психологии образования учены стали уделять внимание тому, чтобы изучить, откуда берется внутренняя мотивация и как можно ее улучшить.

Некоторые исследователи сосредоточились на содержании самих заданий. Они показали, что задания в игровой форме повышают интерес и внутреннюю мотивацию учащихся. Другие же сосредоточили свое внимание на контексте (учебной атмосфере) и выяснили, что одно и тоже задание может восприниматься по-разному в зависимости от ситуации и, соответственно, по-разному влиять на внутреннюю мотивацию.

Можно сделать вывод, что автономия в обучении достигается за счет пересмотра содержания процесса обучения. Это можно сделать путем составления заданий в игровой форме или же поменять структуру занятий, например, организовать работу в группах (так большая часть занятий будет иметь практическую направленность).

Литература:

  1. Deci E. L., Vansteenkiste M. Self-Determination Theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di Psichologia, 2004. — Vol 27. — P. 17–34.
  2. Ryan R. M., Deci, E. L. Self-determination theory and the role of basic psychological needs in personality and the organization of behavior. // Handbook of Personality: Theory and Research, 2008. — P. 654–678.-67.
  3. Ryan R. M., Deci E. L. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-determination, and will? // Journal of Personality, 2006. — Vol.74. — P.1557–1586.
Основные термины (генерируются автоматически): теория самодетерминации, внутренняя мотивация, автономная мотивация, игровая форма, контролируемая мотивация, потребность, процесс обучения, психологическое благополучие, человеческая мотивация.


Ключевые слова

автономия, внутренняя мотивация, теория самодетерминации

Похожие статьи

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Некоторые проблемы использования модульной концепции и видеозаписей в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена новейшим концепциям обучения и их роли в развитии интеллекта студентов. Роль практических и теоретических занятий в современной области образования.

Влияние нейромаркетинга на потребительский выбор

В статье рассматривается нейромаркетинг как новое и современное направление маркетинга как науки, рассматривается влияние этого направления на потребительский выбор при покупке товаров и услуг, а также история, методы и инструменты нейромаркетинга.

Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании

В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Роль игры в воспитании личности

В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации и мотивации персонала, а также особенности взаимосвязи данных кадровых процессов и организационной культуры.

Похожие статьи

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Изменение экономического поведения личности в условиях снижения доходов

В статье рассматриваются некоторые аспекты влияния ограниченности финансовых ресурсов на экономическую активность личности.

Некоторые проблемы использования модульной концепции и видеозаписей в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена новейшим концепциям обучения и их роли в развитии интеллекта студентов. Роль практических и теоретических занятий в современной области образования.

Влияние нейромаркетинга на потребительский выбор

В статье рассматривается нейромаркетинг как новое и современное направление маркетинга как науки, рассматривается влияние этого направления на потребительский выбор при покупке товаров и услуг, а также история, методы и инструменты нейромаркетинга.

Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании

В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Роль игры в воспитании личности

В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации и мотивации персонала, а также особенности взаимосвязи данных кадровых процессов и организационной культуры.

Задать вопрос