Некоторые особенности освоения народных традиций ифольклора вкультурно-досуговой работе
Шулунова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор;
Ажимбекова Гаухар Лесовна, магистрант
Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова (г. Чимкент, Казахстан)
В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к традиционным формам культуры, таким как фольклор, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, народные обряды и праздники, что, вероятно, связано с повышением национального самосознания народа нашей страны и других стран. Каждый народ хочет показать оригинальность и неповторимость своей этнической культуры, наиболее самобытные формы которой отражаются именно в фольклоре, обрядах, праздниках, декоративно-прикладном народном искусстве, то есть в том, что получило название «этнографическая культура». Недаром ученые назвали вторую половину ХХ века «эпохой этнического ренессанса».
Освоение фольклора в условиях современности и различные формы его использования получили в науке название фольклоризма. (Термин введен в конце XIX века французским ученым П. Себийо). На наш взгляд, наиболее удачное определение фольклоризма дает российский ученый В. Е. Гусев. Он пишет: «Фольклоризм — социально-детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в которых развивался и бытовал фольклор». Далее В. Е. Гусев отмечает, что фольклоризм — это «сложный противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества. [1]. Наиболее часто интерес к различным видам традиционной народной культуры проявляется в рамках свободного времени, в сфере досуга. Это подтверждается деятельностью этно-культурных центров, которые активно проводят народные праздники, создают художественные коллективы фольклорной направленности, проводят мероприятия по ознакомлению молодежи с народными обычаями и традициями, привлекают молодежь к проведению художественно-массовой работы, ориентированной на традиционную народную культуру. Только в Шымкенте проводят такую деятельность двадцать этно-культурных центров (славянский, татаро-башкирский, немецкий, корейский, уйгурский, турецкий, чеченский, еврейский, греческий и другие). Освоение фольклора в сфере культурно-досуговой работы может обладать, большим воспитательным эффектом, поскольку фольклор — это особая форма общественного сознания, в которой отразились представления народа о природе, об окружающей действительности, о красоте, о нравственном идеале, об отношении к труду и т. п. Фольклор представляет собой не только художественную сокровищницу народа, но и комплексное средство воспитания молодого поколения. Все это относится и к казахскому устному народному творчеству, в котором отражено мировоззрение, нравственно-этические и эстетические взгляды народа, передававшиеся из поколения в поколение. Особенностью восприятия фольклора является установление состояния сотворчества между исполнителем и аудиторией. «Культура сотворчества была той одухотворяющей основой, которой устная художественная культу и другихра преемственно осуществляла себя, являясь непосредственным источником и Знания, и Доброты, и Красоты» [2]. Опыт воспитания детей и молодежи, накопленный на протяжении веков тем или иным народом реализуется в фольклоре особым, художественным способом. Поэтому высокий гуманизм, свойственный фольклору, может стать стержнем содержания современных массовых праздников. Уважение к старшим, помощь слабым, любовь к труду, коллективные начала взаимодействия людей в обществе, любовь к родному краю — должны стать основой нравственного, трудового и патриотического воспитания современного молодого человека, человека-гражданина.
О необходимости использования фольклора в культурно-досуговой работе говорит тот факт, что социальные функции культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают.
Одной их основных социальных функций культурно-досуговой работы является вовлечение людей в процесс непрерывного просвещения. Фольклор тоже с давних времен выполняет функцию передачи культурных знаний, способствуя социализации индивида той или иной этнической общности. В настоящее время эта функция фольклора подверглась ослаблению и переосмыслению, но тем не менее он сохранил свое познавательное значение как педагогическая, нравственная и эстетическая ценность.
Другой социальной функцией культурно-досуговой работы является вовлечение людей в различные виды самодеятельного творчества, в том числе и в сфере народных художественных традиций. Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности. Причем не только исполнение, но и восприятие фольклорных произведений предполагает момент соучастия, сотворчества, сопереживания, что связано с особым характером фольклора как вида искусства. Сотворчество — поистине та «платформа», на основе которой развертывается во времени указанная форма культуры [2]. Именно в условиях сопереживания-сотворчества происходит «социально-значимое присвоение продуктов индивидуальной деятельности» [3].
К числу основных социальных функций культурно-досуговой работы принадлежит и организация культурного отдыха и развлечений. Учреждения культуры должны выступать в качестве коллективного организатора, влияющего на структуру досуга, способствуя большей эффективности организации отдыха трудящихся. И в этом плане функциональные нагрузки культурно-досуговой работы и фольклора тоже совпадают, поскольку произведения фольклора создавались и исполнялись в основном в свободное время, способствуя отдыху и разрядке напряжения. Этой же цели служили и различные фольклорные игры, которые предназначались не только для детей, но и для молодежи и взрослого населения.
Культурно-досуговая работа должна организовывать общение людей на основе духовных потребностей и интересов, способствовать их непосредственным межличностным и коллективным контактам, дефицит которых наблюдается в современной урбанизированной среде. Организация широкого общения, свободного обсуждения самых разнообразных жизненных вопросов приводит к формированию общественного мнения, способствует объединению людей на основе общих точек зрения на те или иные вопросы и общих интересов. В плане организации общения и формирования общественного мнения между культурно-досуговой работой и фольклором тоже есть много общего, поскольку коммуникативная функция фольклора является одной из основных, так как соучастие в исполнении фольклорных произведений связано с непосредственным межличностным и коллективным общением. [4].
Поскольку функциональные нагрузки культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают, то их взаимодействие будет способствовать повышению эффективности воспитательного процесса в условиях свободного времени, а также освоению и развитию традиционного народного творчества. Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая работа может быть сферой и средством сохранения, освоения и пропаганды традиционного народного творчества, а культурно-досуговые учреждения обладают необходимыми для этого возможностями.
Эффективность использования традиционного народного творчества в культурно-досуговой работе может быть объяснена рядом причин. Во-первых, это понятность и доступность произведений фольклора, поскольку познавательный процесс идет как бы уже проторенными путями, так как многие произведения уже знакомы слушателям, а услышанное старое доставляет истинное удовольствие от того, что оно известно, находится постоянно в памяти слушателя, проверяется им и закрепляется.
Во-вторых, восприятие произведений фольклора обязательно предполагает момент соучастия. Эстетическое сопереживание возникает и от узнавания действительности и от того, что слушателю приходится домысливать услышанное. Зачастую такое домысливание происходит вслух, подхватывается всей аудиторией, если находит одобрение. И эта возможность слушателю и самому раскрыться, самому актуализироваться составляет существенную сторону восприятия произведения фольклора: в известной мере и самому «прозвучать», а не только лишь воспринимать услышанное от исполнителя. [2]. В-третьих, немаловажную роль играет и то, что в большинстве случаев произведения фольклора звучат в праздничной обстановке, с преобладанием торжественно-эмоционального настроя, способствующего лучшему восприятию и усвоению полученной эстетически значимой воспитательной информации. Именно наполненность народных праздников фольклорными произведениями разных жанров, обрядами и ритуалами, играми и забавами превращает их в незаменимое средство комплексного воспитательного воздействия на молодое поколение.
В-четвертых, фольклор как искусство широких народных масс наиболее полно удовлетворяет потребность людей в художественно-творческом осмыслении окружающей действительности, а также реализует потребность в социальной активности.
Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию народных традиций и фольклора в своей воспитательной деятельности в нескольких направлениях.
- Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать его в художественно-массовой работе.
- Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного декоративно-прикладного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.
- Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллективов художественной самодеятельности, использующих фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в своей работе.
В числе форм работы культурно-досуговых учреждений по использованию народных традиций и фольклора можно назвать такие, как фольклорно-этнографические концерты, смотры-конкурсы фольклорных коллективов, фольклорные фестивали, конкурсы семейных ансамблей, смотры-конкурсы исполнителей фольклорных произведений: акынов, макомистов, частушечников, гармонистов, домбристов, балалаечников, бандуристов, сказителей, жырши, оленши и других.
Большое распространение в последнее время получили праздники, организуемые на традиционной народной основе. Чаще всего это календарные праздники, связанные с временами года и приуроченные к определенному циклу сельскохозяйственных работ. К ним относятся празднование Нового года («Коляда», «Овсень»), «Проводы зимы» (на основе масленичных обрядов), «Праздник русской березки» (на основе троицких и семицких обрядов), «Наурыз» (встреча весны в период весеннего равноденствия), «Праздник Нептуна», «Купалье» (на основе обрядов в день Ивана Купалы»), «Праздник урожая» (на основе жнивных и осенних обрядов). [5]
На наш взгляд, нужно согласиться с А. А. Коновичем, который предлагает выделить следующие методические особенности использования народных традиций и фольклора в театрализованном праздничном действии:
- Они могут служить глубокой, серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности.
- Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.
- Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы праздника. [6]
Культурно-досуговая работа по пропаганде народных традиций и фольклора ведется не только в клубных учреждениях, но и в народных, художественных, краеведческих, исторических, этнографических музеях, музеях народного быта, музеях деревянного зодчества, в парках культуры и отдыха, где чаще всего проводятся народные праздники и гуляния, в программе которых широко представлены народные песни, танцы, игры, национальные виды спорта, аттракционы и т. п.
В процессе фольклорной работы сотрудникам культурно-досуговых учреждений необходимо прибегать к помощи этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков. Эта помощь особенно нужна при организации собирательской работы, а также в процессе подготовки того или иного мероприятия по пропаганде народных традиций и фольклора.
Для выяснения отношения молодежи к народным традициям и фольклору нами было проведено анкетирование представителей молодежи города Шымкента. В частности, на вопрос «Сохранены ли у вас дома народные традиции?» были получены такие ответы: «Да» — 30 %, «Нет» — 20 %, «Немного» — 50 %. На вопрос «Соответствует ли использование фольклора современным условиям?» даны ответы: «Да» — 25 %, «Нет» — 40 %, «Не очень» — 35 %. А вопрос «Каков основной источник получения знаний о народных традициях?» дал такие ответы: «Общение с родителями» — 35 %, «Просмотр телепередач» — 25 %, «Посещение народных праздников» — 20 %, «Чтение книг» — 15 %. На вопрос «Посещаете ли вы народные праздники?» даны следующие ответы: «Да» — 20 %, «Иногда» — 40 %, «Нет» — 40 %. Ответы на вопрос «Умеешь ли ты играть на каком-нибудь народном инструменте?» распределились таким образом: «Да» — 25 %, «Нет» — 50 %, «Нет, но хочу научиться» -25 %. Как видим, современная молодежь недостаточно интересуется народными традициями и фольклором, что, вероятно, связано с тем, что пропаганда народной культуры ведется не на должном уровне. Значит, культурно-досуговые работники должны более эффективно заниматься этим направлением деятельности.
Литература:
- Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура. // Современность и фольклор.- М., 1977.-С. 10.
- Нурланова К. Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. — Алм-Ата, 1987, С.39.
- Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство.- Киев, 1977.- С. 233.
- Шулунова Л. И. Культурно-просветительная работа как сфера освоения традиций народной художественной культуры. — Шымкент, 1993.
- Паршин Ю. М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Л., 1989.
- Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М., 1990.- С.127.