Капитальное строительство играет ключевую роль в ускорении научно-технического прогресса в народном хозяйстве. Реализация проектов на новое строительство и реконструкцию действующих транспортных сетей обеспечивает внедрение в экономику научно-технических достижений, создание новых, а зачастую и необходимых средств производства работ и технологий их выполнения.
При решении данных задач значимая роль отводится проектным организациям и институтам, производственная деятельность которых в настоящее время неразрывно связана с экономическим состоянием народного хозяйства. Это обуславливается тем, что на стадии проектирования определяется судьба будущего объекта или сооружения дорожной сети, принимается решение о ходе строительства, уделяется внимание размещению будущего объекта капитального строительства, устанавливаются его технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения и, в конечном итоге, эффективность капитальных вложений.
В условиях рыночной экономики решающим критерием устойчивой жизнеспособности и развития проектных компаний дорожно-строительной сферы является эффективное участие в подрядных торгах.
Результативность участия в торгах устанавливается подписанным договором или контрактом на осуществление проектной деятельности между заказчиком и проектной организацией.
Однако реальность сегодняшнего дня обусловлена и тем, что итогом проведения подрядных торгов в строительстве является приоритет в выборе подрядчиком критерий надёжности, своевременности, качества и стоимости исполнения подрядного договора. Последнее, в свою очередь, зачастую выступает решающим фактором выбора победителя, при рассмотрении заявок и предложений лиц, участвующих в данных торгах.
Таким образом, перед компаниями, проектирующими элементы транспортных сетей, возникает задача подходящим образом определить и оценить целесообразность применения разработанных вариантов конструкций и параметров элементов автодороги. [1]
Корректная оценка проектных решений, сочетающих в себе пожелания заказчика и идеи проектировщика, при многовариантном проектировании автомобильных дорог, оставляет за собой возможность конкурентоспособности предложений проектной организации на тендерном пространстве.
Стало быть, для поддержания конкурентоспособности решений организаций проектного дела необходима разработка и внедрение четкой системы технико-экономического обоснования выбора оптимальных вариантов в рамках разрабатываемого проекта. При этом технико-экономическое обоснование параметров автомобильной дороги должно стать важным разделом проектирования. В процессе разработки проекта на основе исходных данных и положений нормативных документов должны быть назначены геометрические и конструктивные параметры автодороги. Осуществляется это в зависимости от исходных данных, которыми выступают характеристика и целевое назначение автомобильной дороги, природные условия района проектирования: климатические, геоморфологические, грунтово-геологические и гидрогеологические. [1] Дальнейшее определение параметров объекта проектирования должно основываться на технико-экономическом обосновании, путем поиска оптимального решения или на основе сравнения вариантов.
Под технико-экономической оценкой необходимо подразумевать направленные на выбор лучшего варианта расчеты, которые помогут качественно охарактеризовать варианты проектных решений, с учетом обязательного выявления экономической эффективности при их применении [2]. В результате осуществлении подобного рода оценки должно быть отражено влияние функциональных, технических, технологических и организационных факторов рассматриваемого проекта на экономические результаты.
Наряду с этим, отличающимися особенностями данного метода оценки проектных решений можно обозначить как измерение взаимозависимости между факторами, так и задействование системы технико-экономических показателей, подразумевающее под собой вычленение и группирование факторов, оказывающих влияние на рассматриваемые показатели. [3] Применяется именно система технико-экономических показателей, поскольку каким-то одним показателем зачастую оказывается невозможным выразить эффективность проектного решения.
По методу выражения показатели чаще всего подразделяют на стоимостные, натуральные и относительные. [3] Натуральные показатели (расход материалов, трудоемкость, энергоемкость, продолжительность строительства и др.) обычно свидетельствуют о структуре затрат или об условиях, предопределяющих эти затраты. Нередко по разным вариантам проектных решений эти показатели не могут быть сопоставимы друг с другом из-за качественных различий.
Так, если говорить об экономической составляющей обоснования проектного решения, то необходимо упомянуть об экономичности проекта, в результате применения данного решения. Экономичность в свое время выступает качественной категорией, которая отражает идею соблюдения экономии по всем ресурсам, будучи задействованным в строительстве и дальнейшей эксплуатации объекта транспортной сети. Она также включает оценку эффекта от сокращения периода строительства, оценку экономической составляющей изъятия земельных угодий и другие моменты.
Но ведь технико-экономическое обоснование не подразумевает только экономический эффект, проявляющийся в виде снижения затрат. Необходимо учитывать и технико-эксплуатационные показатель дороги, которыми могут выступать скорость, уровень обеспеченности движения потока автомобилей, характеристики геометрических и конструктивных элементов дороги. Последнее время для оценки вариантов трассы дороги или конструкции дорожной одежды наряду с другими транспортно-эксплуатационными характеристиками принимают показатель уровня эксплуатационной надежности. [2] Однако, по причине разнообразия специфики содержания различных проектных решений существуют различия в подходах к методике оценки и выбору лучших решений.
Для наиболее точного определения эффективности проекта по технической составляющей, возникает необходимость отнесения проектируемого объекта к соответствующей группе. Так, при техническом обосновании варианта, в зависимости от назначения будущего объекта транспортной сети, они могут быть отнесены к трем группам: с преобладанием социальных целей (улично-дорожные сети городов, федеральная сеть дорог); с преобладанием производственно-экономических целей (для обеспечения транспортной связи объектов производственного назначения); с преобладанием экологических целей (для обеспечения транспортной связи с объектами, обеспечивающими чистоту воздушного и водного бассейнов, почв, сохранение природных ландшафтов). [1] Исходя из условий целевого назначения к одной и той же группе технических характеристик, могут предъявляться различные требования.
Технико-экономическая оценка должна применяться не только для выбора лучшего проектного варианта из всего числа альтернативных, но и при экспертизе проектной документации, проведении научно-исследовательских работ по обоснованию типологических проектных решений и областей рационального применения проектных решений для массового строительства. [3]
Таким образом, в условиях ограниченности финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятий проектного дела появится возможность решения проблемы оценки и выбора наиболее эффективных и выгодных конструктивных и геометрических элементов автомобильных дорог, технологий их устройства, а также методов поддержания их эксплуатационных характеристик.
Правильное определение проектной компанией оптимального варианта, в зависимости от предъявляемых к нему требований, предоставит ей возможность подписания договора подряда, при условии соблюдения правил и требований к проведению торгов на всех этапах.
На сегодняшний день, одержание победы в подрядных торгах может не только гарантировать осуществление производственной деятельности, но также предполагать о возможности роста и развития компании, проектирующей объекты транспортной сети.
Литература:
- Экономическое обоснование проектных решений. Глава 5. [Электронный ресурс] / Студопедия // Учебное пособие экономиста. Режим доступа: https://studopedia.org/4–46982.html.
- Каганович, В. Е. Технико-экономическое обоснование параметров автомобильных дорог с учетом их эксплуатационной надежности: уч.пособие/ В. Е. Каганович, А. В. Грико, Э. М. Копац. — Новосибирск: НовосибИСИ, 1978. -88 с.
- Савина, Евгения Юрьевна. Экономическое обоснование проекта по разработке мобильного приложения для предприятий: магистерская диссертация: 38.04.01 / Е. Ю. Савина. — Красноярск: СФУ, 2016–85 с.