Стимулирование предпринимательства является одной из ведущих задач для Российского государства, поскольку бизнес оказывает большое влияние на успешное развитие национальной экономики. Однако эффективное развитие бизнеса возможно лишь в условиях действия такого законодательства о налогах и сборах, которое способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом аспекте важное значение придается так называемым «налоговым каникулам».
Под «налоговыми каникулами» принято понимать определенный период времени, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты соответствующих налогов.
Идея предоставления «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей впервые прозвучала в Послании Президента Федеральному Собранию РФ в 2014 году. Тогда же Правительству РФ было поручено подготовить проект федерального закона об облегчении налогового бремени для индивидуальных предпринимателей [2, с. 47].
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — ФЗ-477) [7]. Суть указанного Федерального закона заключается в том, что он ослабляет налоговую нагрузку для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного акта.
Изменения, внесенные ФЗ-477 в ст.ст. 346.20, 346.50, 346.51 Налогового кодекса РФ, предусматривают предоставление субъектам РФ права устанавливать для индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 % на 2015–2020 гг. Следует уточнить, что освобождение от уплаты налогов действует в течение не более двух налоговых периодов в рамках обозначенного срока. Предполагается, что за два года налоговых периода «каникул» индивидуальные предприниматели должны получить развитие и после этого начать платить налоги [3, с. 306].
Региональные органы власти вправе самостоятельно принимать решения о необходимости введения «налоговых каникул» на территории субъектов РФ, исходя из своих возможностей и экономических ресурсов. На сегодняшний день такая мера действует не во всех регионах. Например, «налоговые каникулы» не введены в Республике Крым, Республике Татарстан и городе Севастополь [6].
Законодатель в ФЗ-447 определил конкретные сферы деятельности (производственная, социальная и научная, а также сфера бытовых услуг населению) с целью повышения предпринимательской активности именно в этих направлениях, так как в настоящее время они являются наиболее приоритетными для развития отечественной экономики в целом.
Введение «налоговых каникул» с целью развития бизнеса является несомненным плюсом и шагом вперед. По состоянию на 01.08.2016 год количество индивидуальных предпринимателей в России составляло 2 929 410, а по состоянию на апрель 2018 года — 3 225 338 [4]. Таким образом, видно, что за 2 года на территории страны произошел количественный рост в сфере предпринимательства.
Несмотря на положительную динамику, у «налоговых каникул» существуют проблемы и риски, связанные с их реализацией на практике.
В частности, велика вероятность закрытия новых предприятий после окончания «каникул», поскольку в начале своей деятельности предприниматели работают с минимальной прибылью или даже с убытками [1, с. 79].
Как было указано, нулевой ставкой могут воспользоваться только индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные по упрощенной системе налогообложения или применяющие патентную систему налогообложения. При этом «налоговые каникулы» не распространяются на тех, кто применяет единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог или общую систему налогообложения.
Также существует риск, что предприниматели станут переписывать свой бизнес на родственников или иных лиц с целью уклонения от уплаты налогов [5, с. 37].
Недостатком является и то, что региональные и местные бюджеты теряют налоговые поступления от субъектов предпринимательства на время действия закона о применении нулевой налоговой ставки.
По общему правилу «налоговыми каникулами» могут воспользоваться только индивидуальные предприниматели, занятые в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. При этом каждый субъект РФ устанавливает самостоятельно, какие виды деятельности подлежат поддержке.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что «налоговые каникулы» имеют, как преимущества, так и недостатки. Думается, требуется внести некоторые изменения в законодательство о налогах и сборах. К примеру, нужно дополнить список сфер деятельности, при реализации которых можно воспользоваться «налоговыми каникулами». Целесообразным также разрешить использовать данную льготу индивидуальным предпринимателям, которые регистрируются не впервые, но с предоставлением им минимальной налоговой ставки. В заключение хотелось бы отметить, что стимулирование и поддержка малого бизнеса в России является важнейшим направлением, поскольку он выступает существенным фактором развития всей российской экономики в целом.
Литература:
- Асеев Д. В., Гунько Н. Н., Старцева А. А. Проблемы применения налоговых каникул для малого бизнеса в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 5 (139). 2016. С. 77–81.
- Дементьева Н. М., Дементьев Д. В. Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей: ожидаемый результат // Финансы и кредит. № 20 (644). 2015. С. 47–54.
- Дождева Е. Е., Погожева М. С., Спиридонова Е. О. Зарубежный опыт развития УСН для малого предприятия и функционирование налоговых каникул в РФ // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2017. № 2. С. 304–311.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 05.05.2018).
- Попов В. В., Тришина Е. Г. Уклонение от уплаты налогов как элемент правовой жизни общества (теоретико-правоприменительные аспекты) // Налоги-журнал. 2016. № 2. С. 37–41.
- Сведения о принятых субъектами Российской Федерации законодательных актах о «налоговых каникулах» на 2017 год [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/document/ (дата обращения: 05.05.2018).
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.12.2014 N 477-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 30.