Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников. Основу метода проектов составляет развитие таких исследовательских умений младших школьников, как умение формулировать гипотезу, самостоятельно находить информацию, определять степень значимости данной информации, применять данную информацию, договариваться и приходить к совместному решению.
Ключевые слова: метод проектов, исследование, исследовательские умения, обучающиеся начальной школы
Современная психологическая, педагогическая и методические науки уделяют значительное внимание проблемам развития и организации исследовательской деятельности младших школьников.
Так, в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика (Гальперин П. Я., Менчинская Н. А., Соловьёва О. В.). В трудах Давыдова В. В., Занкова Л. В., Эльконина Д. Б. доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество учеников.
Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она позволяет существенно расширить рамки обучаемых и обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования у них интереса к изучаемому материалу,
В процессе обучения в начальной школе учащимся необходимо приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные условия для включения младших школьников в активную познавательную и исследовательскую деятельности.
По мнению Кларина М. В., «исследовательская деятельность — это деятельность, в которой учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» [2, с. 31].
Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит во внутренней потребности ученика в исследовании. Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления учащийся выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности. Развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации младших школьников. [1, с. 53].
В педагогической науке существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников: проблемное обучение, поисковые методы, частично-поисковые методы, метод проектов [4, с. 2]. Остановимся подробнее на последнем методе.
Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [6, с.567].
Сазанова А. В. утверждает, что «метод проектов — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач по любому направлению содержания образования» [7].
В основе метода проектов лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и ребенка над определенной практической проблемой, в ходе которой обучаемый открывает для себя много нового и неизвестного. Этот результат можно увидеть, осмыслить и использовать в реальной практической деятельности. Полат Е. С. выделяет в методе проектов учащихся начальных классов следующие этапы, которые соответствуют учебной деятельности:
- Мотивационный (учитель: дает общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; школьники: обсуждают, выдвигают свои собственные идеи);
- Планирующий (подготовительный), где определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план дальнейших действий, устанавливаются определенные критерии оценки, как результата, так и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а затем с нарастанием ученической самостоятельности;
- Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с различными источниками информации, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности) [5, с. 174].
Метод проектов развивает у младших школьников следующие универсальные учебные действия:
– ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание;
– организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и их оценки;
– формирование личностных качеств младшего школьника;
– формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;
– формирование коммуникативных действий [3, с. 182]..
Метод проектов является хорошей возможностью связать урочную и внеурочную деятельность младших школьников в единое целое. На проведение работы над проектом может быть отведено определенное время, например: — часть урока по основным учебным предметам; — время занятий в группах продленного дня; — любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников. При его выполнении у школьников никогда не возникнет такой проблемы как перегрузка, т. к. учащиеся изъявляют добровольное желание участвовать в нем.
В настоящее время, наиболее эффективно, внедрение метода проектов осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир», так как наибольший интерес у современного ученика вызывает деятельность именно практического характера, направленная на изучение окружающего их мира.
Пиаже Ж. утверждал, что, обучая детей конкретным навыкам и умениям, взрослые зачастую лишают его шанса сделать собственное открытие. Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет решить эту сложную задачу.
Младшие школьники проявляют наибольший интерес к деятельности практического характера. Для них важно лично работать с материалом, который они смогут применить на практике, в реальной жизни.
Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения к природе, необходимость здорового образа жизни. Создавая учебные проекты, учащийся получает не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности. Он учит общаться с другими людьми, исследовать окружающий его мир, определять свою стратегию и тактику, четко распределять время и привлекать необходимые ресурсы.
Во время учебного года учащиеся презентуют свои проекты на школьных научных ярмарках, участвуют в районных, городских конкурсах.
Следует отметить, что анализ качества успеваемости учащихся по предмету «Окружающий мир» показывает, возрос уровень качества знаний по сравнению с предыдущим учебным годом. Уровень качества знаний за 2016/2017 учебный год составлял 75 %, а за 2017/2018 учебный год 88 %.
Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности способствует развитию учебной активности и исследовательской деятельности.
Литература:
- Запрудский Н. И. «Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация/Запрудский Н. И.//Физика: проблемы исследования. — 2009.— № 4. — С.51–57.
- Кларин М. В. «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования». [Текст] Рига, “Эксперимент», 1998. — 176 с.
- Нимаева, Е.Г. «Проектная деятельность в начальной школе»/Е. Г. Нимаева//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 182–184
- Пахомова Н. Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов». 3-е изд., испр. и доп. М.: Аркти, 2003. — 112 с.
- Полат, Е.С. «Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика» [Текст] / Е. С. Полат. − М: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. Давыдов В. В. — М: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 1160 с. — Т.1. — 608 с.
- Сазанова А. В. «Генезис и сущность понятия метод проектов» [Электронный ресурс] / Сазанова А. В.// Психология, социология и педагогика — 2012 — № 6. — Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673. — 16.04.2016.