Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, препятствующие эффективной профориентационной работе в школе.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, уроки технологии.
Введение. Профессиональная ориентация школьников актуализируются в связи с тем, что повышаются требования к общеобразовательным организациям и их деятельности по подготовке выпускников в будущей трудовой деятельности.
Систему профессиональной ориентации в образовательных организациях необходимо рассматривать как комплекс мероприятий, осуществляемых школой, профориентационными центрами, семьей в тесной связи педагогики, психологии, социологии с политикой подготовки кадров, ставящих одной из главных задач воспитание самостоятельного, осознаваемого отношения к трудовой деятельности.
Исходя из образовательных и прогностических концепций, структура профориентационной работы в целом и ее компоненты в отдельности должны служить цели формирования всесторонне развитой личности [бесп].
Наиболее полное представление об этих компонентах дали А. Е. Голомшток, Л. А. Йовайша, М. Н. Скаткин, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистякова и др.
Установлено, что профессиональная ориентация включает следующие компоненты:
‒ профессиональное просвещение;
‒ профессиональное воспитание;
‒ профессиональная диагностика и профессиональный подбор;
‒ социально-профессиональная адаптация;
‒ психолого-педагогическое сопровождение [1].
H. С. Пряжниковым определены и обоснованы ряд проблем, препятствующих эффективной профориентационной работе [2, с. 47]:
‒ мало внимания профессиональной ориентации уделяется Министерством образования;
‒ на первое место выступает денежное вознаграждение за работу, а не профессиональный успех;
‒ отсутствие одобряемой обществом элиты, не только обладающей талантами, но и способной направлять их на пользу обществу;
‒ слабое взаимодействие профориентологии со смежными науками и сферами познания;
‒ недостаточность времени, отведенного в образовательных организациях для проведения профессиональной ориентации;
‒ недостаток инновационных методов профессиональной ориентации.
Вопросам профессиональной ориентации уделялось большое внимание ученым исследователем М. Ю. Савченко. Практическая значимость его исследования заключается в том, что разработанная с позиции личностно ориентированного подхода модель формирования личностной готовности к профессиональному самоопределению универсальна, динамична и отражает процесс подготовки девятиклассников к профессиональному самоопределению [3].
По мнению Е. М. Беспаленко, «…профессиональная ориентация — это не просто сумма отдельных действий. В любом её виде действия, составляющие её, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в определенном порядке, строятся по определенному плану» [1].
Таким образом, изучив научную литературу по проблеме, была сформулирована цель исследования — выявить особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Задачи исследования: организация и проведение диагностики старшеклассников, направленной на изучение интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности; определить, в чем особенность профессиональной ориентации в учебное время на уроках технологии.
Объект исследования — обучающиеся старших классов.
Предмет исследования — профессиональная ориентация на уроках технологии.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие учащиеся пятых — восьмых классов МБОУ СОШ № 94 г. Воронежа. Методы исследования: определение направленности старшеклассников «на себя», «на дело», «на взаимодействие» (ориентировочная анкета В. Смейкала и М. Кучера); оценка оптимизма и активности личности старшеклассника (исходя из динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова); определение профиля мышления с целью выявления доминирующих способов переработки информации и креативности.
Результаты и их обсуждение
Проведенное исследование направленности личности старшеклассников позволило выявить особенности личности, способствующие или тормозящие профессиональную ориентацию. Полученные результаты показали, что у двадцати двух обучающихся из восьмидесяти трех ориентированы «на себя». Доминирование в структуре личности направленности «на себя» свидетельствует о выраженности у испытуемых эгоцентризма, стремления к личному благополучию, желание иметь престижную работу. Для таких обучающихся интересы и благополучие других людей стоят на втором месте.
У сорока шести обучающихся преобладала направленность «на дело». Это свидетельствует о стремлении обучающихся к реализации целей и решению задач профессиональной ориентации. Эти ученики отличаются уверенности в себе, часто становятся неформальными лидерами, мотивированы на получение профессии.
У двенадцати испытуемых отмечена направленность «на взаимодействие». Остается непонятным, почему в этой категории наименьшее количество испытуемых. При наблюдении за учащимися во время уроков, отмечалось, что большее количество (чем показало исследование) старшеклассников конформны, зависят от класса или группового мнения. По сути, это категория старшеклассников, для которых профессиональная ориентация ушла на второй план. Они общительны, хорошо контактируют с другими учащимися, но малопродуктивны в профессиональном самоопределении.
Оценка оптимизма и активности личности старшеклассника позволила выявить ценностную сторону мировосприятия, в которой Мир осмысливается с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д.
Оптимизм рассматривался как система взглядов и отношений старшеклассников к своей жизни, к будущему (в том числе к профессиональной деятельности), к себе и к окружающим.
Результаты исследования отражены в таблице.
Психологический тип |
Оптимизм «ключ» |
Оптимизм Кол-во испытуемых |
Активность «ключ» |
Активность Кол-во испытуемых |
Реалисты |
14–20 |
28 |
14–20 |
32 |
Активные оптимисты |
21–24 |
12 |
22–36 |
18 |
Активные пессимисты |
6–13 |
14 |
22–36 |
17 |
Пассивные пессимисты |
6–13 |
6 |
9–13 |
6 |
Пассивные оптимисты |
21–24 |
23 |
9–13 |
10 |
Из таблицы видно, что достаточно много «реалистов», которые адекватно оценивают текущую ситуацию. Они ориентируются на свои силы и возможности при выборе профессии. «Реалисты», как правило, устойчивы к стрессу, стабильны в учебе. В строке «оптимизм» их 28 человек, а в строке «активность» — 32. Это хороший показатель, который отражает уровень проводимой профессиональной ориентации.
«Активных оптимистов» в первой и второй шкале почти в два раза меньше. Но учитывая возрастные и психологические особенности, это хороший результат. Эти учащиеся верят в успешное будущее и в свои силы. Они активны в достижении цели.
«Активных пессимистов», как ни странно, оказалось много, 14 и 17 человек соответственно. «Активным пессимистам» свойственна активность, но она часто неконтролируемая и может провоцировать деструктивные поступки. Анкетирование в данном случае не совпадает с мнением наблюдения за старшеклассниками на уроках технологии и во внеурочное дело. Реально, к «активным пессимистам» можно было бы отнести трех-четырех обучающихся.
«Пассивных пессимистов» по шкале «оптимизм» и по шкале «активность» 6 человек. Скорее всего, эта цифра совпадает с результатами педагогического наблюдения. На самом деле, есть такие учащиеся, которые ни во что не верят, ничего не предпринимают для того, чтобы добиться более высоких результатов в обучении. И даже зная, что необходимо готовиться к единому государственному экзамену, проявляют инертность и безразличие. Эти учащиеся однозначно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и в профориентационном сопровождении.
«Пассивных оптимистов» по шкале «оптимизм» — 23 человека и по шкале «активность» — 10 человек. Результаты немного противоречивы. «Пассивных оптимистов» по наблюдению больше, чем 10. Скорее, верной была бы цифра 23. Так как учащихся, девизом которых являются слова «…все само собой образуется», или «…пройдет и это», достаточно много. Наверное, хорошо, что дети способны легко переживать неудачи в учебе, веселы и добродушны, но они не готовы к выбору профессии. В дальнейшем, это может стать причиной для разочарований, если профессия не будет соответствовать возможностям, и не будет удовлетворять потребности.
Полученные данные позволили сформулировать направленность профессиональной ориентации для каждой категории испытуемых.
Определение профиля мышления, как индивидуального способа аналитико- синтетического преобразования учащимися информации дало представление о выраженности креативности и базового типа мышления.
Исследовалось предметное, символическое, знаковое, образное мышление и креативность. Результаты исследования показали, что почти у всех испытуемых преобладание какого-либо типа мышления имеет различия в 2–4 балла. Это маленький разрыв, но он может гарантировать выраженность типа мышления. Больше всего учащихся с образным мышлением, при котором, преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами.
Предметное мышление, результатом которого является мысль, воплощенная в новой конструкции, имеют примерно четверть испытуемых.
Знаковое мышление, при котором преобразование информации осуществляется при помощи умозаключений, имеют меньше четверти испытуемых. Этим мышлением обладают учащиеся с гуманитарным складом ума, а результатом переработки информации является мысль в форме понятия или высказывания.
Символическое мышление и креативность выражены меньше всего.
Заключение. В ходе проведенного теоретического и практического исследования выявлена актуальность проведения профессиональной ориентации на уроках технологии в теории и практике школьного образования.
Выявлены, обоснованы и проверены особенности профессиональной ориентации на уроках технологии. Обоснованы педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников, которые включают комплексную диагностику.
При проведении профессиональной ориентации необходима интеграция усилий субъектов образовательного процесса, направленных на развитие личностных качеств старшеклассников, их мышления, креативности.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. /Н. С. Пряжников// [Текст]. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 108с.
- Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие: практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. //М. Ю. Савченко// [Текст]. М.: Вако. — 2005. — 240 с.