В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии обусловлен целым комплексом факторов, к числу которых относятся: специфика возрастного развития и индивидуально-личностные особенности. Анализируются данные проведенного исследования.
Ключевые слова: мотивационно-потребностная сфера, уроки технологии, деятельность, мотивы, потребности.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена повышением требований общества к проблеме эффективности образования в современных образовательных организациях. Разработка прикладных аспектов этой проблемы имеет большое значение для педагогической науки и образовательной практики. Обусловлено это следующим факторами:
‒ успешность учебной деятельности учащихся и их поведения во многом детерминируется особенностями развития мотивационно-потребностной сферы;
‒ на развитие мотивационно-потребностной сферы школьников влияет социализация;
‒ развитие мотивационно-потребностной сферы тесно связано с другими аспектами целостного развития личности.
Научному изучению мотивационной сферы личности посвящено большое количество научных исследований отечественных ученых, самые известные из которых А. Н. Леонтьев, В. И. Ковалев, В. С. Мерлин, Р. С. Немов, П. В. Симонов, Л. Д. Столяренко, Д. Н. Узнадзе, и др. Самые цитируемые зарубежные ученые исследователи — Дж. Аткинсон, К. Мадсен, А. Маслоу и др.
Доказано, что любая форма поведения человека может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние причины — это мотивы, потребности, цели, интересы. Внешние причины — это стимулы, исходящие из сложившейся ситуации. Считается, что психологические факторы являются личностными диспозициями и определяют поведение [3].
Учеными, исследовавшими деятельностный подход в педагогике, рассматривают структуру мотивационной сферы, с позиции деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков). С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев разрабатывали теорию деятельностного подхода независимо друг от друга. Но они основывались на трудах Л. С. Выготского, поэтому в их работах много общего.
Теория мотивации А. Маслоу является классификатором человеческих потребностей. Он предложил пирамиду потребностей, согласно которой качество жизни человека зависит от того, насколько полно удовлетворены его потребности.
Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина предлагают понятие «потребность» использовать в трех значениях:
- Как объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности;
- Состояние психики, отражающее нужду в чем-либо;
- Свойство личности, определяющее ее отношение к миру [4].
При планировании образовательной деятельности по предмету «Технология» с целью преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников необходимо определить направления деятельности:
- Диагностика мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности и во внеурочной. (Подбор диагностических средств осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и образовательных программ)
- Развитие мотивационно-потребностной сферы школьников.
В качестве основных условий развития можно назвать следующие:
а) максимальная реализация возрастных возможностей обучающихся;
б) развитие индивидуальных особенностей;
в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением на уроках технологии.
Таким образом, целью исследования стало изучениепроблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии.
Для достижения цели решались следующие задачи:
— проведен теоретический и методологический анализ подходов ученых исследователей в области мотивов и потребностей личности в зависимости от возраста;
‒ проведено исследование проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии.
‒ разработаны методы преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии.
Объект исследования — мотивационно — потребностная сфера личности школьников.
Предмет исследования — проблемы недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие учащиеся пятых — восьмых классов МБОУ СОШ № 94 г. Воронежа. Методы исследования: исследование самооценки (методика «Свободный рисунок эскиза для выжигания по дереву»); методика Б. Ф. Эльконина, которая выявляет способность к выполнению задания (требующего волевых усилий), сохраняя ясность конечной цели на протяжении всего хода ее достижения; анкетирование по профессиональной ориентации [5].
Методы преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников на уроках технологии: конкурс, среди желающих участвовать в олимпиаде по технологии; стимулирование и поощрение креативности; участие в конкурсах и научном обществе учащихся в области технологии; деловые игры; профориентационные игры.
Существуют многообразные подходы к выделению критериев, определяющих структурные составляющие мотивационно-потребностной сферы личности школьников. А. К. Маркова считает такими критериями отношение к учебной деятельности и характер доминирующего мотива [].
Е. М. Беспаленко, выявляя психолого-педагогические особенности профессиональной ориентации, подчеркивает, что основными элементами являются аккультурация, выявление акцентуаций, изучение интересов, потребностей и мотивов обучающихся [1].
В связи с этим, анализ данных исследования опирался на то, что обучение в школе — ведущая деятельность школьников. Учебная деятельность оказывает значительное влияние на развитие личности. Прежде всего, в деятельности на уроках технологии школьники учатся полноценному общению друг с другом, т. к. многие задания приходится выполнять коллективно или в группах. В учебной деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера школьников, возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
Результаты и их обсуждение
Исследование самооценки обучающихся по методике «Свободный рисунок эскиза для выжигания по дереву», показал, что у двоих обучающихся седьмого класса и троих обучающихся восьмого класса завышенная самооценка. Объясняется высоким уровнем притязания. Расхождение между реальными возможностями школьника и высоким уровнем притязания ведет к тому, что школьник начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным. В связи с этим могут возникать эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Мотивация достижения успехов у этих обучающихся в деятельности технология может отсутствовать (однозначно об отсутствии мотивации достижения успеха нельзя сказать, т. к. по этому параметру исследование не проводилось).
Заниженная самооценка выявлена у троих учащихся. Это пятый и шестой класс. При проведении социометрии в более ранний период, т. е. в период первичной адаптации также было выявлено, что двое обучающихся пятого класса имеют сложности в социальной адаптации, подвержены влиянию сверстников, имеют низкую мотивацию учения. У учащегося шестого класса проблемы отклоняющегося поведения, гиперактивность. Любое замечание воспринимает как наказание или предвзятое отношение, возможно, этим объясняется его заниженная самооценка.
У одного учащегося седьмого класса низкая самооценка, отсутствие мотивации к учению вообще и технологии в частности.
Остальные учащиеся имеют высокую самооценку, понимают, что нет предела совершенству и возможностям человека, им есть к чему стремиться для самосовершенствования и самореализации.
Исследование волевых качеств показало, что примерно половина испытуемых не способны управлять собой и своими желаниями. К примеру, отказ от компьютерных игр невозможен для 70 % испытуемых.
Анкетирование по профессиональной ориентации показало, что исследуемый возраст школьников профессионально не сориентирован. Многие ученики вообще не задумывались о том, кем будут в будущем. Исключение составляют восьмые классы. Их мотивация к выбору профессии обусловлена, в основном, решением родителей. Однако, примерно треть испытуемых имеет мечты, в которых отражена будущая профессиональная деятельность.
После проведенного исследования планировалось разработать методы преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников на уроках технологии.
В качестве такого метода использовалась деловая профориентационная игра «Самопрезентация». Участвовали в игре пары: «работодатель» и «соискатель» вакансии. «Соискатель» должен был презентовать себя таким образом, чтобы вакансия досталась именно ему. А «работодатель» задавал каверзные, неудобные вопросы, чтобы лучше узнать «соискателя». Нужно отметить, что в игре у школьников проявляются те характерологические черты, которые формируют мотивационно-потребностную сферу.
Деловая игра «Технология успеха» обеспечивает психологическую подготовку школьников к различным жизненным испытаниям, формирует навыки стрессоустойчивости и социально-адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации.
Заключение. Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии осуществляется в тесной взаимосвязи с другими структурами личности: интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной. Это требует комплексного подхода к созданию педагогических условий преодоления недоразвития мотивационно-потребностной сферы личности школьников при организации образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации.
Специфика преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы личности школьников обуславливается: возрастными особенностями, социально-психологическими особенностями; индивидуально-личностными особенностями.
Основанием проектирования педагогических условий преодоления недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников на уроках технологии является мотивация достижения успеха.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: //Пособие для учителя/ [Текст]. –- М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Мотивационная сфера личности. Потребности /Ф. Р. Филатов/ [Текст]. — Р-на /Д., 2003. — С. 416–420
- Потребности / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина// Психологический справочник учителя. [Текст]– М., 1991. — С. 183–195
- Эльконин Б. Ф. Психическое развитие школьников//Психология/ [Текст]. — М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)