В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.
Ключевые слова: младший школьник, адаптация, познавательные процессы, школьное обучение.
Одной из первостепенных задач психолого-педагогической диагностики является преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования.
Адаптационные механизмы детей младшего школьного возраста особенно нуждаются в развитии, укреплении. Состояние здоровья детей в целом и успешность обучения тесно связаны. Они как две стороны медали. Поэтому главной задачей психодиагностики адаптационных механизмов первоклассников является необходимость объективного оценивания состояние здоровья детей, предвидение трудностей, которые их ожидают, и по возможности сделать все, чтобы предотвратить их, не допустить срыва и тем самым помочь маленьким школьникам преодолеть первый серьезный этап социальной адаптации.
Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон) и с применения тестов интеллекта, психодиагностика для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности, которые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников.
Вместе с тем на развитие психодиагностики сказывалось отставание теоретического уровня осмысления явлений от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и, прежде всего, корреляционного и факторного анализа, использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффективность психодиагностики.
Для преодоления трудностей обучения требуются определённая зрелость всех систем организма, сформированность таких компонентов, как мышление, память, развитие моторных, зрительных, пространственных, речевых и других функций, которые составляют психофизиологический статус и имеют прямое отношение к здоровью.
Круг нерешённых вопросов достаточно широк. Практически не используется комплексный системный анализ оценки здоровья, отсутствует унифицированный организационно-педагогический алгоритм проведения подобных исследований. Всё это даёт возможность для активной исследовательской работы и позволяет определить не только потенциал здоровья ребёнка, но и сформировать опасные факторы риска школьной дезадаптации.
Атмосфера школьного обучения предъявляет постоянно растущие требования к психофизиологическому статусу ребенка. По мнению Л. Ф. Казначеевой с соавторами, новации в содержании и технологии учебного процесса не всегда адекватны возможностям школьника [1, с. 34].
Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество резко увеличивают число больных учеников. Ряд авторов считает, что усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Угрожающее изменение экологической обстановки, нагнетание социально-экономических проблем, усиление информационных потоков — это современные условия существования. Новое поколение детей оказалось в ситуации дисбаланса имеющихся способностей и возможной их реализацией. Уменьшается группа детей с нормальными средними темпами развития. Вырос процент детей с крайними вариантами онтогенетического развития, при этом с замедленной скоростью созревания функциональных систем дети встречаются чаще, чем с ускоренными темпами.
Для конкретизации картины общей заболеваемости детей приведем данные Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, по которым лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения и 35–40 % — хронические заболевания. Причем по данным И. М. Барсуковой не менее 80 % хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте [2]. Согласно наблюдениям Н. Н. Савиной 40–60 % современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в деятельности мозга [2].
В настоящее время разрабатывается и апробируется большое количество вариантов режимов обучения, с целью коррекции и профилактики состояния здоровья школьников. И это дает определенные результаты. Так, А. И. Бурханов [2] указывает, что внедрение в учебный процесс мероприятии по профилактике ведущих форм школьной патологии, как, например, зрительные тренажеры, ножные массажные коврики, специальные физические упражнения, позволило в течение 2-х лет снизить у 31,9 % детей выраженность миопии и у 21 % — плоскостопие.
В итоге, особую актуальность приобретает поиск здоровьесберегающих методов коррекции и нормирования нагрузок.
В сфере медицины, в силу ее неспособности охватить не только лечение, но и профилактику заболеваний образовалось новое научное направление — валеология («валео» — здравствую, быть здоровым). Термин был предложен И. И. Брехманом в 1979 году. Предложена масса валеопрограмм, моделей здоровья, направленных в помощь подрастающему человеку. Приоритет внедрения и применения валеологических мер отводится общеобразовательной школе, в силу исторически сложившейся просветительской функции, а также благодаря тому, что школу посещают практически все дети.
Профилактика заболеваемости требует привлечения различных узких специалистов для диагностирования, коррекции и лечения всевозможных функциональных отклонений. Также научные работники, занимающиеся изучением причин общего ослабления состояния организма, пришли к выводу, что «здоровье» — это конкретное понятие и оно не связано только лишь с наличием или отсутствием заболеваний. Так, по определению ВОЗ здоровье — это «полное психическое, физическое, биологическое, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или дефекта». В статье В. П. Казначеева и Н. А. Скляновой [2] дается такое понятие: «здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических и физиологических функций, оптимальная трудоспособность, социальная активность при максимальной продолжительности жизни».
Следовательно, без предварительной диагностики морфо-функциональных, нейродинамических особенностей, а также без изучения хода умственной и физической работоспособности конкретных детей без валеологической экспертизы увеличивать учебную и физическую нагрузку небезопасно.
В сфере психологии на сегодняшний день для практического психологического исследования процесса адаптации младших школьников к обучению психологами-практиками используется достаточно большой спектр авторских, апробированных психодиагностических методик. В качестве примера приведем примерный план психодиагностического обследования первоклассников.
План комплексного диагностического обследования первоклассников.
1 Методика «Школа зверей»
2 Методика «Разговор о школе»
3 Методика «Десять слов»
4 Методика «Эталоны»
5 Методика «Разложи картинки»
6 Методика «Четвертый лишний»
7 Методика «Тест Кеэса»
8 Методика «Графический диктант»
9 Обработка результатов обследования
10 Составление рекомендаций по повышению уровня развития психических свойств, психических познавательных процессов первоклассников
11 Знакомство с данными диагностического обследования и получение рекомендаций классными руководителями 1-А и 1-Б классов
12 Знакомство с данными диагностического обследования первоклассников администрацию МОУ СОШ № 28 г. Пятигорска.
Данное психодиагностическое обследование рекомендуется как дополнительное к общей диагностике адаптационных процессов младших школьников.
Литература:
- Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий // А. Ф. Ануфриева. — М.: Альфа, 1992. — 68 с.
- Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога // Т. А. Шилова — М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2015. — 482 с.