Ювенальная юстиция в России: советский период и современность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 14.05.2018

Статья просмотрена: 1382 раза

Библиографическое описание:

Фомина, А. А. Ювенальная юстиция в России: советский период и современность / А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50343/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция, ювенальный суд.

После свержения монаршеской власти и закончившейся революции взгляд на существовавшую модель правосудия в отношения несовершеннолетних у новой власти изменился.

Уже в 1918 году ювенальные суды как автономные суды прекратили свое существование. Данное решение лишь показало всю проблематику сложившейся ситуации. Ведь отказ от ювенальных судов ставил под вопрос возможность выбора способа наказания несовершеннолетнему правонарушителю.

14 января 1918 СНК РСФСР был принят Декрет «О Комиссиях для несовершеннолетних». Декрет провозглашал отмену судов для несовершеннолетних и такую меру наказания, как тюремное заключение. Теперь работа с несовершеннолетними велась специально созданными Комиссиями. В состав комиссии входили представители следующих ведомств: юстиции, просвещения и общественного презрения. Обязательны было присутствие врача [3, с.69] Комиссия была вправе освободить малолетнего правонарушителя либо передать его дело в соответствующее учреждение Наркома общественного презрения.

В отличие от существовавших ювенальных судов в дореволюционный период Комиссии по делам несовершеннолетних располагались на территории всего государства. Главным аппаратом управления, координирующим всю деятельность Комиссий на местах, являлась Центральная комиссия по делам несовершеннолетних. Аналогов данным Комиссиям в мире не было. В обязанности Комиссий помимо вопросов об ответственности малолетних правонарушителей входила и забота об их воспитании, условиях жизни, а также борьба и профилактика беспризорности.

В основном дела в отношении несовершеннолетних решались Комиссией самостоятельно. Лишь в исключительных случаях, таких как рецидив и опасность деяния дела передавались на рассмотрение в суд. Огромная работа в то время велась и вопросах взаимодействия между учреждениями власти, были созданы органы социального обеспечении и распределительные пункты [1, с.20]

Нельзя не отметить и развивавшуюся в то время законодательную базу. 30 июля 1920 года была принята инструкция «О работе комиссии о несовершеннолетних». Данная педагогическая инструкция содержала методику работ Комиссий. Слушание были публичными, на заседаниях могла присутствовать пресса, однако фамилии несовершеннолетних не раскрывались. Благодаря созданию данных комиссий несовершеннолетних удалось отгородить от уголовного судопроизводства, тем самым повышая гуманистическую политику в отношении подростков.

Однако гуманистическая направленность не оправдала ожиданий, рос несовершеннолетних преступников с каждым годом все больше увеличивался. Если в 1919 году осужденных подростков было 0,7 %, то уже с 1925 году этот процент вырос до 2,1. В связи с этим власть задумалась о создании судов по делам несовершеннолетних.

В феврале 1920 года был разработан и вынесен на обсуждение в правительство декрет «О суде над несовершеннолетними». Принят данный декрет был 4 марта 1920 года. Новеллой явилось то, что теперь дела в отношении несовершеннолетних в возрасте 14–18 лет передавались на рассмотрение народного суда, если Комиссия по делам не совершеннолетних не смогла применить к ним медицинские или педагогические меры воздействия.

Инструкцией Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних от 1921 года определялся порядок передачи дел в отношении несовершеннолетних в суд. Так, суду были полномочны дела о повторно совершенных преступлениях подростками, а также о побегах из исправительных учреждений, куда попадали несовершеннолетние после решения Комиссии.

Знаковым событием того периода времени явилось и то, что впервые были четко определены принудительные меры воздействия на несовершеннолетних, а именно: беседа, разъяснение, замечание, внушение, оставление на свободе под присмотром родителей, устройство на работу, определение в школу, оправление на родину, помещение в специализированные воспитательные и лечебные учреждения.

После принятия в 1923 году Уголовно-процессуального кодекса в РСФСР впервые был закреплен механизм работы ювенальных технологий. Новым явилось то, что теперь четко были регламентированы вопросы подсудности дел, сроков их рассмотрений, а также внедрены квалификационные требования к судьям по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. Судебное заседание по вопросам ответственности несовершеннолетнего велось только в присутствии защитника [3, с.70–71]

Правосудие по делам несовершеннолетних вновь приняло карательный характер, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» было возобновление привлечение несовершеннолетних ко всем видам наказания, а также был снижен возраст привлечения к уголовной ответственности до 12 лет. Комиссии по делам несовершеннолетних вовсе были ликвидированы. Теперь борьбу с подростковой преступностью вел НКВД в его же ведении были и специализированные учреждения по делам несовершеннолетних.

Впоследствии в 60-е годы 20 столетия Комиссии по делам несовершеннолетних вновь были воссозданы. Основными задачами данных Комиссии явилось: рассмотрение дел о преступлениях, совещенных подростками, защита их прав и свобод, а также надзор и профилактика беспризорности. В УК РСФСР 1960 были введены смягчающие обстоятельства в отношении несовершеннолетних, а также возможность применение принудительных мер воспитательного характера взамен уголовной ответственности. УПК РСФСР 1960 года ввел новый специальный раздел «Производство по делам несовершеннолетних». Таким образом, гуманистические традиции в отношении ювенальной юстиции снова возродились [1, с.21]

После распада Советского Союза правовые акты, действовавшие до сих пор, прекратили свое существование. Вопрос о создании правосудия в отношении несовершеннолетних в новой России ставился очень остро.

Верховным Советом РСФСР в 1991 году была одобрена Концепция судебной реформы, которая предусматривала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Верховным Советом СФСР вела попытка разработки проекта закона о ювенальных судах, но в дальнейшем он не получил своего развития и последующего ободрения, так как не был вынесен даже на обсуждение.

Первые два созыва Государственной Думы также оставляли эту проблему без своего внимания.

Однако в Государственной Думе все же были сторонники введения закона о ювенальных судах (Мизулина Е. Б., Лахова Е. Ф., Махачев Г. Н. и др.) Ими было принято решение о внесении поправки в закон о судебной системе, а затем уже принятие самого закона о ювенальных судах. В Государственную Думу документов. В Государственную Думу был внесен проект ФКЗ «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации». Данный Закон предусматривал введение в закон о судебной системе статьи о ювенальных судах. Проектом было предусмотрено создание специализированных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), данные суды должны были рассматривать дела с участием хотя бы одного несовершеннолетнего в суде первой инстанции, второй, в порядке надзора и по вновь открывшемся обстоятельствам.

Председателем Верховного Суда РФ Лебедевым М. В. в декабре 2001 года был подготовлен и направлен председателю Государственной Думы Селезневу Г. Н. положительный отзыв на проект закона. Также положительный отзыв получило и Министерство юстиции Российской Федерации. В феврале 2002 года Федеральный Конституционный Закон о внесении изменений в судебную систему РФ был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В первом чтении дынный проект был одобрен большинством голосов депутатов. В то время значительная часть политиков поддерживала идею внедрения ювенальных технологий в российское правосудие.

Все же 8 октября 2010 года Государственной Думой РФ во втором чтении более 400 депутатов отклонили проект конституционного закона «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части, касающейся создания специализированных судов по делам несовершеннолетних. По факту отклонение проект депутаты высказывались об отсутствии четкой структуры судов для несовершеннолетних, излишней размытости компетенции ювенальных судов, а также было непонятно: ювенальный суды будут существовать самостоятельно, либо в структуру отдельного суда будет включена в специализированная должность судьи по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Оставался открытым и вопрос подсудности, а также возможности рассмотрения уголовных и гражданских дел совестно.

Данный проект поднимал немаловажный вопрос о целесообразности создания указанных судов вообще. Для решения вышеназванных вопрос необходимо было принять ряд законопроектов.

Был разработан проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации». По данному проекту в систему ювенальных судов входили ювенальная судебная коллегия Верховного Суда РФ, ювенальные судебные коллегии судов субъектов и федеральные ювенальные судьи. Ювенальные суды должны были рассматривать уголовные и административные дела, в которых несовершеннолетний выступал либо подозреваемым, либо потерпевшим. При рассмотрении гражданских дел в ювенальном суде подросток мог выступать одной из заинтересованных сторон.

Был подготовлен еще один законопроект «Об основах системы ювенальной юстиции». Указанный проект Федерального закона определял следующие государственные органы и учреждения, способствовавшие установлению в России ювенальных технологий: ювенальные суды, уполномоченные по правам ребенка; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; должностных лиц и иных работников прокуратуры, органов следствия и дознания; специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания; воспитательные колонии и иные специализированные учреждения. Однако, и этому закону не суждено было обрести свое существование в законодательной базе Российской Федерации [2, с.11.-13].

Современные УПК и УК содержан отдельные разделы, которые относятся к малолетним. Однако до настоящего времени законодателю все же не удалось разработать единый закон, регулирующий правосудие по делам несовершеннолетних.

На сегодняшний день правосудие в отношении несовершеннолетних осуществляется по единым стандартам, принципам и нормам уголовного процесса, хотя и отличается некой мягкостью. Все же законодатель пока не готов к кардинальным реформам в данной области.

Литература:

  1. Замышляев М. Д. Перспективы ювенальной юстиции в России: исторические аспекты // Вопросы ювенильной юстиции. — 2012. — № 5. — С. 18–22.
  2. Замышляев М. Д. Перспективы ювенальной юстиции в России: исторические аспекты // Вопросы ювенильной юстиции. — 2012. — № 6. — С. 11–15.
  3. Льноградская О. И. История становления ювенальной юстиции // Вестник Самарского юридического института. — 2013. — № 3(11). — С. 67–72.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, суд, Российская Федерация, Государственная Дума, РСФСР, судебная система, рассмотрение дел, Россия, ювенальная юстиция, ювенальный суд.


Похожие статьи

История становления и развития ювенальной юстиции в России в дореволюционный период

Защита прав и свобод граждан мировой юстицией

В статье рассматриваются различные подходы к понятию «мировая юстиция», компетенция мировых судей при рассмотрении гражданских дел, а также последствия включения института мировых судей в судебную систему РФ и мероприятия по их устранению.

Сравнительно-правовое исследование организации конституционной юстиции в зарубежных странах

Некоторые вопросы преступности несовершеннолетних: ювенальная юстиция

В данной статье анализируется некоторые тенденции преступности несовершеннолетних и анализируется текущее состояние системы ювенальной юстиции в Российской Федерации в рамках осуществления частной превенции.

Институт присяжных заседателей в государствах СНГ: сравнительно-правовой аспект

Заключение прокурора с учетом «процессуальной революции» в арбитражном процессе

Проблемы апелляционного судопроизводства в РФ в свете судебной реформы

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Пути эволюции российского суда присяжных заседателей

Генезис процессуальной защиты и представительства в органах административной юстиции на белорусских землях в достатутный период

Похожие статьи

История становления и развития ювенальной юстиции в России в дореволюционный период

Защита прав и свобод граждан мировой юстицией

В статье рассматриваются различные подходы к понятию «мировая юстиция», компетенция мировых судей при рассмотрении гражданских дел, а также последствия включения института мировых судей в судебную систему РФ и мероприятия по их устранению.

Сравнительно-правовое исследование организации конституционной юстиции в зарубежных странах

Некоторые вопросы преступности несовершеннолетних: ювенальная юстиция

В данной статье анализируется некоторые тенденции преступности несовершеннолетних и анализируется текущее состояние системы ювенальной юстиции в Российской Федерации в рамках осуществления частной превенции.

Институт присяжных заседателей в государствах СНГ: сравнительно-правовой аспект

Заключение прокурора с учетом «процессуальной революции» в арбитражном процессе

Проблемы апелляционного судопроизводства в РФ в свете судебной реформы

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Пути эволюции российского суда присяжных заседателей

Генезис процессуальной защиты и представительства в органах административной юстиции на белорусских землях в достатутный период

Задать вопрос