Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогической деятельности.
Ключевые слова: наука, педагогика, педагог, учитель, научная деятельность.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Для чего учителю заниматься научной деятельностью? Нужно ли ему это? Какая польза в этом для педагога?
Учитель — непосредственный творец образовательного процесса, создатель учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе.
Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. [4. с. 1].
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. На основании этого закона педагогу необходимо:
– участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
– планирование и проведение учебных занятий
– систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
– организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
– формирование универсальных учебных действий
– формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)
– формирование мотивации к обучению
– объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей [5. c.3]
Непосредственно пробуждаемый педагогом учебно-воспитательный процесс становится предметом исследования педагогической науки. В свою очередь, педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей — авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций и т. д. Педагог мыслящий, не оставляет без внимания обширную область теоретико-педагогических познаний, пользуясь в собственном труде орудиями, которые формируются и улучшаются наукой. По этой причине, вопрос об отношении деятельности педагога к науке, неразделимо сопряжен с иным вопросом — о ключах профессионального творчества педагога и сферы его реализации. [2. c.112]
Одна из функций педагогики — помощь учителю, обоснованный и разработанный «сценарий» его работы: рекомендации, методические разработки, различного рода пособия и т. п.
Сегодня говорить, о том, что надо заниматься наукой, уже не актуально. Этот вопрос снят. Наукой необходимо заниматься! Только наука питает учебный процесс и делает высоким качество подготовки специалистов. Учителю жизненно важно открывать для себя новые грани педагогики.
В педагогических «сценариях» воплощены разум и опыт многих педагогов — теоретиков и практиков. В них отображены итоги по сути абсолютно всех сфер науки. Их наличие освобождает нынешнего педагога от потребности работать над заранее обречённым процессом — лично воспроизводить весь опыт педагогической и познавательной деятельности людей. Но в итогах педагогической науки представлен только общий, усредненный подход к цели. Педагог не может являться только лишь «реализатором», исполнителем. Дело педагога — по мере необходимости использовать эти результаты в работе с учениками. Педагог должен, заниматься наукой не с целью, создать новое научное знание, сделать открытие, а в силу внутренней или внешней необходимости совершенствования собственной профессиональной деятельности и учебно-воспитательного процесса.
Педагог должен быть образованным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства.
Многолетний опыт показывает: как бы основательно не были составлены материалы для учителя, как бы тщательно ни была разработана предложенная ему методика обучения и воспитания — всё это ещё не гарантия успеха. Весь этот «багаж» останется мертвым грузом в сознании педагога и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает цели образования как личностно — значимые, не способен проникнуть во внутренний мир школьника. Немыслимо успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам в отсутствии соответствующей подготовки согласно общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории в значительной мере помогает педагогу намечать логику и очередность педагогических операций, предугадать их итоги, приводить их в систему. [1. c.94]
Максимальную значимость предполагает навык, полноценный по замыслу и эффективный в пользовании. Он вносит вклад в развитие концепции педагогической деятельности, не только лишь надлежащей соответствующей нынешнему положению дел в мире и образовании, но также и движущей науку практику к новым рубежам. Такой навык осуществляет ряд функций. Одна из них состоит в конструктивном содействии навыка с наукой. В нем имеют все шансы приобрести разрешение фактические проблемы, которые ещё не могут быть решены средствами науки. И все же наука должна опережать практическую деятельность! Так как от неё необходимо создание новейшего, того, что ещё отсутствует в практической деятельности школы. В случае, если бы наука не осуществляла этого, а только лишь исследовала и обобщала имеющийся опыт, вряд ли наука представляла бы значительную социальную значимость. [3. c.59]
Во взаимодействии этих двух отраслей деятельности заложена возможность взаимного опережения, которая проявляется если научная и практическая деятельность соответствуют определенным, специфическим для каждой из них, критериям и условиям. В этом состоит главная предпосылка научного обоснования и введения в систему образования инноваций как целенаправленных изменений, вызывающих переход системы из одного состояния в другое.
Педагогическая и научная деятельность неразрывно связаны между собой. Чтобы быть профессионалом своего дела, нужно идти в ногу с педагогикой, то есть тщательно изучать науку. Таким образом, только лишь через годы изучения этой науки и практики люди становятся квалифицированными специалистами.
Литература:
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
- Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
- Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Проблемы педагогики / Ред. кол.: Э. Д. Днепров и др. — М., 2002.
- https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/