Актуальность. Подготовка квалифицированных специалистов предъявляет определенные требования к образовательным стандартам, изменяющимся в унисон с требованиями, предъявляемые к студентам-выпускникам по окончании высшего учебного заведения и при преступлении к профессиональным обязанностям. Особое внимание этому уделяется при подготовке медицинских работников, кому впоследствии приходится сталкиваться с множеством нормативов, соответствующих уровню квалификации, на которую они претендуют. Современные подходы подразумевают изменение ролевых позиций преподавателя и студентов. Преподаватель сознательно отказывается от традиционной информативно-контролирующей функции в учебном взаимодействии. Основной целью становится активизация познавательного интереса и аналитических устремлений студента [2, 3, 4].
Современные подходы подразумевают активный метод обучения, моделирует реальные условия профессиональной деятельности в виде деловой игры. К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся самостоятельно активно добывает, перерабатывает учебную информацию. По сравнению с традиционными способами обучения в результате активной деловой игры появляются существенно лучшие результаты обучения практической деятельности. При обучении будущих врачей необходимо создавать условия, приближенные к настоящей врачебной практике в условиях стрессовых и критических ситуаций, требующих совладеющего проявления и жизнестойкости как черты личности. [7,8,9,10].
В последние годы широкое распространение в высшем медицинском образовании получили ситуационно-ролевые, или деловые, игры. Игровые формы работы содержат большие потенциальные возможности, способствуют активизации деятельности студентов, создают на занятии благоприятный психологический климат. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. В связи с этим чрезвычайно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача. От врачей и ученых требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности. Отработка нравственных моделей поведения — это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности.
Принцип активизации активности студентов в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Он характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью усвоения знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такая активация сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть использованием педагогической технологии. Каждая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников педагогического процесса (преподавателя и студента), но в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В настоящее время за рубежом выделены три основные группы
обучающих игр:
1) игры, направленные на приобретение теоретических знаний;
2) игры, направленные на приобретение практических умений;
3) игры, способствующие изменению отношений к изучаемой проблеме
или предмету.
Практика показывает, что для достижения высокого уровня усвоения знаний, практических умений и навыков студентами, достаточно провести не более двух-трёх занятия в семестре в форме учебной деловой игры, в противном случае интерес у студентов постепенно угасает и учебная цель не достигается. Преподаватель должен понимать, что не все студенты способны быстро перевоплощаться в предлагаемые роли. Каждый преподаватель в силу своих желаний интересов волен придумать свои деловые игры.
Одним из первых, кто исследовал вопрос игры как средства обучения, был голландский ученый Й. Хейзинга [5]. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов: «Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон.
Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность.
Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает напряжение реальной жизни и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению».
Цель. Применения технологии игровых методов обучения — развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Материалы иметоды. Для реализации поставленной цели в 2018 году разработана ситуационно-ролевая игра для студентов 4 курса по теме
«Психологические аспекты работы с пациентом на кардиологическом приеме».
Актуальность темы обусловлена необходимостью научить студентов определять категории пациентов, близких и типы их поведения на кардиологическом приеме; выбирать врачебную тактику в зависимости от типа поведения пациента и его близких или сопровождающих лиц; соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.
Каждый из участников деловой игры исполняет порученную роль в предложенной ситуации:
– пациент;
– лицо, сопровождающее (мама, папа, сын и др.);
– врач-кардиолог;
– помощник врача-кардиолога;
– медицинская сестра.
Студенты, не получившие роли, являются экспертами. Они анализируют
поведение, тактику, ошибки действующих лиц и высказывают свое мнение.
Результаты и обсуждение. Каждый из участников игры трактует решение задания в соответствии со своим уровнем знаний. Возникают ситуации, когда информированность одних студентов превышает знания других. В результате чего происходит обмен, как теоретическими знаниями, так и практическими умениями. В ходе обсуждения ситуации и выработки тактики сталкиваются различные точки зрения студентов, как имеющих роли, так и выполняющих роль экспертов.
«Цепная реакция». Преподаватель помогает студенту расшифровать ЭКГ или интерпретировать результаты какого-либо исследования (лабораторного или инструментального), после чего этот студент становится «консультантом» по данному случаю и объясняет следующему студенту, как правильно оценить результаты обследования, и так по цепочке…
В результате коллективной деятельности студентов повышается уровень знаний студентов, имевших недостаточные знания по теме занятия. Деловая игра побуждает студентов творчески осваивать изучаемый материал и принимать правильные решения.
Главная задача преподавателя, разработавшего учебную деловую игру, состоит в мотивации студентов к познавательной деятельности и развитии интереса к процессу игровой учебной деятельности.
Такой подход к организации деятельности студентов в учебной деловой игре является одним из основных стимулов повышения их академической активности и более совершенной подготовки будущих специалистов. Преимущества деловой игры перед другими видами обучения заключаются в том, что деловая игра, имитируя ситуации, реальные в будущей профессии, развивает умение искать и работать с информацией, позволяет значительно активизировать творческие возможности студента. Дает возможность учиться на своих и чужих ошибках, без ущерба для пациента [1]. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Кроме этого, они дают возможность осмыслить возможность координации действий специалистов, по своему профессиональному долгу призванных воздействовать на жизнь людей [6].
Выводы. Игровая форма обучения в медицинских вузах является современной, эффективной и востребованной временем и потребностями практического здравоохранения формой обучения, в связи с чем данные методы обучения нуждаются во внедрении в практику. Деловая игра является одним из эффективных методов проведения практических занятий. Она побуждает студентов к познавательной активности, содействует развитию самостоятельного мышления, учит принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Литература:
- Журбенко В. А., Саакян Э. С., Тишков Д. С. Деловая игра как форм обучения студентов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 38–40.
- Долгова В. И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова.– Челябинск, 2008. — 115 с.
- Драчук, Л. А. Содействие формированию профессиональных компетенций у студентов медицинского ВУЗа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин / Л. А. Драчук, Т. Н. Шамаева // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2015. — № 2. — С. 28–34.
- Сухарева М. В. Изготовление влажных препаратов и их значение в практическом изучении топографической анатомии и оперативной хирургии / М. В. Сухарева, А. О. Самаркина, А. В. Чукичев и др. // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в образовании и медицине». — Махачкала, 28.05.16. — с. 224–226.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. — С. 255
- Абрамова Г. С. Психология в медицине: Учебное пособие. — М.: Ка-федра М, 1998. — 272с.
- Соболева Е. В. Hardiness in the psychologist / Е. В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. — 2014. — № 1 (14). — С. 91–94.
- Соболева Е. В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е. В. Соболева, О. А. Шумакова // В сборнике: Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года) Материалы международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 105–108.