В данной статье описывается экспериментальное исследование на наличие владения компетенциями эффективной коммуникации студентов 1 курса ШЭМ ДВФУ (Школы Экономики и Менеджмента Дальневосточного федерального университета).
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, общительность
Для выявления ситуации о наличии сформированных коммуникативных компетенций у студентов Школы Экономики и Менеджмента ДВФУ(далее ШЭМ), были проведены исследования на основании запроса от работодателей, которые отмечают, что будущему сотруднику недостаточно только «знать» о предстоящей ситуации на работе, но и необходимо уметь, взаимодействовать в обществе через управление временем. А также иметь навык командного взаимодействия, быть стрессоустойчивым, ответственным, творчески и критически мыслить, уметь принимать решения [3, с.43].
Современное вузовское образование не формирует необходимые коммуникативные компетенции. Эффективная коммуникация как компонент развития личности в высшем профессиональном образовании отсутствует.
Проведено исследование студентов Школы Экономики и Менеджмента ДВФУ на наличие владения компетенциями эффективной коммуникации отвечающим запросам рынка труда, в нем приняли участие 145 студентов 1–2 курс (18–19 лет). Базой исследования выступила ШЭМ ДВФУ, кафедра современного банковского дела. Использовались методы исследования: тест Коммуникативных умений Михельсона Л. (Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха), тест Ряховского В. Ф. «Методика оценки уровня общительности», письменный опрос — анкета [1, с.31], [3, с.56].
Выявлено три группы студентов, у которых соответственно высокий, средний и низкий уровень коммуникативной компетенции.
Таблица 1
Сформированности коммуникативных умений студентов ШЭМ
Показатель коммуникативной компетентности |
Группа учащихся |
|||
первая |
вторая |
третья |
четвертая |
|
Уровень общительности |
завышенный |
средний |
ниже среднего |
заниженный |
Коммуникативные умения: |
||||
1 |
К |
К |
К |
А |
2 |
А |
А |
З |
А |
3 |
А |
А |
З |
З |
4 |
З |
З |
А |
З |
5 |
К |
К |
З |
З |
6 |
З |
З |
К |
З |
7 |
А |
А |
З |
З |
8 |
З |
З |
З |
А |
9 |
К |
К |
З |
З |
10 |
З |
З |
К |
К |
Сумма типов реакций |
зависимый 4 |
зависимый 3 |
зависимый 6 |
зависимый 7 |
агрессивный 3 |
агрессивный 0 |
агрессивный 1 |
агрессивный 2 |
|
компетентный 3 |
компетентный 7 |
компетентный 3 |
компетентный 1 |
|
Примечание. Коммуникативные умения:
- Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
- Реагирование на справедливую критику.
- Реагирование на несправедливую критику.
- Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
- Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
- Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет».
- Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
- Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
- Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
- Реагирование на попытку вступить с ним в контакт.
Студенты с высоким уровнем проявляют осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия; испытывают потребность устанавливать доброжелательные отношения в общении; понимают необходимость овладения коммуникативной культурой; готовы понять позицию другого, свободно передают и получают информацию, активно высказывают свое мнение. Общительны, открыты, искренни, великодушны, отзывчивы. Имеют глубокие знания коммуникативных норм, правил поведения, управляют +своими эмоциями. Выявлены умения слушать, создавать атмосферу творческого взаимодействия и сотрудничества, доверия, взаимопонимания, гибкости. Могут использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения; свободно выражают мысли; адекватно оценивать и контролируют действия; демонстрируют устойчивое стремление к установлению и поддержанию контактов; способны преодолевать трудности общения.
Часть студентов со средним уровнем развития коммуникативной компетентности испытывает интерес в межличностных контактах и коммуникативном взаимодействии, слабо представляет его стратегию, поэтому не всегда достигает цели. Имеют достаточный объем знаний коммуникативных норм, правил поведения в общении. Признает значимость ценности партнера. Обладает такими качествами, как доброта иэмпатия, понимание и уважение, но в критической ситуации общения может потерять самообладание. Реагирует на чувства партнера по общению, лежащие на поверхности, но ошибается в их интерпретации. У студентов трудности со спонтанность самовыражения, в прогнозировании развития отношений, в сотрудничестве. При самоконтроле и самооценке не всегда объективен.
Студенты с низким уровнем развития коммуникативной компетентности демонстрирует отсутствие интереса к общению, не стремится к межличностным контактам, не стремится к сотрудничеству в процессе общения. Уровень развития коммуникативных умений — низкий. Студенты, обладающие низким уровнем развития коммуникативной компетентности, в общении ограничены. Общение носит интуитивный характер, эмпатия развита слабо, импульсивны.
Таким образом, современное вузовское образование формирует частично необходимые компетенции эффективной коммуникация как компонента развития личности в профессиональной деятельности. Результаты исследования показали три группы студентов с различным уровнем владения коммуникативными компетенциями — высокий, средний, низкий. С выявленными группами студентов в дальнейшем необходимо проводить педагогическую работу для формирования коммуникативных компетенций, учитывая в методиках и практиках особенности каждой группы студентов на преобразующем этапе исследования.
Литература:
- Курилова С. Ю.Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: Дисс. канд. педаг. наук. — Владикавказ, 2011. — 224с., режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-starsheklassnikov-v-uchebnoi-proektnoi-deyatelno
- Гузикова Т. А. Формирование профессионально-личностных качеств у студентов — олигофренопедагогов в процессе обучения в вузе: Дисс канд. педаг. наук- Владикавказ, 2011. — 196с., режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-lichnostnykh-kachestv-u-studentov-oligofrenopedagogov-v-protsess
- Орлов, O. M. Профессиональная коммуникативная компетентность будущего специалиста / О. М. Орлов// Вестник ОГУ. 2002. — № 1. — С.128–132., режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-determinanta-professionalnogo-stanovleniya-budushchego-ps